18+
четверг, 8 декабря
Общество

Воронежцы взбунтовались против «Балтимора»

Они выступают против расширения военной авиабазы, но их протесты чиновники не слышат

  
383

Ориентировочный срок окончания возведения авиабазы под Воронежом — конец 2011 года, она будет самой крупной в стране. Создаётся база на месте заброшенного военного аэродрома Воронеж — Б, который в обиходе называют «Балтимором». Аэродром значительно расширят: рядом со взлётно-посадочной полосой, длина которой составляет 2,5 километра, построят ещё одну — длиной в 3,5 километра. Новая полоса сможет принимать любые виды самолётов.

Аэродром находится в Советском районе Воронежа, неподалёку от жилых домов микрорайонов Тепличный и Тенистый и посёлка 1-го мая, входящих в состав названного района. После постройки авиабазы новая взлётная полоса окажется в нескольких сотнях метров от домов.

Уже сегодня местные жители изнемогают от гула реактивных самолётов, а после окончания строительства авиабазы, количество самолётов увеличится вдвое.

— Четыре года назад я купила квартиру на улице Южно-Моравской. Я не могла предположить, что с давно заброшенного аэродрома возобновятся полёты, ведь дома были построены поблизости от него. Мы находимся в состоянии непрекращающегося стресса из-за гула, издаваемого самолётами. Ночью их звук становится ещё сильнее! — говорит местная жительница Ольга Мирошникова.

— Мы приседаем от страха, когда над домами проносятся самолёты, чувство такое, что летят они прямо над нашими головами! — свидетельствует жительница микрорайона Тепличный Анна Варенникова.

— Дети очень пугаются, когда пролетают самолёты! А мы, услышав сообщения об авиакатастрофах, замираем от страха! — утверждает жительница того же микрорайона Валентина Коломийцева.

Аэродром построили в 1942 году немецкие оккупанты. В 1953 году он был реконструирован и на нём разместился 455-й исследовательско-инструкторский бомбардировочный авиаполк. Здесь ежедневно проводились тренировочные полёты. В то время аэродром находился в пригороде Воронежа.

В начале 1990-х годов полёты с аэродрома практически прекратились. В период войны в Чеченской республике аэродром ненадолго ожил, с него взлетали бомбардировщики Су-24.

На протяжении 2000-х годов территория вокруг аэродрома застраивалась жилыми домами. В 2009 году в Воронеж приехал главнокомандующий ВВС России Александр Зелин. Он встретился с губернатором Воронежской области Алексеем Гордеевым, после чего было объявлено, что на базе аэродрома Воронеж-Б появится крупнейшая авиабаза в России. Александр Зелин так объяснил причину этого решения: большая вместимость лётной площадки и возможность расширения аэродрома на несколько километров. До ноября 2011 года, по заявлению представителей ВВС России, на аэродроме будут размещены 200 самолётов.

Местные жители организовали инициативную группу, развернувшую бурную деятельность против строительства авиабазы. Письма направили в разные властные структуры, собрали 20 тысяч подписей противников расширения аэродрома. Провели несколько пикетов, на которых жители района стояли с плакатами: «Кто ответит за последствия возможных авиакатастроф?», «Нам страшно за наших детей!»

Воронежским чиновникам жители Советского района направили письма со следующим содержанием (стилистика и орфография оригинала сохранены): «Поводом коллективного обращения… послужило обнародование планов формирования авиационной базы на военном аэродроме… Известно, что в соответствии с постановлением Правительства РФ на основе имеющейся инфраструктуры аэродрома предполагается создание современной военно-воздушной базы. При этом планируется сооружение второй взлетной полосы, а также строительство стоянок на 200 самолётов, дополнительных складов, дорог и других вспомогательных объектов на землях министерства обороны, лесного фонда и города.

Мы понимаем, что создание авиационной базы в рамках проводимой реформы армии позволит повысить оборонный потенциал страны, но возникает вопрос: а не слишком ли велика социальная цена подобного решения?

Аэродром находится в черте города, в непосредственной близости от жилых домов Советского района…

Уже сейчас шум, создаваемый взлетающими самолётами, превышает все допустимые нормы. В настоящее время учебно-тренировочные полёты выполняются 2−3 раза в неделю. Можно предположить, что после увеличения количества самолётов до 200 единиц полёты будут выполняться практически непрерывно.

Печальная хроника авиационных катастроф последнего времени: гибель президента Польши, «жёсткая посадка» самолета под Москвой, катастрофы в Перми, Иркутске не дополнялась жертвами на земле только по одной причине — самолёты падали в ненаселенной местности. Аэродром «Балтимор» тоже не исключение. Из-за износа авиационной техники только за последние 3 года здесь разбились два самолёта — и опять, по счастью, в безлюдных районах.

Высокая интенсивность полётов, наличие хранилищ боеприпасов и авиационного топлива делает базу ВВС объектом повышенной опасности. Очевидно, что такой объект не может быть расположен в непосредственной близости от миллионного города.

Вопросы о мерах по снижению потенциальной опасности близко расположенного от жилых массивов аэродрома уже неоднократно ставились жителями района перед властями города. Однако вопрос не только не решён, но принято решение о существенном расширении аэродрома. Кто ответит за возможные жертвы в случае чрезвычайной ситуации? Как был подписан такой документ? Кто отвечал за его подготовку? Почему мнение населения подменили заключениями неких «экспертов» и молчаливым согласием областной администрации?

Простые жители города возмущены этим решением и готовы всеми доступными средствами и способами отстаивать свое право на спокойную жизнь и жизнь вообще.

Мы требуем проведения комплексной, компетентной экспертизы принятого решения, его широкого обсуждения жителями города, как того требует закон, и, в конечном итоге, пересмотра постановления Правительства о формировании авиационной базы в черте нашего города".

— На письма мы получили отписки. Неужели невозможно отыскать в огромной стране другое место для строительства авиабазы? Да и зачем реанимировать труп аэродрома «Балтимор»? Два года назад я катался там с друзьями на велосипедах. Жалкое зрелище: всё ветхое, грязное, заброшенные склады, покосившиеся бараки, ржавые, насквозь прогнившие ангары, — говорит житель микрорайона Тенистый Олег Владимиров.

— Каждую ночь моей жене приходится постоянно сидеть с маленьким ребёнком. Только он уснёт — начинаются полёты. Стёкла дрожат, регулярно обнаруживаем керосин на окнах. Самолёты при посадке часто сливают топливо прямо на жилые дома, — рассказывает житель микрорайона Тенистый Иван Рязанцев.

-Учебные полеты проводятся практически каждый день и носят продолжительный характер. Летают обычные сверхзвуковые и тяжёлые машины, при движении которых происходит сильнейшая вибрация зданий, срабатывает охранная сигнализация автомобилей, люди и животные впадают в состояние неконтролируемого ужаса и паники, дезориентируются в пространстве. Взлёт и посадка самолётов происходят над жилыми домами на малых высотах и со сверхзвуковой скоростью. Самолётами управляют люди, осваивающие навыки лётного дела и не обладающие профессионализмом, — утверждает местная жительница Татьяна Терехова.

В июне прошло года жители микрорайона Тенистый получили результаты экспертизы, проведённой специалистами Роспотребнадзора по Воронежской области, которая показала, что во время взлётов самолётов с аэродрома Воронеж-Б уровень звука составляет 130 децибел, что на 40% превышает норму.

— Врачи нам сказали, что это рано или поздно приведёт к тугоухости или полной глухоте. А у беременных женщин будут рождаться дети с нарушением слуха. Уже сейчас у многих взрослых и детей из-за постоянного гула обостряются хронические заболевания, — говорит жительница микрорайона Тенистый Алла Вязникова.

На жалобы жителей Советского района главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ, генерал-полковник Александр Зеленин прислал такой ответ (стилистика и орфография оригинала сохранены): «Аэродром Воронеж был построен… за чертой города и не вина Министерства обороны в том, что за эти годы жилые постройки и дачные участки вплотную подошли к аэродрому, и он вдруг стал для них помехой. Возведение многоэтажных домов., находящихся в створе взлётно-посадочной полосы аэродрома и влияющих на безопасность полётов, производилось в нарушение действующего законодательства без согласования с военным управлением. Так что сегодняшние претензии насчёт шума взлетающих самолётов, по крайней мере, некорректны.

Главное командование Военно-воздушных сил при планировании дальнейшего развития аэродрома руководствуется, прежде всего, государственными интересами. Развитие существующей инфраструктуры аэродрома — это наименее затратный вариант, строительство аэродрома в новом месте обойдётся государству дополнительно в несколько миллиардов рублей, а это значит, что придётся урезать статьи расходов на образование, здравоохранение, выплату пенсий и т. д.

