В Госдуму РФ внесен законопроект, вводящий наказание для вооруженных граждан в состоянии алкогольного опьянения.
Сейчас не разрешено лишь выдавать лицензии алкоголикам или наркоманам, а употреблять спиртное, имея при себе средства самообороны, закон не запрещает. Более того, совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения не трактуется Уголовным кодексом, как отягчающее обстоятельство.
Законодатели решили исправить одно из упущений и внесли поправки в закон «Об оружии» и Кодекс об административных нарушениях, согласно которым ношение оружия в нетрезвом состоянии будет непозволительно. Причем санкции, ужесточающие наказание для вооруженных пьяниц, станут распространяться как на обычных граждан, так и на сотрудников силовых структур и правоохранительных органов.
То есть, вне закона окажется и обывательская «травматика», и табельное оружие полицейского или фээсбэшника, если хозяин стволов будет «подшофе». Должностных лиц в этом случае предлагается наказывать штрафом от 15 до 20 тысяч рублей, либо лишением права владеть оружием на срок до полугода. Рядовых граждан заставят заплатить в доход государства от 2 до 5 тысяч рублей.
Чем мотивированы поправки в закон «Об оружии» и кто будет контролировать их выполнение на практике? Об этом «СП» рассказал автор идеи депутат Антон Беляков:
— Никто, думаю, не сомневается в целесообразности запрета на вождение автомобиля в нетрезвом виде. Пьяный водитель, независимо от ранга, должности или звания, не должен садиться за руль, потому что он опасен для окружающих. Это аксиома. Но ведь и пьяный человек, имеющий оружие, представляет угрозу. Он опасен десятикратно.
«СП»: — Это подтверждено официальными цифрами?
— Конечно. 80% убийств в нашей стране совершаются в нетрезвом состоянии, причем многие с применением оружия и зачастую именно легального. Это официальная статистика МВД.
«СП»: — Получается, что в группе риска носители табельного оружия, то есть, — силовики?
— В определенной степени, но не только. Вообще правом ношения боевого оружия у нас обладают миллионы граждан: это военнослужащие, сотрудники полиции, ГИБДД, прокуратуры, специальных служб, судебные приставы. Прибавим сюда еще и работников частных охранных предприятий, а также простых граждан — владельцев травматического оружия. Все это в большинстве своем нормальные люди, и человеческие слабости свойственны им в той же мере, что и другим россиянам. То есть, пьют они не меньше…
«СП»: — Ну, это, в общем, и не секрет. Проблема пьянства актуальна для нашего общества, но многие считают ее национальной чертой…
— Вот именно. Наши люди давно смирились с тем, что сотрудники МВД и военные пьют. На телевидении и в кино пристрастие человека в погонах к алкоголю часто подается как неотъемлемая часть его жизни и работы. Вспомните хотя бы известный цикл фильмов «Особенности национальной охоты», «рыбалки»
«СП»: — Но, как говорят, — это всего лишь кино…
— Да, на экране, соглашусь, обычно все происходит благополучно, а вот в жизни случаются, мягко говоря, эксцессы. Достаточно вспомнить майора Евсюкова, устроившего кровавую бойню в супермаркете в нетрезвом виде.
«СП»: — Травматика в руках человека под хмельком также опасна…
— Без сомнения. Сейчас на вполне законных основаниях можно выпивать, имея при себе травматическое оружие. При этом оно все чаще становится причиной человеческих жертв как в бытовых, так и более сложных конфликтах, например, имеющих межэтническую основу. И подобных случаев можно привести массу — от застреленного в собственном подъезде в Подмосковье православного священника Александра Филиппова до футбольного болельщика Егора Свиридова, убитого в уличной потасовке.
«СП»: — А сейчас разве нет каких-либо инструкций, запрещающих пьяным иметь при себе оружие?
— Как ни парадоксально, запрет на ношение оружия в состоянии алкогольного и иного опьянения не входит в число ограничений, налагаемых по закону на оборот гражданского и служебного оружия. Нетрезвый, не контролирующий себя полицейский не только порочит правоохранительные органы своим поведением. С оружием в руках он может представлять реальную угрозу жизни граждан. Однако должностные инструкции на этот счет фактически носят только рекомендательный характер.
«СП»: — Вы собираетесь это изменить?
— Это необходимо изменить. Это упущение несет очень серьезную опасность для общества. С моей точки зрения, данный вопрос должен регулироваться на уровне федерального законодательства, а не подзаконных актов. Необходимо внести полный запрет на ношение любого оружия в нетрезвом виде. Повторю, любого: пневматического, травматического, гладкоствольного, боевого
«СП»: — А кто будет контролировать соблюдение новых правил?
