Управление здравоохранения Челябинска на днях обнародовало цифры по заражению работников городских медицинских учреждений вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Согласно официальным данным, смертельно опасную инфекцию у челябинских медиков выявляют регулярно. Например, в прошлом году ВИЧ нашли у четырех человек, в 2009 — у шести, в 2008 — в семи.
В основном все они были инфицированы на рабочем месте при «аварийном» контакте с кровью: речь идет о нештатных ситуациях, возникающих при оказании помощи пациентам с ВИЧ — это могут быть случайные уколы иглами, порезы, а также попадание крови больного на кожу или биологической жидкости на слизистую глаза. Только в клинике Челябинской государственной медицинской академии за минувший год таких «аварий» случилось шесть. Всего же риску заражения по неосторожности себя подвергли 162 челябинских медика, имевших в прошлом году контакт с кровью ВИЧ-инфицированных.
Американцы недавно подсчитали среднестатистический риск профессионального заражения медиков ВИЧ: при случайном уколе иглой он составляет 0,3% (1 на 300), при попадании вируса на поврежденную кожу, в глаза или на слизистые оболочки — 0,1% (1 на 1 000).
Насколько это характерно и для нашей страны, сказать трудно — официальных статистических данных на этот счет в открытых источниках просто нет.
Между тем, по мнению ряда экспертов, проблема ВИЧ/СПИДа в России начала приобретать масштаб национального бедствия. Согласно прогнозам независимых экспертов, если вирус продолжит распространяться с той же скоростью, к 2050 году население России, сократится на 30% - до 101,3 млн. человек. При неблагоприятном развитии событий убыль населения может составить до 50%. Уже к 2020 году потери ВВП по той же причине могут составить 10,5%.
Вместе с тем в большинстве государств мира ситуацию в определенной мере удалось взять под контроль.
Как следует из последнего доклада Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС), за последние 10 лет как минимум в 56 странах темпы роста новых ВИЧ-инфекций снизились почти на 20%. Это касается, прежде всего, всех регионов Африки, где положительные результаты явились следствием согласованных усилий международных организаций. Наибольшее снижение — примерно на 30% - наблюдается в Северной Америке, а также Западной и Центральной Европе. В Азии ситуация хуже, но и там число новых случаев инфекции стабилизировалось.
В тоже время, как отмечают международные эксперты, для Восточной Европы и Центральной Азии не все так оптимистично. За аналогичный период число инфицированных ВИЧ там увеличилось почти в три раза, до 2,2 млн. человек. А смертность от заболевания возросла вчетверо. 90% новых случаев заражения в этих регионах приходятся на Россию и Украину. 25-процентный рост ВИЧ отмечен в Армении, Грузии, Казахстане, Киргизии и Таджикистане.
Общее число россиян, инфицированных вирусом иммунодефицита, по официальной статистике, приближается уже к шестистам тысяч. По данным Центрального НИИ эпидемиологии, на 31 декабря 2010 года его носителями являлись 589 581 человек, в том числе 5 227 детей в возрасте до 15 лет.
В реальности зараженных может быть до 1,5 млн. человек, то есть более 1% взрослого населения страны (в возрастной группе 15−30 лет пораженность вирусом составляет 2%). Многие просто не знают, что у них ВИЧ, поскольку инфекция еще не перешла в последнюю стадию — СПИД.
Количество вирусоносителей постоянно увеличивается: в 2007 году было зарегистрировано 44 761 новых случаев ВИЧ-инфекции, в 2008 году — 54 563, в 2009 году — 58 527, в 2010 — 58 633. Вирусом поражены все российские регионы, однако распространенность инфекции неравномерна.
По росту показателя заболеваемости лидируют Кемеровская (144,9 новых вирусоносителей на 100 тыс. населения), Самарская (117,6), Иркутская (110,8), Свердловская (109,6), Ленинградская (107,0), Новосибирская (106,3) и Оренбургская (96,1) области.
Эти же регионы считаются наиболее сложными с точки зрения пораженности смертельной инфекцией. Так, в Самарской области на 100 тысяч населения зарегистрировано 1226,7 человек, живущих с ВИЧ, в Иркутской — 1196,8, в Ленинградской — 1084,9, в Свердловской — 976,9.
