Белорусская власть пошла не беспрецедентные меры по стабилизации экономической ситуации. С белорусского телевидения каждый день сыплются обещания, что все будет хорошо, а из «обменников» напрочь исчезла валюта. В условиях информационной изоляции белорусы паникуют еще больше.
22 марта Нацбанк страны прекратил продажу валюты коммерческим банкам. Теперь у тех нет иностранных денег для продажи населению. Сначала эта информация была похожа на слухи, но во второй половине дня во вторник ее подтвердили официально. «Да, такое письмо (с уведомлением о запрете) было в банки направлено», — сказал начальник управления информации Нацбанка Анатолий Дроздов. Если учесть, что в начале марта Нацбанк ввел целый ряд ограничений на покупку валюты на бирже, то проблема серьезная. Так, заявки покупателей-оптовиков валюты теперь удовлетворяются только раз в 30 дней. Импортерам запретили покупать валюты более чем на 50 тыс. евро: многие дистрибьюторы столкнулись с тем, что не могут рассчитаться перед поставщиками.
Других возможностей стабилизировать ситуацию в экономике у Лукашенко: за январь-февраль 2011 года золотовалютные резервы Белоруссии сократились на 1 млрд долларов — 25%. Если бы власть не предпринимала никаких шагов, дефолт мог произойти уже к концу лета.
Несмотря на все сложности, официальные лица не перестают делать бодрые заявления. Так, глава Нацбанка Петр Прокопович, сказал, что о проблемах с доступом к валюте вообще не слышал: «Никаких вопросов в части населения быть не должно: мы не меняем правила покупки/продажи валюты, мы не меняем условия, не вводим никаких валютных ограничений. И никаких новых валютных ограничений в ближайшее время не будет, — сказал Петр Прокопович. — Мы, наоборот, сегодня-завтра примем решение о снятии наших ограничений по резервированию средств для покупки валюты».
Меж тем, в Белоруссии уже появились спекулянты, продающие втридорога валюту импортерам. Даже Нацбанк это признал: мол, скупают люди валюту по 3020 рублей за доллар, а продают — по 3750.
Кстати, латвийские банки готовы покупать белорусский зайчик именно по такой цене. Именно такую цифру — 3750 руб/доллар — называет издание Rietumu Banka. По информации латвийских журналистов, такой курс сложился на межбанковском рынке.
Российский UniCredit Bank прекратил операции с белорусским рублем. Связано это с политикой белорусского Нацбанка. «Основной причиной невозможности проведения в настоящее время операций по покупке/продаже белорусских рублей стали недавние ограничения, введенные Национальным Банком Республики Беларусь на операции с иностранной валютой. Указанные ограничения сделали белорусские рубли фактически неконвертируемой валютой, и в этих условиях осуществление Банком конверсионных операций с участием белорусских рублей не может быть организовано в порядке, предусмотренном Банком России для этого вида операций», — говорится в письме UniCredit.
Тем временем валюта исчезла из банкоматов страны. В банках говорят, что продается только та валюта, которую сдало население, и успокаивают, будто спрос на доллары снижается. Но в банкоматах их почти нет. BelSwissBank так и вовсе прекратил валютные операции по пластиковым карточкам.
Впереди — сезон отпусков. Вполне возможно, что отсутствие валюты в «обменниках» уничтожит бизнес туроператоров. «Белорусская валюта нигде не ценится, и сдать ее за рубежом — даже в той же Украине — практически невозможно», — рассказывает корреспонденту «СП» на условиях анонимности владелец крупной турфирмы в Минске. — Пока не паникуем, но если вопросы с покупкой валюты в ближайшее время не будут решены, всей отрасли может наступить настоящий «звездец».
Почему Нацбанк пошел на такие жесткие меры? — с таким вопросом корреспондент «СП» к белорусскому аналитику Сергею Чалому.
— Это же очевидно: стране не хватает наличной валюты, чтобы удовлетворить ажиотажный спрос населения. Средств хватило только на то, чтобы поддерживать этот спрос один месяц.
«СП»: — А почему возник такой спрос?
— МВФ рекомендовал белорусским властям снизить курс национальной валюты. Народ же не глупый, хотя именно таким его считает власть.
«СП»: — Но ведь официально в стране еще есть резервы — 4 млрд долларов.
— Это, в основном, монетарное золото. Дело в том, что валюта закончилась физически. Экспорт страны не может удовлетворить запросы граждан.
«СП»: — А откуда появился такой спрос? Белорусы резко разбогатели?
— Нет, просто все хорошо помнят ситуацию 2009 года, когда зайчик резко подешевел в полтора раза. Поэтому сейчас, как только возникли слухи о девальвации, народ начал снимать в банках свои рублевые накопления и идти с ними в «обменники».
"СП": — Будет ли девальвация?
— В ближайшее время вряд ли. Пока курс будет старым, официальным, но купить по нему ничего будет нельзя. Возможно, в «обменниках» снова начнут продавать валюту по паспортам — не более, чем 200 долларов в одни руки. Это плохо, но другого пути нет.
Возникшие трудности с валютой — не единственное, с чем пришлось столкнуться белорусам перед лицом кризиса. В ближайшее время в стране дефицитом может стать бензин. Концерн «Белнефтехим» собирается «принять меры для недопущения дальнейшего увеличения вывоза за рубеж топлива. На предприятии переживают, что в приграничных районах республики местные жители вывозят дешевый бензин за рубеж. Действительно, в Украине, Польше и Литве, граничащих с Белоруссией, топливо дороже, и многие жители промышляют тем, что заправляют полный бак, а за рубежом «сливают» у тамошних спекулянтов. Но поражает другое. Оказывается, «цена на автомобильное топливо на внутреннем рынке формируется, исходя из социальной значимости этого товара для граждан и организаций Республики Беларусь и постоянно является убыточной для производителей». Более того, пресс-служба концерна полагает, что дотирует население, а убытки лишь частично компенсирует экспортными продажами нефтепродуктов. Заявления действительно странные: бензин подорожал в Белоруссии совсем недавно, и была информация о том, что себестоимость литра топлива втрое ниже цены на белорусских заправках.
Белоруссия покупает нефть в России по внутрироссийским ценам с премией к цене, однако стоимость автомобильного топлива у союзника более чем на 10% выше, чем в России. В ближайшее время в стране введут квоты: скажем, частнику будет разрешено покупать не более 100 литров бензина в месяц. Говорят, это убьет еще и такси.