И последнее, в планах Министерства обороны Воронеж рассматривается не только как место базирования авиационной базы, но и как крупнейший авиационный военно-научный и учебный центр Российской Федерации. Для жителей города и, прежде всего, для молодых людей это возможность обучения и прохождения службы в качестве военнослужащих, дополнительные рабочие места для гражданского персонала".

— Зеленин предложил нам смириться с тем, что через несколько лет мы и наши дети станем глухими психически больными инвалидами, если до этого не погибнем от падения учебного самолета на свой дом, — возмущается ответом главнокомандующего ВВС Алла Вязникова.

А заместитель руководителя управления по взаимодействию с административными и военными органами Воронежской области Николай Макаров в официальном ответе посоветовал жителям следующее: «…смена места жительства, установка современных многокамерных окон, применение индивидуальных средств защиты «беруши».

Страдают от звука самолётов и ученики средней общеобразовательной школы № 84, расположенной в микрорайоне Тенистый.

— Гул стоит страшный, детям нельзя заниматься в таких условиях. Но власть это не интересует. Многие ученики и дома не имеют возможности полноценно делать уроки из-за нескончаемого шума, — говорит преподаватель школы № 84, попросившая не называть её имя.

В этом же микрорайоне находится и городская психиатрическая больница, в которой имеются детское и взрослое отделения. Лечатся здесь люди, страдающие тяжёлыми заболеваниями — психозами и шизофренией.

Неподалёку от аэродрома расположено одно из ведущих предприятий области — химзавод «Синтезкаучук». А если самолёт рухнет на этот завод?..

В 2010 году в Воронеже была принята программа «Снос и реконструкция ветхого многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж», рассчитанная на пять лет — с 2011 по 2015 годы. В последние годы администрация городского округа предлагала людям при расселении квартиры в микрорайоне Тенистом. После того, как на аэродроме началось строительство авиабазы, жители домов, подлежащих расселению, принялись «бомбардировать» мэра заявлениями с просьбами не отселять их в Тенистый.

— В данной ситуации нарушаются права местных жителей на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Им нужно отстаивать свои права: продолжать собирать подписи, обращаться в средства массовой информации, отправлять жалобы в разные инстанции, требовать проведения референдума, — говорит воронежский юрист, кандидат юридических наук Роман Веселовский.

— Микрорайоны Тепличный и Тенистый сегодня являются наиболее непривлекательными частями города. До недавнего времени квартиры там пользовались спросом, поскольку микрорайоны находятся в живописных местах: окружены лесом, рядом протекает река Дон. Стоимость однокомнатных квартир в них упала на 200 тысяч рублей, но даже в такой ситуации крайне сложно реализовать жилую недвижимость, находящуюся там, — утверждает руководитель одного из воронежских агентств по продаже недвижимости Алла Демьянова.

В министерстве обороны РФ отказываются сообщать о том, насколько расширится аэродром Воронеж — Б и какие самолёты будут на нём базироваться.

Бывший служащий аэродрома Воронеж-Б, офицер в отставке согласился на условиях анонимности высказать своё мнение о расширении аэродрома: «Если на авиабазе будут находиться 200 самолётов, то полёты будут осуществляться 200 дней в году в две смены, днём и ночью. Сейчас в воздухе одновременно находятся не более четырёх машин, а после создания авиабазы будут летать десять».

«СП»: — Какие самолёты могут разместить на авиабазе?

— Думаю, что это будут самолёты МиГ — 25, это очень мощные машины. Появится много радиолокационных систем.

«СП»: — Чем это грозит жителям?

— Радиолокационные системы — это сотни киловатт, которые будут воздействовать на атмосферу. Это неблагоприятно отражается на здоровье людей. Когда самолёты при взлёте набирают высоту 300 метров — из их двигателей вылетает внушительных размеров облако несгоревшего керосина. Оно осядет на дома.

«СП»: — А боеприпасы и горюче-смазочные материалы, которые будут храниться на авиабазе, представляют угрозу местным жителям?

— Там будет храниться огромное количество боеприпасов и ГСМ. Если произойдёт взрыв — микрорайоны сметёт… Такие объекты не должны располагаться возле населённых пунктов. В случае, если самолёт рухнет на дома, погибнет очень большое количество людей.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня