Российский союз промышленников и предпринимателей в ближайшие месяцы подготовит новые предложения по изменению Трудового кодекса (ТК) РФ. Об этом в понедельник, 28 марта на семинаре «Клуба региональных журналистов» рассказал руководитель Комитета РСПП по рынку труда и кадровым стратегиям, президент ООО «Группа ОНЭКСИМ» Михаил Прохоров, сообщает Regnum. Это уже вторая за последний год попытка РСПП инициировать модификацию трудового законодательства, первая, в прошлом году, завершилась нешуточным скандалом. Напомним, полгода назад Прохоров предлагал узаконить в новом Трудовом кодексе 60-часовую рабочую неделю.
Пока что разработка поправок к ТК РФ в союзе находится еще на ранней стадии; в апреле этого года Михаил Прохоров обещал представить лишь концептуальную работу под заголовком «Зачем в России нужен новый Трудовой кодекс?». «В этой работе мы пошли не от работодателя, а от работника», — подчеркнул один из богатейших людей страны.
«Мы живем в постиндустриальной экономике, а Трудовой кодекс у нас середины прошлого века, — пояснил Прохоров. — Тогда была задача — закрепить работников на своих местах, сейчас ситуация изменилась — человек должен иметь возможность свободно перемещаться. Кроме того, сейчас вся система трудовых отношений борется с бедностью и талантливый работник не имеет преимуществ перед другими… Наконец, нынешний Трудовой кодекс ориентируется на промышленных работников, а у нас сейчас — прежде всего сервисная экономика. Как измерить труд официанта — чаевыми? А труд журналиста — только количеством строк? Трудовые отношения должны быть точными — это очень важно…». Нынешний Трудовой кодекс и система социального страхования сдерживают развитие инновационной экономики, считает предприниматель.
«Трудовой кодекс должен стать социальным лифтом для людей, — продолжает рассуждать Прохоров. — И превалировать должен срочный трудовой договор, как это происходит во всем мире, чтобы человек имел возможность вписать туда со своей стороны все интересующие его моменты и чтобы он мог свободно перемещаться. Не устраивают трудовые отношения — меняй место работы и заключай новый срочный договор. При этом такой договор может перезаключаться на новый срок, заключаться на новых условиях
Иными словами, РСПП предлагает основным видом трудового контракта в России сделать такой трудовой договор, при котором возможно его расторжение работодателем в одностороннем порядке, просто по истечении срока действия. Если уволить работника с постоянным контрактом, соблюдающего все должностные инструкции, достаточно трудно, то со срочным договором достаточно лишь дождаться конца контракта — обычно они заключаются на год, во многих организациях на год календарный.
То есть перевод организаций на срочный трудовой контракт делает возможным «новогодний подарок» всем сотрудникам сразу в виде сокращения штатов или закрытия проекта без каких-либо компенсаций и дополнительных выплат.
При этом новый ТК должен быть проработан на совесть, считает Михаил Прохоров. Не должно возникать желания его обойти, «найти в нем лазейку» — это, очевидно, касается как уловок работодателей, так и хитростей работников, например, поступающих в штат в начале беременности в расчете на декретный отпуск. Вот только при общей направленности кодекса в сторону срочных трудовых договоров работодатели вполне могут обойтись и без хитростей — важная для бизнеса возможность сокращать «издержки» на сотрудников без компенсаций по нынешнему ТК будет прописана в поправках.
Из действительно новатораских изменений Михаил Прохоров предлагает детально прописать вопросы трудовых отношений с инвалидами, урегулировать вопрос дистанционной работы, который становится все более актуальным, а в сегодняшнем Кодексе описывается только понятием «надомник».
— Не являясь экспертом по трудовому законодательству, могу все же сказать одно: нынешний Трудовой Кодекс является слишком жестким, — отметила в беседе с «СП» профессор Наталья Зубаревич, эксперт по трудовым ресурсам. — Это неадекватно жесткий документ для тех условий, в которых мы живем.
Подробнее планы РСПП оценил депутат Госдумы от КПРФ Николай Коломейцев:
«СП»: — Пока РСПП предложила лишь общую концепцию поправок в ТК. Как вы оцениваете вообще необходимость реформировать эту сферу законодательства?
— В части защиты прав наемного работника — нужно менять Трудовой кодекс. Но то, что предлагается в части увеличения пенсионного возраста, увеличения рабочего дня, как Прохоров предлагал — это, конечно, вредительство. У нас люди и так замордованы. По данным переписи, мужчин на 10 миллионов меньше, чем женщин. А из-за чего? Из-за того, что они убиты стрессом, безработицей, низкими зарплатами.
Лучше бы Прохоров вместо спортивных клубов вкладывал бы деньги в собственную страну.
«СП»: — Что, по-вашему, стоило бы изменить в действующем ТК?
— По-хорошему, нужно вернуть права профсоюзов на защиту трудовых интересов работников. Надо усилить положения трудового договора. Увеличить заработную плату и ее гарантии. Потому что у нас сейчас задолженности по зарплате растут — уже полгода. Многие не получают заработок по три месяца и даже больше.
«СП»: — То есть в этом смысле у нас возвращаются 90-е? Почему?
