Как заявил главнокомандующий Сухопутными войсками РФ генерал-полковник Александр Постников, в городе Печенге на Кольском полуострове будет создана специальная бригада для боевых действий в Арктике. Таким образом, очевидно, Россия, приступает к реализации принятых Советом Безопасности РФ «Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Этим документом предусмотрено в ближайшие годы сформировать за Полярным кругом общевойсковую группировку сил общего назначения, «способную обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки». Таким образом, Москва демонстрирует негодующему Западу свою решимость с головой окунуться в начинающуюся международную грызню за обладание ресурсами Северного Ледовитого океана.
Однако сначала о том, ради чего мы собрались ощетиниться стволами под северным сиянием. По данным ООН и США, запасы нефти в арктическом регионе составляют 90−100 миллиардов тонн, что в несколько раз превышает все ресурсы России или Саудовской Аравии. По оценкам других международных экспертов, в арктическом шельфе скрыто от 20 до 25% мировых запасов углеводородного сырья. Можно добавить еще и тот факт, что здесь добывается почти половина рыбной продукции мира. Кроме того, пролегает Северный морской путь — самая короткая трасса из Европы в Америку и Азию, а также Северо-Западный проход, соединяющий Атлантический и Тихий океаны.
Известно все это было давно, но тяжелые льды делали добычу ископаемых и регулярное использование Севморпути делом малореальным. Все изменило глобальное потепление. Ученые полагают, что к 2030 году даже Северный полюс может очиститься ото льдов. Вот тогда, видимо, и начнется… Во всяком случае, советник канадского правительства Роберт Хуберт охарактеризовал происходящее достаточно красноречиво: «2010 год в Арктике — это как 1935 год в Европе».
По мнению экспертов британской издательской группы Jane’s, возможно, даже к 2020 году начнется серьезная политическая битва за право обладания богатствами Арктики, которая грозит перерасти в прямую военную конфронтацию. С лондонскими аналитикам согласны представители западного разведсообщества, которые прогнозируют, что в ближайшие 20 лет в мире возрастет вероятность международных конфликтов за распределение экономических ресурсов Арктики в связи с ожидаемым началом таяния арктических льдов. Среди потенциальных противников называются Россию, Данию, Норвегию, Канаду, США, а также Китай.
Справедливости ради, стоит заметить, что именно Россия первой начала борьбу за шельф Северного Ледовитого океана, объявив о претензиях на 18% территории Арктики с протяженностью границы в 20 тысяч километров. В 2001 году Москва неожиданно для многих подала в ООН заявку с обоснованиями своих претензий на принадлежность части территории Арктики, обладать которой были бы не прочь и другие. Запад тут же решил, что напрасно засиделся на старте. И ринулся догонять.
Три года назад президент Соединенных Штатов подписал директиву № 66 по национальной безопасности. В ней, в частности, сказано:"У Соединенных Штатов Америки имеются широкие и фундаментальные интересы национальной безопасности в арктическом регионе, и они готовы отстаивать эти интересы, как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими государствами. Среди этих интересов есть такие вопросы, как противоракетная оборона и дальнее обнаружение; развертывание морских и авиационных систем в интересах стратегических морских перевозок; стратегическое сдерживание; морское присутствие; морские операции по обеспечению безопасности; обеспечение свободы судоходства и полетов авиации".
В январе 2009 года в Рейкьявике состоялся так называемый семинар НАТО по перспективам безопасности на Крайнем Севере. В семинаре приняли участие генеральный секретарь Североатлантического альянса, председатель военного комитета НАТО, верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, а также верховный главнокомандующий командованием НАТО по трансформации.
1 августа 2009 года Норвегия перенесла штаб своего оперативного командования из Ставангера в заполярный Рейтан, на север страны.
В декабре того же года шведский министр обороны Стен Тольгфорс заявил, что «в капиталовложениях в оборону приоритетом станут закупки вооружений и совершенствование инфраструктуры с целью усиления военно-воздушного и военно-морского потенциала страны на Крайнем Севере».
В том же году восемь стран Северного совета (Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, Гренландия, Фарерские и Аландские острова) решили создать совместную Северную боевую группу (Nordic Battle Group). В ее состав вошли 1600 военнослужащих из Швеции, 250 из Финляндии, 150 из Исландии и по 100 из Эстонии и Норвегии. Штаб группы расположен в Швеции.
В августе 2010 года США и Дания впервые приняли участие в ежегодных канадских учениях в Арктике «Операция Нанук», хотя у обоих членов НАТО в этом регионе имеются неразрешенные территориальные споры с Канадой. Еще более крупные военные игрища состоялись в Швеции в 2009 году. Назывались эти десятидневные маневры «Loyal Arrow 2009» («Верная стрела 2009»). К учениям были привлечены 10 стран, 2000 военнослужащих, авианосец и 50 истребителей.
Все эти милитаристские приготовления Запада выглядят настолько недвусмысленно, что в сентябре 2010 года на них был вынужден отреагировать президент России Дмитрий Медведев. Он заявил: «В любом случае Российская Федерация с достаточно серьезным напряжением следит за такого рода активностью (НАТО в Арктике), потому что это зона мирного сотрудничества, экономической кооперации. И присутствие военного фактора, оно всегда, как минимум, создает дополнительные вопросы». По словам Медведева, перспективы развития сотрудничества в этой области у него «никак не связываются с эскалацией присутствия Североатлантического альянса в этом арктическом регионе».
Никакого ощутимого отклика озабоченность главы нашего государства у партнеров не получила. Тогда, очевидно, и родился в Москве замысел создать в Печенге специальную «арктическую» бригаду, для силового отстаивания российских интересов. Что получится из этой затеи — абсолютно неясно.
Более или менее определенно можно сказать, что за основу нового воинского формирования будет взята 200-я отдельная Печенгская ордена Кутузова 2 степени мотострелковая бригада, которая в Печенге и дислоцирована. Больше на огромном пространстве от Санкт-Петербурга до Мурманска у России у нас нет ничего, за исключением пограничников и 61-ю отдельной Киркенесской Краснознаменной бригады морской пехоты Северного флота. Но у морской пехоты все же совсем другие задачи.
200-я мотострелковая бригада еще пару десятилетий назад была 131-ой мотострелковой дивизией и числилась в числе наиболее боеспособных соединений 6-й общевойсковой армии Ленинградского военного округа. Той армии давно нет, как нет и Ленинградского военного округа. В 1997 году и 131-я дивизия скукожилась до бригады. Но ничего особенно «арктического» в ней никогда не было и нет. Что собираются с бригадой сделать в Министерстве обороны, чтобы она оказалась способной успешно воевать на арктических просторах за природные ресурсы, генерал-полковник Постников не пояснил. Обмолвился только об одном: на вооружение печенгских сидельцев поступят сочлененные тягачи «Витязь». Машины и впрямь замечательные, способные успешно передвигаться в самых непролазных снегах. Что неоднократно и доказали, обеспечивая работу гражданских экспедиций в Антарктиде.
Но это — единственная подробность об арктических замыслах наших полководцев. Можно предположить, что в Министерстве обороны и Генштабе мечтают вернуться туда, где наши военные стояли издавна и откуда столь легкомысленно убрались пару десятилетий назад. Еще в 80-х годах прошлого века самый северный в мире аэродром для боевой авиации был нашим — Грем-Бел на архипелеге Земля Франца-Иосифа. Обеспечение подледного плавания атомных подводных ракетоносцев было основной задачей Северного флота. А разбросанные от Чукотки до Кольского полуострова зенитно-ракетные дивизионы Архангельской армии ПВО делали неприступным для противника воздушное пространство советской Арктики. Правда, от этих боевых возможностей практически ничего не осталось. Чтобы восстановить их, нужны ресурсы, которых у России нет. Но помечтать хочется и генералам.
По просьбе «Свободной прессы» замыслы Министерства обороны комментирует директор Института политического и военного анализа, доктор технических наук, кандидат военных наук, действительный члена Академии военных наук, профессор, полковник запаса Александр Шаравин.
«СП»: — Александр Александрович, России нужен сегодня «арктический» спецназ?
— Нужен. Решение абсолютно правильное. Хотя и запоздалое.
«СП»: — Почему запоздалое? Ведь пока в тех краях ничего особенного не происходит.
— Потому что у нас тысячи километров границы проходят по побережью Северного Ледовитого океана. И это огромное пространство не прикрыто вообще ничем и никем. А по мере глобального потепления там могут случиться совсем уж неожиданные вещи.
«СП»: — Ну так было же у нас все в Арктике. И армия ПВО, и мотострелковая дивизия на Чукотке.
— Было много чего. Даже такого, о чем открыто никогда не сообщали. Мне довелось там видеть фантастические вещи. Представьте: в районе Дудинки с незапамятных времен в снегах стоит огромный пустой военный гарнизон. В нем амуниции — на дивизию, продовольствие, машины, топливо для подводных лодок в емкостях. Предполагалось, видимо, самолетами доставить туда личный состав, переодеть, вооружить и начать воевать.
«СП»: — Все это и сейчас валяется под Дудинкой?
— Точно не знаю. Но думаю, что ничего не вывозили, потому что это страшно дорого. Продовольствие и военную форму, наверное, крысы сожрали. А топливо, дома, техника наверняка на месте.
«СП»: — Хорошо, заведем, как сообщил Постников, одну бригаду спецназа у границы с Норвегией. Но разве этого достаточно? На тысячи-то километров?
— Хоть что-то будет. Главное, появится соединение, солдаты которого будут обмундированы так, чтобы не замерзнуть и воевать в снегах. Очевидно, специально обученные. На основе такого соединения в случае нужды можно разворачивать дополнительные силы.
«СП»: — Однако невозможно представить, что в случае чего бригаду с Кольского полуострова станут перебрасывать, например, на Чукотку. Туда проще долететь с Камчатки или Сахалина.
— На Чукотке, наверное, тоже нужен такой арктический спецназ. Может быть, не бригада, а батальон. Когда-нибудь, думаю, развернут и там.