Нетрудно заметить, что здесь прослеживается прямая связь с тем, насколько остро в той или иной местности стоит проблема наркомании. Дело в том, что основным путем передачи ВИЧ в России по-прежнему остается употребление инъекционных наркотиков. Продолжается это с середины 90-х, когда в нашей стране резко возросло число людей, сидящих на героиновой игле. Так как риск передачи вируса при совместном использовании шприцев крайне высок, то эпидемия начала резко распространяться именно в этой группе населения. Сейчас более 60% российских наркоманов, употребляющих инъекционные наркотики, имеют ВИЧ-положительный статус.
Вместе с тем специалисты отмечают три новые тенденции в распространении заболевания. Во-первых, ВИЧ затрагивает все большее число женщин — за последние годы среди них регистрируются порядка 40% новых случаев заражения. Во-вторых, вирус все чаще поражает представителей возрастной группы с 30 до 40 лет — с 9% в 2000 году, до 36,9 в 2009 году. В-третьих, зафиксирован рост числа случаев передачи вируса через гетеросексуальные контакты — около 40% новых зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции (при гомосексуальном контакте вирус в 2010 году был приобретен только 1,3% случаях).
Все это подтверждает, что так называемой «группой риска» (а на самом деле уязвимой группой) является все население страны, в основном люди активного возраста, безотносительно сексуальной ориентации.
О том, насколько острой для России является проблема ВИЧ/СПИДа, «СП» рассказал руководитель Научного информационного центра по профилактике и лечению вирусных инфекций кандидат медицинских наук Георгий Викулов:
— Представьте только: когда вы едете в вагоне метро в Москве, рядом могут находиться от одного до двух зараженных. Причем большинство даже не подозревает о своем диагнозе. ВИЧ-инфекция у нас России по темпам развития уже давно на уровне африканских стран. Отличие лишь в том, что у нас к тому же еще и колоссальный демографический кризис и не происходит восполнение населения как в Африке, где рождаемость высокая. По сути, СПИД — это единственное заболевание, которое угрожает человечеству как виду. После него не возникает иммунитет, например, как после той же чумы, оспы или холеры. В конечном счете, умирают все, кто был инфицирован.
«СП»: — Как картина выглядит в цифрах?
— Это еще одна проблема. Дело в том, что в регистрации случаев присутствует явное расхождение: Минздрав дает одни цифры — меньше 500 тысяч официально зарегистрированных людей, живущих с ВИЧ. Роспотребнадзор и Федеральный центр по борьбе со СПИДом академика Покровского (Вадим Покровский, ведущий российский ученый, академик РАМН, посвятивший 20 лет своей научной деятельности проблемам ВИЧ-инфекции — прим. «СП») приводят совершенно другие цифры — более 580 тысяч человек. Расхождение слишком значительное. Еще один важный момент: глава Минздрава Татьяна Голикова недавно сказала, что прирост ВИЧ-инфицированных у нас сокращается. Но данные Покровского свидетельствуют о том, что у нас происходит ежегодный эпидемический прирост в 10% .
«СП»: — Это же очень много…
— Если перевести в цифры, это более 50 тысяч. То есть каждый год ВИЧ поражает население небольшого российского уездного города. Причем болеют в основном люди в возрасте 15−30 лет, что очень существенно, поскольку это репродуктивная часть населения.
«СП»: — Каким образом чаще всего происходит заражение ВИЧ?
— Для России в большей степени, чем для других стран, характерно заражение инъекционным путем, и это напрямую связано с применением наркотиков. То есть, если поначалу основной путь был половой — в основном гомосексуальный, потом уже он стал трансформироваться, и гомосексуальные связи уравнялись c гетеросексуальными, — то сейчас превалирует именно инъекционный путь. Это порождает еще одну проблему: наркоманы, которые заражаются вирусом иммунодефицита человека, они нередко, я бы сказал, как правило, инфицированы дополнительно еще вирусом гепатита, иногда даже всеми группами стразу — С, Д и Б. Шесть из десяти принимающих наркотики кроме ВИЧ являются носителями гепатита. Понятно, что стоимость лечения в таких случаях вырастает в разы.
«СП»: — А во сколько обходится лечение одного ВИЧ-инфицированного?
— Все зависит от того, на какой стадии он находится: не всем живущим с ВИЧ показано лечение. Но если потребность уже имеется, если его назначил специалист, стоимость месячного курса может составить от 500 до 1000 долларов. То есть, порядка 10 тысяч. долларов в год.
