В Воронеже три учительницы одной из общеобразовательных школ в судебном порядке отстояли право на достойное финансовое вознаграждение за свой труд. Суд Железнодорожного района города признал незаконным снижение оплаты труда педагогов, произошедшее после перехода на новую систему оплаты труда в 2007 году. По его решению Департамент финансово-бюджетной политики администрации города и Департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области должны вернуть истицам от 350 до 500 тыс. рублей (эти суммы педагоги недополучили за последние четыре года), а также выплатить по 20 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда.
Суд признал факт манипуляций с так называемыми коэффициентами квалификации педагогов, в результате которых произошло искусственное занижение зарплат учителей. В частности, как было установлено в ходе судебного разбирательства, уменьшение выплат стало возможным, когда в расчетных формулах коэффициент квалификации педагога из положенных 1,2 неожиданно превратился в 0,2. В результате подобного занижения «в январе 2011 года истицам Минаковой, Пугачевой, Чернышевой, учителям высшей категории, за работу на полторы ставки, с учетом всех выплат и премий, в том числе и с подоходным налогом, начислена заработная плата в размере 9030, 8480 и 9908 руб. соответственно», говорится в постановлении суда.
Суд принял во внимание, что если вычесть из зарплат педагогов подоходный налог 13% и оплату коммунальных платежей в размере, приходящемся на одного лица 2500 рублей, то в их распоряжении останется сумма, равная величине прожиточного минимума. А такое финансовое вознаграждение, по мнению суда, «не может обеспечить достойное Учителя существование».
Эксперты напоминают: ранее все подобные иски суды отклоняли, и называют воронежский случай беспрецедентным. Впрочем, говорить о победе педагогов над системой еще все-таки преждевременно. Воронежские власти намерены опротестовать решение районного суда, и дело будет слушаться теперь в областном суде.
Корреспондент «СП» связалась по телефону с Департаментом образования Воронежской области, чтобы узнать позицию его руководства в этом конфликте. Однако руководитель пресс-службы департамента Александра Бабенко сказала, что не вправе давать комментарии:
— Олега Николаевича (О.Н. Мосолов, руководит Департаментом образования — прим. «СП») сейчас нет на месте, а я не уполномочена отвечать на подобные вопросы.
Бабенко предложила написать официальный запрос.
Руководство школы № 74, где работают победившие в суде педагоги, почему-то также отказалось от общения. На вопрос корреспондента «СП», последует ли кто-то из педагогического коллектива примеру коллег, директор учебного заведения Серафима Гревцева сказала, что без разрешения своего непосредственного начальства ничего говорить не будет.
Зато не отказалась высказаться одна из героинь этого судебного процесса, учитель истории воронежской школы № 75 Ираида Минакова.
«СП»: — На каком этапе сейчас ваше дело?
— На сегодняшний день на нас троих, тех, кто выиграл, ответчики (мэрия и департамент образования) подали кассацию в областной суд. На какое число назначат слушания, пока мы не знаем.
«СП»: — Чего вы ждете от новых слушаний?
— До нас дошли слухи, что, вроде бы, есть указание нам отказать. У нас, как вы понимаете, свои источники: у каждого учителя есть уже взрослые бывшие ученики… Так вот, несмотря на то, что судья районного суда четко обосновала свое решение, наверху его хотят заблокировать: якобы боятся, что наш случай вызовет вал аналогичных исков.
«СП»: — Но сдаваться вы не собираетесь?
— Нет, надежда ведь умирает последней. Хотим, конечно, верить, что областной суд все-таки примет нашу сторону. Но, в случае отказа пойдем по всем инстанциям, нам отступать некуда. Дойдем, если надо, и до Европейского суда по правам человека. Пусть там узнают, что российские учителя с университетским образованием получают за свой труд 200 долларов в месяц. Вот уж европейцы удивятся …
«СП»: — Педагогический коллектив вас поддерживает?
— Вообще, наше учительство, к сожалению, всегда было тяжело на подъем… Поначалу в успехе нашем тоже многие сомневались, не верили, что эту систему можно как-то сломать. А сегодня, можно сказать, вокруг нас моральный ажиотаж. У меня телефон который день просто разрывается: звонят из других школ, поздравляют, говорят, что и у них появилась надежда.
«СП»: — А с директором школы, как теперь строятся отношения?
— Здесь все сложнее. Но мы трое уже так сплотились, что руководство в открытую нас пока не притесняет. Вообще же я и мои коллеги, законопослушные граждане, мы никогда не будем ломиться в дверь, зная, что это противозаконно. Но когда в обычной жизни сталкиваешься с тем, что законы говорят одно, а на поверку их вопиющим образом извращают, терпеть это, желания нет. Детей-то наших мы учим, чтобы они верили в наше правовое государство.
Глава Всероссийского фонда «Образование» Сергей Комков считает, что иски воронежских учителей абсолютно обоснованы:
— Дело в том, что система оплаты труда педагогических работников сегодня полностью волюнтаризирована, то есть все отдано на откуп местным чиновникам. Нет единой системы по России. Очень многие параметры используются на уровне региона, то есть исходя из возможностей регионального бюджета. Более того, я думаю, что скоро наши суды завалят исками, связанными с тем, что в систему оплаты труда педагогов введен показатель нормативно подушевого финансирования. Когда деньги идут за учеником: чем больше учеников в школе и классе, тем больше фонд оплаты труда.
«СП»: — Разве это плохо?
— Нужно принять во внимание, что основная масса из 54 тысяч школ у нас маленькие сельские школы или малокомплектные районные школы. Следовательно, самыми низкооплачиваемыми педагогами у нас оказываются учителя в этих самых школах. Это притом, что премьер Путин недавно сделал заявление о том, что 750 учителей отправят на село, выплатят им по полмиллиона рублей «подъемных», и за счет региональных бюджетов построят жилье. Вроде бы, пытаются вернуть учителей на село… Но не учитывают, что вот такой подход к оплате труда никаким образом не способствует возврату педагогических кадров в сельскую местность. Сегодня средняя тарифная ставка оплаты труда сельского учителя примерно в 2,5−3 раза ниже, чем учителя в городской школе.
«СП»: — Но ведь и у воронежских педагогов зарплаты просто смешные…
— Это как раз результат действия 73-го Федерального закона «О разграничении полномочий между субъектами федерации, федеральным центром и муниципальными образованиями. Когда школы финансируются из скудных региональных бюджетов.
«СП»: — Можно ли говорить, что в Воронеже создан судебный прецедент, за которым последует вал подобных исков?
— В том, что после этого многие учителя пойдет в суд, я не сомневаюсь. Более того, насколько я знаю из общения с руководителями профсоюза работников сферы образования, уже готовятся массовые иски именно по вопросам, связанным с изменениями в системе оплаты труда педагогических работников. Потому что оплата труда учителей сегодня у нас составляет от 40 до 60% оплаты труда работников в сфере производства. В то время как, к примеру, в США оплата труда педагогических работников составляет 120% от оплаты труда работников в сфере производства.
«СП»: — То есть, учителя у нас самые бедные?
— Я бы сказал, они нищие: по своему положению и по оплате труда учителя у нас сегодня занимают самую низкую ступеньку в системе бюджетных работников. Поэтому новые иски о пересмотре системы оплаты труда работников образования, конечно, будут, и это может приобрести достаточно массовый характер.