Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
11 февраля 2009 18:29

Креатив Фурсенко: В школе не нужна математика

Что думают о новых инициативах Министра образования сами педагоги

68

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко продолжает стращать педагогическую общественность. Выступая на коллегии по вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников, он неожиданно заявил: «Я глубоко убежден: не нужна высшая математика в школе».

Присутствовавшие ждали аргументации столь смелой инициативы, и она последовала. «Высшая математика убивает у детей креативность», — пояснил министр. Эту мысль он подтвердил личным опытом и опытом своего титулованного коллеги ректора МГУ Виктора Садовничева. Мы не изучали высшую математику в школе и при этом не дурее других, процитировали Фурсенко РИА «Новости». Ректор МГУ со словами министра согласился. «Можно абсолютно точно доказать, что это лишнее и перегрузка. А, с другой стороны, школьники меньше знают настоящую школьную арифметику и математику», — поддержал Фурсенко Виктор Садовничий.

Тем не менее смелая инициатива не нашла в зале единодушия. Преподаватель математики одной из московских школ, обладатель звания «Лучший учитель России 2007 года» Анна Мехед возразила главе Минообразования и науки:

—  Я не разделяю точку зрения министра и считаю, что азы высшей математики позволяют структурировать мышление, находить наиболее рациональные способы мышления, позволяют ученику просчитывать риски от принятия решений.

С Анной Мехед были согласны и многие педагоги, с которым удалось поговорить корреспонденту «СП». Многие из них вообще не понимали, серьезно об этом шла речь или нет.

Директор СШ № 204 г. Москвы Галина Клименко:

— Задача школы, согласно январскому постановлению правительства об итоговой аттестации, — подготовить ребенка к ЕГЭ. Он сдается по русскому языку и математике. Если один из этих предметов убрать, а в ЕГЭ он войдет, — это будет преступление. Как вообще можно вести речь об упразднении, когда какая-то дисциплина входит в утвержденный стандарт! Такое решение, по сути, подставляет школьника!

Учитель физики СШ № 119 г. Москвы Наталья Яровикова:

— О какой «высшей математике» идет разговор? В школьные программы уже давно входит предмет «алгебра и начало анализа». Может, он имелся в виду? Но если его убрать, как ребята будут поступать в вузы? Большинство задач раздела «С» при сдаче ЕГЭ по физике решаются с помощью математического анализа. Представьте, что школьник эти базовые знания не получил. Какой будет результат?

«СП»: — Но говорят, что «высшая математика» слишком сложна и ведет к перегрузкам.

— Давайте тогда вернемся к церковно-приходским школам, ограничимся тем, что научим школьников умножать, делить и все. На мой взгляд, этот вопрос надо обговорить на уровне школ и институтов, а уж потом обсуждать.

Директор ГОУ СОШ № 507 г. Москвы Алексей Бойков:

— «Высшую математику» мы не проходим. А теоретически можно убрать все. Правда, для чего тогда существует стандарт? Пока он действует, его нужно соблюдать, а не заниматься пустыми разговорами.

Завуч СШ № 57 Борис Давидович:

— Школа должна давать базовые знания. Хорошо, что дети изучают «высшую математику» или нет? Вопрос непростой. На уроках биологии, например, ребятам рассказывают про червей. Пригодятся им эти знания в жизни? Не знаю. Но определенное представление об окружающем мире в голове у школьника откладывается. В школе ведь дети получают информацию не только напрямую, но и опосредованно.

Возьмем химию. Нужна она или вполне можно обойтись без знаний таблицы Менделеева, химических формул, состава соединений и т. д? На взгляд взрослого, состоявшегося человека, прожить без всего этого можно. Да и не сказал бы я, что «химия» — легкий предмет. Давайте уберем и ее. Что получим на выходе? Сначала возмущение родителей, потом массу плохо образованных молодых людей.

Или вот ввели дисциплину «экология и устойчивое развитие». Выделили под это дело деньги, напечатали учебники, подготовили преподавателей. Чем эта наука лучше или хуже той же «высшей математики»?

Вокруг школьной программы в последнее время идет много разговоров, но все они, на мой взгляд, оторваны от реальности. А того, над чем действительно надо подумать, нет.

Например, мы не можем дать ребенку дать нормальное физическое развитие, не хватает площадей, часов. Вот этим бы лучше занялись.


Для справки:

В настоящее время основы высшей математики преподают во всех российских школах, начиная с 10 класса. В школах гуманитарной направленности этому предмету отводится два часа в неделю, а математической — до восьми часов в неделю.

Любопытно, что в ноябре прошлого года сам Андрей Фурсенко, выступая на расширенном заседании комитета по образованию Госдумы, заявил, что это именно он принял решение о необходимости сдачи единого госэкзамена по математике в выпускном классе средней школы. С сегодняшней инициативой те слова министра состыковываются как-то слабо.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня