«Экстремистские» преступления по статьям 280 и 282 УК РФ могут перевести в категорию тяжких, сообщает Газета.ру. Такое предложение выдвинули силовики, его поддержали депутаты Государственной думы, сейчас инициатива направлена в Генпрокуратуру.
Сейчас депутаты Госдумы по предложению правоохранительных органов готовят предложения о переводе «экстремистских» статей Уголовного кодекса в категорию тяжких преступлений. Это решение стало итогом заседания Ассоциации юристов России, посвященного проблемам межэтнических отношений, прошедшего в Уфе. Принимавший участие в заседании заместитель председателя комитета Госдумы по законодательству Андрей Назаров заявил, что в ближайшее время на рабочей группе комитета будет разработан соответствующий текст поправок. Председатель комитета, глава АЮР России Павел Крашенинников поддержал инициативу.
По мнению представителей прокуратуры, по существующим статьям УК предусматривает «неадекватное наказание». Поэтому и следует перенести статьи из категории преступлений средней тяжести в тяжкие (до 10 лет лишения свободы). Изменения коснутся статей 205.2 (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма), 280 (публичные призывы к насильственному изменению государственного строя) и 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) Уголовного кодекса РФ.
Чаще всего правоохранительные органы пользуются 282 статьёй.
От этой статьи чаще всего страдают оппозиционеры, политики, поэты, а иногда и просто блогеры. Скажем, год условно получил сыктывкарский музыкант Савва Терентьев, недавно вызывали на допрос известного московского поэта Всеволода Емелина.
А блогера nb-licantrop прокуратура обвинила в разжигании за заголовок журнала — «Да здравствует русский бунт, мудрый и милосердный» (цитируется по материалам дела — «СП»).
Сам блогер цитирует по этому поводу статьи сталинского УК:
58−1 Определение контрреволюционной деятельности.«Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов и … правительств Союза ССР, союзных и автономных республик или к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции».
58−1а. Измена Родине: расстрел с конфискацией имущества, или 10 лет с конфискацией имущества.
Согласно официальной статистике МВД, с января по ноябрь 2010 года количество экстремистских преступлений выросло на 25% по сравнению с тем же периодом 2009 года. Было зарегистрировано 597 дел по «экстремистским» статьям УК. Однако приговоров по ним, по подсчетам экспертов центра «Сова», было вынесено всего 52, причем четверть из них — за «интернет-болтовню», отмечает замглавы центра Галина Кожевникова.
Эксперт Международного Института гуманитарно-политических исследований Ирек Муртазин уже пострадал за неосторожное высказывание в блоге. Напомним, он процитировал слух, распространяемый в то время в Казани: якобы, президент Татарстана Минтимер Шаймиев умер, находясь на лечении в Турции. Прокуратура отреагировала, и обвинила блогера в «разжигании социальной розни». За запись привлечь не удалось, и тогда обвинение надёргало цитат из книжки Ирека Муртазина. В итоге приговор — 1 год 9 месяцев колонии-поселения. Недавно Ирек Муртазин условно-досрочно освободился.
Несмотря на приговор и срок, эксперт не считает существование «политических статей» неправильным. Но увеличение наказания, по его мнению, это не самая адекватная мера.
«Проблема межнациональной, религиозной розни действительно существует, и она обостряется. С людьми, которые действительно разжигают рознь, действительно надо что-то делать. Но не думаю, что ужесточение даст какой-то результат.
Эти статьи уголовного кодекса — 280 и 282-я — стали средством расправы над оппозицией. Реальной политической оппозицией, которая не занимается призывами разбираться с людьми другого вероисповедания или цвета кожи.
Из формулировки статьи следует убрать «социальную рознь», потому что применение этого пункта показывает сплошь и рядом, что это именно сведение счётов с политическими оппонентами, защита власти, защита сотрудников милиции, и так далее.
Для защиты представителей власти есть статья УК 319, она так и называется «Оскорбление представителя власти», если человек чувствует себя оскорблённым — пускай подаёт по этой статье. Применять тут 282 статью абсурдно", — говорит Ирек Муртазин.
Лидер движения «За права человека» Лев Пономарёв известен как один из защитников и «активных пользователей» 282-й статьи. По его собственному признанию, именно он добился признания ДПНИ экстремистской организацией. Однако и он недоволен новациями.
«Я понимаю позицию правоохранительных органов: на фоне революций в Северной Африке надо проявить бдительность, показать, что мы на страже, что мы готовы, получить за это одобрение от власти и, вероятно, дополнительное финансирование. Но если они будут «закручивать гайки», то они сделают то, против чего выступает президент.
Наше законодательство достаточно репрессивное, и увеличивать тяжесть наказаний нет никакой необходимости. Нужна неотвратимость применения наказания за преступления. Это принципиальный момент.
Что касается конкретно этих статей. Я бесспорно считаю, что людей, призывающих взять оружие, свергать конституционный строй следует наказывать. Здесь моя позиция совпадает с позицией власти. Но мы видим, что с точки зрения применения этих статей область их применения расширяется, экстремистами объявляются оппозиционеры.
Мы видим, как сейчас люди осуждаются к реальным срокам по обвинению в «разжигании социальной розни» к таким группам, как «власть», «правоохранительные органы». С этим мы, правозащитники, боремся.
Сейчас мы обратились в Верховный суд, чтобы придать силу прецедента тем решениям, которые мы выиграли в процессах, когда людей обвиняли подобным образом. Там, где суд не признавал «правоохранительные органы» или «власть» социальными группами. Мне кажется, что Верховный суд должен внятно высказаться по этому поводу. Эту статью нужно конкретизировать, разъяснить, как судьям вести себя в таких процессах", — рассказал «СП» Лев Пономарёв.
Руководитель Центра «Гражданская позиция» Рем Латыпов выделяет в этих статьях УК в первую очередь политическую и идеологическую, а не уголовную составляющую. По его мнению — чем неувереннее чувствует себя власть, тем чаще она обращается к силовым, репрессивным методам.
«Власть опасается усиливающей конкуренции на почве идей. И хочет задавить всё, что не в силах контролировать. Поэтому им проще запугать, чем вступать в диалог. Эта инициатива говорит о том что власти сильно напуганы, их агрессия — производная от страха. Я думаю, что усиление этих норм — в том числе и борьба с нарождающимся поволжско-уральским и сибирским сепаратизмом.
При этом не следует забывать, что «экстремистские статьи» сомнительны с точки зрения Конституции и Европейской Конвенции поэтому рано или поздно будут оспорены и признаны ограниченно легитимными" — считает Рем Латыпов.