«СП»: — Проблемы с препаратами возникают?
— Ассортимент препаратов очень широк. Важно понимать, что лечение должно быть не подпольное, и оно может быть назначено только когда человек встал на учет. Но у нас, к сожалению, вся эта система так построена, что люди просто боятся и приходят за помощью уже в стадии СПИДа. Между тем, те, кто регулярно получает необходимую терапию, могут прожить достаточно долго. Раньше, ведь, как говорили: если есть ВИЧ-инфекция, то примерно через 10 лет развивается СПИД, и человек умирает. Сейчас благодаря современным технологиям ситуация изменилась, и люди, получая своевременно терапию, минимизирует т риск развития СПИДа.
«СП»: — То есть, принимая эти препараты, больной может вести нормальную жизнь? Как долго?
— Они реально позволяют, и улучшить качество жизни, и увеличить ее продолжительность. Благодаря этим препаратам в России есть люди, которые живут с вирусом иммунодефицита уже более 20 лет. Более того, есть расчеты, что благодаря современной терапии человек может даже с вирусом жить порядка 60 лет. То есть, даже если он заразится, образно говоря, в 20 или 30 лет, он может дожить до глубокой старости. Но постоянно принимая препараты…
«СП»: — Были разговоры о разработке вакцины. В этом направлении есть прогресс?
— Разрешенных к применению пока нет, поскольку они находятся в стадии разработки, а точнее — клинических испытаний. Над созданием вакцины против ВИЧ работают несколько крупных российских научных центров — Институт иммунологии в Москве, НИИ вакцин и препаратов в Санкт-Петербурге и объединение «Вектор» в Новосибирске. Всего в мире в стадии ожидания более 20 вакцин и три из них российского производства. Это очень важно, поскольку с помощью лекарств мы пока можем только продлить жизнь, а вакцина способна защитить и полностью остановить эпидемию.
«СП»: - В последнее время стало распространяться мнение, что СПИД — это вымысел, что такой болезни не существует? Что вы ответили бы на это?
— Этой теории придерживаются сторонники так называемого ВИЧ-дессидентства. Среди них нет единства, они представляют разные течения: одни, например, считают, что вирус есть, но он не является причиной СПИДа, другие считают, что нет ни СПИДа, ни вируса. Вариантов здесь много. Но самое опасное, что большинство ВИЧ-дессидентов вообще отрицают само существование вируса иммунодефицита человека и говорят, что СПИД — это самая большая мистификация 21 века. Они выдвигают некую теорию заговора, в котором участвуют крупные мировые державы, в том числе Россия, и известные фармацевтические компании. Многие из этих людей сами являются ВИЧ-положительными, но пропагандируют отказ от лечения и, понятно, к какому финалу это приводит. В Свердловской области недавно было возбуждено уголовное дело в отношении женщины, которая под влиянием таких диссидентов лишала своего ВИЧ-инфицированного ребенка лечения. Как правило, эти диссиденты не имеют глубоких познаний ни в медицине, ни, тем более, в вирусологии, но при этом позволяют себе дискутировать с известными учеными, которые всю жизнь посвятили этой проблеме. Удивляет: почему до сих пор не последовало никакой реакции со стороны Минздрава и Роспотребнадзора? А ведь то, к чему призывают ВИЧ-диссиденты — отказываться от лечения, — можно рассматривать как серьезное преступление.
Из досье «СП»
Тридцать лет назад ученые впервые выявили вирус иммунодефицита и диагностировали СПИД — самое страшное вирусное заболевание нашего времени. Заразность этой болезни, стремительное распространение и неизлечимость снискали ей славу «чумы XX века». Впрочем, и перешагнув рубеж второго десятилетия нового века, человечество все еще не научилось эффективно бороться с этим смертельным недугом.
Если в 1981 году количество больных СПИДом в мире исчислялось десятками, год спустя сотнями, в 1985 году их число достигло 10 тысяч, то сейчас, по данным ООН, вирусом ежедневно заражаются 7400 человек. И нет такой страны, где не были бы отмечены случаи этой страшной инфекции, носителями которой в настоящее время являются почти 40 млн. человек. Она уже стала причиной смерти 22 млн. жителей планеты. И остальных инфицированных, как это ни прискорбно, ждет та же участь: средняя продолжительность жизни человека с вирусом приобретенного иммунодефицита составляет от 7 до 10 лет.