— Причина простая. Мигрантов завозят и тем вынуждают людей работать за низкую зарплату или даже терпеть, когда ее задерживают. Так что причина очень простая. Отсутствие ответственности она называется. Временщики.
«СП»: — Что вы можете сказать о стремлении РСПП сделать основным видом трудового контракта срочный?
— Срочный трудовой договор — это Средневековье. Люди не хотят тратиться на соцпакеты, вот и всё. Заключили договор на полгода, потом смотрят на вас. Рот вы открыли — свободны, с закрытым ртом — еще можете поработать, но зарплату можно и урезать под любым предлогом. Плюс система штрафов — не так посмотрел, не так шагнул…
Современное трудовое законодательство России находится, как и сама страна, «на полпути между Азией и Европой». Основной источник нынешнего Трудового кодекса — советский пакет законов об охране труда и прав трудящихся. Позднесоветская же версия трудового законодательства опиралась на тогдашнюю Конституцию, в которой были прописаны два ключевых положения: право советского гражданина на труд и обязанность трудиться. Это стоит учитывать, рассматривая нынешние положения ТК: часть непонятных, казалось бы, норм являются просто реликтами советских установлений.
Именно советским установлениям о праве на труд мы обязаны нынешней жесткостью ТК в отношении увольнения сотрудников. В этом аспекте российские законы лишь немногим уступают самым прогрессивным европейским нормам. Одностороннее расторжение полноценного трудового договора (если речь не идет об испытательном сроке или срочном контракте) должно сопровождаться выплатами солидных компенсаций, а в некоторых случаях такое увольнение вообще невозможно (беременные, временно нетрудоспособные сотрудники
Хотя у советских трудовых законов и норм современной Европы — общие корни в требованиях профсоюзного движения столетней давности, европейские трудовые законы продвинулись куда дальше российских. Одно из наиболее проработанных трудовых законодательств ЕС — французское — можно назвать типично левым.
Так, французское законодательство 1981—1982 гг., отразившее усиление позиций левых, демократических сил, расширило право профсоюзных комитетов предприятий на участие в управлении. Они получили возможность влиять на финансовые дела, на планирование, на развитие условий труда и социальной политики в пределах отдельных предприятий.
Еще раньше, в 1973 г., специальный раздел французского ТК установил особые условия труда в зависимости от отрасли и профессии. Так, выделены нормы, относящиеся к труду шахтеров, моряков торгового флота, торговых агентов, актеров, домашних работников.
Во Франции на работников частных и государственных предприятий распространяются по общему правилу одни и те же нормы трудового права. Это не исключает и специальных норм, которые издаются для регулирования труда на национализированных предприятиях. Кроме того, сейчас во Франции действует 35-часовая трудовая неделя.
Напомним, что в настоящее время французская система трудового законодательства также реформируется. Однако — с боем и скандалами: погромы в предместьях Парижа, последовавшие за попыткой ввести облегченный трудовой контракт для молодых сотрудников, запомнились всему миру.
Стоит отметить, что в своем желании либерализовать (то есть «десоциализировать») трудовое законодательство члены РСПП следуют в русле общемировых тенденций. О том, что слишком дружественное к наемным работникам и ограничивающее нанимателей законодательство тормозит развитие наиболее передовых стран и дает фору растущим «тиграм» Азии, экономисты говорят не первое десятилетие. От чересчур «социалистического» трудового законодательства страдают даже США, где всегда было принято гордиться свободой предпринимательства.
В Штатах, где официальный найм работника должен сопровождаться внушительным соцпакетом — особенно если наниматель представляет собой госучреждение или крупную корпорацию — проблему «обходят», нанимая гастарбайтеров, причем не только на неквалифицированные позиции, но и в среду «белых воротничков». В результате люди без рабочей визы, но с хорошим знанием английского языка и высшим образованием, работают даже в федеральных министерствах и ведомствах — таких клерков называют «скрепками», поскольку их «черная» зарплата проводится как расходы на канцелярские материалы.
В некоторых странах Европы ситуация менее курьезна, но еще более запущена. Так, одним из наиболее социалистических по трудовой политике государств ЕС до недавнего времени была Греция, где сотрудники многочисленных государственных учреждений и крупных частных компаний имели беспрецедентно длинные оплачиваемые отпуска (до 42−45 календарных дней), а в дополнение к ним — солидное пенсионное обеспечение и бонусы, выплачиваемые не один, а два раза в год (на Рождество и Пасху). Лишь масштабный экономический кризис заставил правительство Греции — по иронии судьбы, правящей партией оказалась в тот момент социалистическая — пересмотреть бюджетные расходы. И эти решения, вызванные отчаянным положением страны, сопровождались массовыми силовыми акциями протеста.
Россия, с ее апатичным населением с одной стороны — и относительно сильным и циничным государством с другой стороны, может считаться одним из самых удачных полигонов для либеральных реформ. Видимо, именно на гражданах РФ экономисты будут выяснять — насколько далеко можно откатить назад трудовое законодательство, чтобы не произошло социального взрыва. Поражение на выборах правящему классу России практически не грозит — а значит, экспериментировать можно без оглядки на простых граждан.
Фото: рспп.рф