Для начала официальная справка: общая площадь территории, которая сегодня находится в распоряжении Минобороны России, составляет 135,82 тысячи квадратных километров. Чтобы представить много это или мало, скажем лишь, что Греция, Болгария или Австрия занимают на карте существенно меньше места. Естественно, цены этому богатству нет. Что в век всеобщей растащиловки не может не вызывать жгущего интереса со стороны скорых на руку коммерсантов. Особенно, когда речь идет об объектах на благодатных берегах Черного моря. Многие уверенны, что именно здесь кроется подоплека скандала, который разгорается сейчас вокруг санатория Минобороны РФ «Сухум», занимающего территорию в 20 гектаров в самом центре столицы Абхазии.
Суть происходящего изложена в коллективном письме персонала военного санатория президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву. В письме, в частности, сказано: «К Вам обращается коллектив военного санатория «Сухум» МО РФ, который основан в 1954 году как медицинское учреждение Министерства Обороны СССР и на протяжении более пятидесяти пяти лет осуществляет санаторное обслуживание российских офицеров, военных пенсионеров и ветеранов войны.
Просим Вас разобраться в сложившейся ситуации вокруг нашего санатория и дать соответствующие поручения о проверке законности действий ряда руководителей Министерства обороны РФ, которые своими действиями дискредитируют органы управления Вооруженными силами РФ и нарушают конституционные права граждан Российской Федерации.
13.04.2011 в 14.00 руководство санатория получает устный (по телефону) приказ от Департамента по санаторно-курортному обеспечению МО РФ (зам. начальника отдела планирования и использования путевок) о срочном переводе в течение двух часов (до 17.00) отдыхающих военного санатория «Сухум» численностью 64 человека в военный санаторий «Гудаута» (г. Гудаута). В течение следующего часа получено письмо — факсимильная копия письма Чуфыревой Е. от 05.04 2011 на имя министра обороны А. Э. Сердюкова за входящим № 119 от 13.04 2011 о прекращении с 1 мая 2011 года приема отдыхающих в военный санаторий «Сухум» и вывозе, при необходимости, оборудования в военные санатории «Гудаутский» и «Гагра» «в связи с проведением капитального ремонта по результатам проведенного анализа материально-технической базы и фактического состояния зданий и сооружений санатория «Сухум». На данном письме Департамента по санаторно-курортному обеспечению МО РФ проставлена резолюция министра обороны А.Э.Сердюкова «СОГЛАСЕН. 5.04.2011«
Следует констатировать, что фактически с 2000 года по настоящее время никаких комиссий по анализу материально-технической базы и фактического состояния зданий и сооружений санатория «Сухум» на территории санатория со стороны МО РФ или других ведомств Российской Федерации не пребывало и никаких актов не составлялось. Все эти действия направлены не на улучшение работы нашего санатория, а на прекращение его функционирования, что подтверждают полученные копии документов из Департамента по санаторно-курортному обеспечению МО РФ — явно коррупционные документы".
Очевидно, это надо было видеть своими глазами. Отдыхали себе люди в этом дивном краю, отдыхали. Вдруг — указание по телефону из Москвы: срочно всех убрать отсюда к чертовой матери. Два часа сроку — этого времени только и хватит, чтобы похватать чемоданы и мчаться на посадку в автобусы. Что — война на носу? Враг у ворот? Эвакуация? Да нет. Никто ничего не объяснил и не объясняет. Не объясняет даже тем, кто столь опрометчиво заранее приобрел путевки в «Сухум» на май и июнь. Им просто рекомендуют поворачивать оглобли сразу на Гудауту. А приказом министра обороны Сердюкова № 502 санаторий, в котором с 1955 года отдыхали военнослужащие и их семьи закрыт, на ремонт. 1300 сотрудников — все как один, граждане России — вышвырнуты на улицу.
Может быть, здравница в таком состоянии, что в ней просто опасно находиться? Нет. Всего за четыре дня до решения Сердюкова о закрытии «Сухума» условия лечения и проживания в нем проверила комиссия все того же Министерства обороны. Было признано, что «условия соответствуют нормам проживания и отдыха военнослужащих и членов их семей». Соответствующий акт руководству санатория выдан представителем Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора МО РФ.
Более того. Никто в 2011 году начинать ремонт «Сухума» и не собирается. Как узнали авторы письма президенту России, проектно-сметная документация не составлена, в бюджете оборонного ведомства деньги на это дело не предусмотрены.
Резонанс скандала в Абхазии оказался столь велик, что в дело была вынуждена вмешаться Общественная палата республики. Ей тоже открылось немало странного в решении министра обороны России. В обращении к спикеру парламента Нугзару Ашуба Общественная палата недоумевает: «Прекращение деятельности по нормам российского законодательства означает ликвидацию организации и влечет за собой увольнение всех работников. В то же время проведение капитального ремонта не требует ликвидации организации, и за работниками сохраняются рабочие места с оплатой времени вынужденного простоя. Противоречия в преамбуле (капитальный ремонт) и пункте 1 (прекращение деятельности) вышеуказанного приказа, а также последующие действия администрации санатория, направленные на увольнения работников, вызвали негативную реакцию в обществе и социальную напряженность».
Попытки «Свободной прессы» прояснить ситуацию в Министерстве обороны РФ результатов не дали. Там лишь сообщили, что о приказе Сердюкова осведомлены, но в мотивы не вникали. Удивительно ли, что сами работники санатория убеждены: происходит рейдерский захват «Сухума»?
Кстати, это не первый скандал с военными здравницами. В Самаре суд предотвратил попытку мошеннического захвата 12 гектаров военного санатория «Волга». Группа преступников во главе с помощником начальника «Волги» по материально-техническому обеспечению подполковником Артуром Хуснудиновым отправлена на тюремные нары.
Однако самая удивительная история произошла с бывшим санаторием Военно-Воздушных сил Ленинградского военного округа в Санкт-Петербурге. Его угораздило расположиться в Каменноостровском дворце в устье рек Большой и Малой Невки на Каменном острове. Дворец — выдающееся творение итальянского зодчего Джакомо Кваренги — был построен во второй половине XVIII века по указанию Екатерины II для наследника престола Павла Петровича. В нем побывал не один российский император, а для Александра I дворец стал любимым местом отдыха. В советские годы здесь набирались сил военные летчики. Однако только до той поры, пока на шедевр Кваренги не обратила внимание губернатор Валентина Матвиенко. Дворец ей понадобился для «материально-технического обеспечения деятельности государственной власти Санкт-Петербурга».
Согласие тогдашнего министра обороны Сергея Иванова последовало незамедлительно. Но все чуть не испортил главнокомандующий Военно-Воздушными силами генерал армии Владимир Михайлов. В его докладной записке министру обороны по этому поводу написано: «Учитывая месторасположение санатория в Санкт-Петербурге, располагающем прекрасной медицинской научно-консультативной базой, прибывающие на лечение военнослужащие из отдаленных регионов имеют возможность получить необходимую консультативно-лечебную помощь. Кроме того, город Санкт-Петербург является историко-культурной столицей России, и отдых в санатории по льготным путевкам является единственной возможностью для многих военнослужащих и членов их семей из отдаленных гарнизонов ознакомиться с его многочисленными музеями и памятниками». По словам главкома, «исключение здравницы из структуры санаториев Военно-воздушных сил, учитывая крайне низкий процент обеспеченности его санаторно-курортным лечением (5−6% от числа нуждающихся) будет преступлением перед личным составом ВВС».
Обвинять министра обороны в преступлении — это неслыханно. Через два месяца генерал Михайлов уже был на пенсии. Санаторий закрыли. Дворец Матвиенко заполучила. Теперь на территории дворца Кварнеги на территории в 5 гектаров расположилась ее официальная резиденция.
И, наконец, самое интригующее. Согласно директиве Сердюкова, в ближайшее время Министерство обороны намерено закрыть еще пять санаториев и домов отдыха. Видимо, исключительно ради блага военнослужащих и членов их семей. Ждем новых скандалов?