В списке жертв этой болезни много мировых знаменитостей: музыкант и солист группы «Queen» Фредди Меркьюри, Рудольф Нуриев, один из величайших танцоров XX века, американский актер Рок Хадсон, теннисист Артур Эш, французский философ и писатель Мишель Фуко, художник Фрэнк Мур, писатель-фантаст Айзек Азимов — все они в разное время умерли от СПИДа.
Вместе с тем это вовсе не значит, что болезнь убивает только представителей богемы, которым, как считают обыватели, в большей степени свойственны человеческие пороки. Статистика показывает: вирус не выбирает людей по социальному статусу, образу жизни и привычкам, а значит, ни один человек не может чувствовать себя защищенным от заражения на 100%. Тот же Азимов заполучил ВИЧ в результате переливания крови во время операции на сердце.
У нас в стране в конце 80-х большой резонанс получила история о массовом заражении ВИЧ-инфекцией детей в одной из больниц столицы Калмыкии Элисте. Первоначально вирус иммунодефицита выявили у одного ребенка и женщины-донора. А всего через полгода им уже были инфицированы 69 детей и 6 матерей.
Эпидемиологическое расследование показало тогда, что источником инфекции послужил муж одной из зараженных женщин, который заразился вирусом во время заграничной командировки (возможно, при инъекциях). А вот распространение его в стенах лечебного учреждения стало возможным, как официально было заявлено, из-за «грубых нарушений лечебно-диагностического процесса и преступно-халатного отношения ряда медицинских работников к исполнению профессиональных обязанностей».
Но самое печальное, что вспышку ВИЧ-инфекции в столице Калмыкии не удалось локализовать. Инфицированные дети впоследствии были выявлены в Волгограде, а также в Ростовской области и Ставропольском крае. Причем было доказано, что эта «цепочка» тянется из Элисты, а причиной появления новых вирусоносителей стали опять же грубые нарушения медсестрами правил стерилизации инструментов (подключичных катетеров, шприцев, игл).
По данным Минздрава России, к середине апреля 1990 года (примерно через полтора года после того, как были зарегистрированы два первых случая ВИЧ-инфекции), число зараженных детей в этих четырех городах превысило 200 человек (Ростов-на-Дону — 79, Элиста — 73, Волгоград — 50, Ставрополь — 14).
Интересные факты
В Чечне вступить в брак можно только, предъявив справку об отсутствии ВИЧ, поэтому молодожены обязаны сдавать анализы на СПИД. В республике разработаны специальные свидетельства о браке, в которых имеется пункт о наличии справки на ВИЧ-инфекцию. Свидетельства подписывают имамы населенных пунктов, где проживают вступающие в брак, и сами молодые люди. Действительными считаются лишь справки, выданные в республиканском центре по профилактике и борьбе со СПИДом, их выдача строго контролируется руководством медучреждения. Подлинность справки можно выяснить, позвонив по специальному телефону в центре.
Европейский суд по правам человека в Страсбурге (ЕСПЧ) в марте этого года обязал Россию выплатить 15 тысяч евро гражданину Узбекистана Виктору Киютину, которому российские власти отказали в предоставлении вида на жительства на том основании, что он болен СПИДом. В 2003 году 40-летний Киютин женился на россиянке, и них уже родилась дочь. ВИЧ-инфекция была выявлена на медицинском освидетельствовании, куда мужчину направили, когда он обратился в миграционную службу за видом на жительство. Страсбургский суд постановил, что Россия нарушила статью 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, запрещающую дискриминацию, и частично статью 8 этого же документа, в которой идет речь о праве на уважение частной и семейной жизни.
Кстати, из 47 стран, подписавших Европейскую конвенцию по правам человека, только Молдавия, Армения и Россия высылают иностранцев на основании из ВИЧ-статуса. С 14 ноября 2010 года начала действовать инструкция Роспотребнадзора, согласно которой российские власти имеют право депортировать иностранных граждан, зараженных СПИДом, туберкулезом и некоторыми другими инфекционными заболеваниями. Российские дипломатические и консульские службы за рубежом выдают ВИЧ-положительным иностранным гражданам въездные визы при условии, что общий срок пребывания в стране не превышает трех месяцев в календарный год.