— Те же структуры, которые сейчас следят за правопорядком, как ни странно. Разговоры о том, что милиционеры не будут штрафовать милиционеров, думаю, не совсем уместны, потому что закон — есть закон. Как будет работать правоприменительная практика? Этот вопрос действительно требует отточки. Конечно, можно исходить из того, что «ворон ворону глаз не выклюет» — такая опасность, в принципе, существует, — но есть ведь и общественность. Вспомните хотя бы огромное количество случаев, когда просто на любительскую камеру снимались разоблачительные ролики про милицию и гаишников.
Глава московского отдела союза «Гражданское оружие», руководитель стрелкового клуба «Сайга» Рафаил Рудицкий полностью разделяет озабоченность законодателей нынешним положением вещей и считает их предложения очень разумными:
«Ношение любого оружия в нетрезвом виде, бесспорно, недопустимо. Поэтому я поддерживаю введение наказаний за подобные вещи. Но я еще бы ужесточил закон, распространив запрет на тех, кто употребляет наркотики или какие-то возбуждающие специальные лекарственные препараты. То есть, нужны хотя бы такие ограничения, которые действуют для тех, кто садится за руль. Там же лишают прав, если попался пьяным. У нас в клубе, например, в правилах четко записано: появление в районе стрельбища и занятий в нетрезвом виде категорически запрещается. В любой тир подвыпившего человека никогда не пустят — это закон. А у милиционера табельное оружие обычно всегда при себе, и как он может воспользоваться им, мы знаем из истории про того же Евсюкова. К сожалению, статистику свою МВД закрыло, а было бы любопытно посмотреть, сколько случаев неправомерного применения оружия сотрудниками правоохранительных органов фиксируется каждый год. Я имею в виду, когда они стреляют в быту, а не для того, чтобы задержать преступника».
Стоит напомнить, что с 1 июля этого года по новым правилам придется жить всем владельцам травматического и пневматического оружия. О необходимости ужесточения мер по обороту травматики в МВД заговорили некоторое время назад в связи с резким увеличением трагических случаев его применения. По словам замначальника департамента охраны общественного порядка МВД РФ Леонида Веденова, за последние пять лет в результате применения травматического оружия в России были убиты 65 человек. Количество раненый исчисляется сотнями. После серии резонансных преступлений президент Дмитрий Медведев в декабре прошлого года подписал закон, регламентирующий оборот и применение травматического оружия.
По новым правилам, травматика приравнивается к огнестрельному оружию. Покупателям травматического оружия теперь придется проходить курсы обращения с ним, а также раз в пять лет сдавать экзамены. Ограничения коснулись и пневматического оружия. Приобрести его можно будет по-прежнему свободно, но нельзя будет носить в снаряженном виде (пневматика не имеет предохранителя).
Позволят ли нынешние инициативы депутатов остановить бессмысленную стрельбу на улицах российских городов? Хотелось бы надеяться, что да.
Но пока в зоне обстрела, по сути, находится каждый из нас. Потому что просто невозможно предугадать: кто, где, по какому поводу, и в каком состоянии откроет огонь в следующий раз.
Вот только несколько последних примеров:
1 февраля в городе Сясьстрой Ленинградской области пьяный мужчина открыл огонь по коммунальщикам, убиравшим снег на крыше дома. 41-летний хулиган вел стрельбу по работникам ЖЭК из обреза гладкоствольного охотничьего ружья 16-го калибра прямо из окна собственной квартиры. К счастью, никого не задел.
4 марта в тамбуре вагона № 14 поезда № 42, следующего по маршруту Москва — Великий Новгород, произошла ссора между двумя пассажирами. Один из участников конфликта — охранник частного охранного предприятия из Петербурга — достал пистолет марки «ИЖ-71». Пулю получила проводница.
15 марта московские милиционеры расстреляли дебошира, который у дома № 3 по Черемушкинскому проезду бросался на прохожих с оружием. Пьяный приставал к прохожим и угрожал им, приставляя к головам травматический пистолет. Завидев полицию, мужчина стал палить в них, но попал только в один из бронежилетов. Предупредительный выстрел в воздух буяна не остановил, поэтому стражам порядка пришлось стрелять на поражение. Было сделано семь выстрелов, мужчину удалось скрутить, ранив в живот и в предплечье.