18+
среда, 7 декабря
Общество

Техосмотр: Камасутра продолжается

Игорь Шувалов попросил еще два дня на доработку законопроекта «Об обязательном техосмотре транспортных средств»

  
110

13 мая Госдума должна была рассматривать во втором чтении законопроект «Об обязательном техосмотре транспортных средств». Блок поправок в него готовила рабочая группа первого зампреда правительства Игоря Шувалова. Однако в последний момент рассмотрение перенесли на 17 мая — законопроект оказался сыроват. «Мы дописываем законопроект и закончим эту работу завтра. Я думаю, что в понедельник мы по этому вопросу доложим. Работа не завершена, и бессмысленно ее представлять в незавершенном виде. Мы будем до последнего отшлифовывать моменты», — заявил Шувалов. Если все пройдет гладко, в окончательном, третьем чтении законопроект примут 20 мая, и уже 1 июня его подпишет президент Дмитрий Медведев.

Заминка не меняет главного: жизнь российских автовладельцев кардинально меняется. Согласно поправкам, техосмотр будут проводить операторы, аккредитованные профессиональным объединением страховщиков, участвующих в продаже полисов ОСАГО, — другими словами, Российским союзом автостраховщиков.

Предполагается, что после техосмотра владелец машины будет получать два свидетельства, одно из которых передавать в страховую компанию для оформления ОСАГО. А все данные о техосмотре, включая диагностические карты, будут храниться в Единой автоматизированной системе обязательного техосмотра.

Суть проекта закона — дать страховщикам право выбирать операторов с техническими и кадровыми возможностями для проведения техосмотра и проводить проверки, в том числе выездные, если на операторов будут жаловаться. На операторов будет возложена и полная ответственность перед владельцем автомобиля и третьими лицами за ущерб, если он возникнет по причине не выявленных во время техосмотра поломок. Если из-за такого недостатка был причинен ущерб новому автомобилю, возмещать его будут солидарно производитель или продавец автомобиля и оператор.

Как клятвенно обещает Шувалов, процедура будет максимально разбюрократизирована. «По поручению президента мы просчитываем эти новые подходы и предложения таким образом, чтобы они ни в коей мере не были обременительны для наших граждан. Часто случается так, что мы движем себя и других, исходя из добрых помыслов, закон принимаем, а находятся определенные лазейки, и граждан заново начинают мучить бюрократическими процедурами и часто вынуждают платить всякие подати. А задача такая — не только сделать не хуже чем сейчас, но и изменить ситуацию к лучшему», — обнадежил Шувалов.

Важный момент: новые правила техосмотра введут не сразу. Проект предусматривает вступление закона в силу с 1 января 2012 года, но первые два года техосмотр можно будет проходить и по-старому. Организации, аккредитованные ГИБДД для проведения техосмотра, смогут продолжать эту работу до 1 января 2014 года.

Что стоит за новыми правилами техосмотра, рассуждает руководитель Московского представительства Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.

«СП»: — Сергей, поправки Шувалова — это движение в правильном направлении?

— Идея создать единую базу данных техосмотра — дело правильное. Будет единая база — значит, будет система учета «вторичных» авто, возможность проверить такие автомобили через интернет. Это позволит избежать огромного количества мошенничества при купле-продаже автомобиля, и снизить уровень коррупции, связанной с процедурой техосмотра.

Если говорить о деталях — кем техосмотр должен проводиться, и кто за этим должен следить — страховые компании как организаторы техосмотра, на мой взгляд, лучший вариант, чем государственные органы. В госорганах сегодня талоны техосмотра массово покупаются. Поэтому страховые компании, как никто другой, заинтересованы в том, чтобы техосмотр производился качественно: им впоследствии проводить выплаты — в том числе, из-за неисправности автомобиля.

«СП»: — Вы считаете, при новой системе невозможно будет купить талон техосмотра?

— Возможно. Но будет намного дешевле пройти техосмотр, чем покупать талон у страховой компании или дилерского центра. Я бы, правда, сделал этот техосмотр добровольным, и заинтересовал автолюбителя рублем: снижением ставки ОСАГО (понижающий коэффициент, если с автомобилем все в порядке), и введением франшизы (если авто техосмотр не прошел, я бы дал время на устранение обнаруженных неисправностей, либо ввел франшизу по ОСАГО, либо давал повышающий коэффициент при расчете суммы страховки). Все эти моменты можно предусмотреть — они будут действовать, в первую очередь, в интересах законопослушных автовладельцев.

«СП»: — Многие автовладельцы сейчас предпочитают не проходить техосмотр, чтобы не тратить попусту время: процедура очень кропотливая и длительная. Между тем, президент Медведев говорил, что ее надо упростить. Все же упростят техосмотр или нет?

— Не могу сказать, как будет организована процедура техосмотра. Ручаться за страховые компании и автоцентры я бы не стал.

«СП»: - Как Российский союз автостраховщиков будет определять операторов техосмотра? Не получится так, что операторами станут никому не известные конторы, аффилированные с нужными людьми?

— На самом деле, каждая страховая компания работает с определенными автоцентрами. Поэтому говорить, что операторами станут никому не известные центры, видимо, не стоит. Посмотрите, как сегодня производятся выплаты и ремонт автомобиля. Вы приходите в страховую компанию, она говорит: вот к этим оценщикам, на выбор, вы можете идти, в такие-то автоцентры, на выбор, можете поехать делать автомобиль, — либо можете получить у нас денежные выплаты, и ремонтировать авто самостоятельно. Получается, все в ваших руках.

Так же и с техосмотром. Если страховая компания страхует ваш автомобиль, она предоставляет выбор: вы можете поехать к таким-то операторам из списка. Но самое главное — диагностическая карте вам выдается в любом случае, прошел ваш автомобиль техосмотр или нет. Когда вам ремонтировать автомобиль, — завтра, или через неделю — будут решать не на пункте прохождения техосмотра, а в вашей страховой компании.

«СП»: — Допустим, вы получили диагностическую карту. В ней — энное количество обнаруженных неисправностей. Но с рядом пунктов можно жить, а по другим нужно что-то срочно делать. Кто будет определять эту грань?

— Думаю, это должны делать специалисты по безопасности движения. Если у вас неисправно рулевое управление — вы не можете ехать. Просто не можете, а не потому, что вам не выдадут диагностическую карту. Если у вас не освещены приборы, вы тоже будете обязаны, наверное, заменить лампочки на панели. Хотя лично я считаю эти ограничения надуманными. Сегодня световые приборы у вас есть — завтра вы выехали, и часть из них погасла…

Думаю, сконцентрироваться нужно на главном. Первое — абсолютная добровольность техосмотра, нужно, чтобы человеку самому это было выгодно. Второе — никаких ограничений по управлению транспортным средством: диагностическая карта выдается при любом состоянии автомобиля. Главное — добровольность системы, и введение моратория на наказания. Необходимо время, чтобы система обкаталась и упростилась. И лишь потом, когда всем станет понятно, как она работает, можно ставить вопрос о каких-то наказаниях за ее неисполнение.

Из досье «СП»

О реформе процедуры техосмотра говорят давно. Еще летом 2010 года законопроект главы Комитета по транспорту Сергея Шишкарева был одобрен на совещании у первого зампреда правительства Игоря Шувалова с членами правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, с учетом замечаний рабочей группы Мин­экономразвития и ГИБДД. Он даже прошел первое чтение в Госдуме в начале июля 2010 года.

Проект предлагал передать- функции техосмотра из ГИБДД в частные СТО. Но тогда президент Медведев усомнился: «данная норма может содержать коррупционные риски». И документ завис на девять месяцев в кабинетах.

Теперь Комитет Госдумы по транспорту вновь рекомендует нижней палате парламента принять законопроект «Об обязательном техническом осмотре в РФ». В начале мая 2011 проходили консультации по законопроекту между правительством, государственно-правовым управлением Президента РФ и Госдумой.

Что изменилось в документе спустя девять месяцев? Главное остается: никто техосмотр отменять не собирается. Останется ли он в прежнем виде — неизвестно. Комиссия, занимающаяся доработкой поправок ко второму чтению законопроекта о передаче государственного техосмотра из ведения ГИБДД в коммерческие структуры, в которую входят депутаты Госдумы и правительство РФ, обсуждает более восьми вариантов упрощения процедуры ТО, сообщила РИА Новости представитель аппарата комитета по транспорту Ксения Костина.

Как проходят техосмотр в Америке, Европе и Японии

В США по статистике всего 0,7% аварий на дорогах происходят по причине неисправности автомобиля. Правительства многих штатов не считают, что из-за такого мизерного процента есть смысл тратиться на осмотр каждого авто. Необходимость прохождения техосмотра полностью отсутствует в 13-и штатах, а в остальных на этот счет действует весьма лояльное законодательство.

Только в 2010 году от техосмотра отказались власти трех штатов — Минисота, Кентукки и Нью-Джерси. В Делавере пока еще проводят ТО, но исключительно для автомобилей старше четырех лет, а в Мериленде техосмотр необходим только при переоформлении транспортного средства на нового хозяина, а также при ввозе авто из другого штата. В остальных штатах обязательный техосмотр еще действует, но проводят его гражданские фирмы, где ежегодно, а где и раз в два года. При этом администрацию штатов интересует в основном уровень СО в выхлопах двигателя, поскольку у них с 1990 года ссылаются на федеральный акт о чистом воздухе.

Впрочем, у американских водителей есть веские причины ездить на исправных машинах и без обязательного техосмотра. Если неисправность станет причиной аварии, страховая компания будет взыскивать с виновника весь причиненный ущерб. Еще страшнее, если в результате аварии будут жертвы, — приговор за убийство по неосторожности обеспечен.

В Англии законодательство, определяющее порядок прохождения обязательного технического осмотра, не менялось с 1967 года. Занимается ТО транспортное министерство, и берет за это до 57-ми фунтов с автовладельца. Как и в России, в Великобритании нельзя эксплуатировать автомобиль без талона техосмотра. На устранение неисправностей дается 10 дней, но за повторный осмотр платить не надо. Например, автомобили с американским световым пучком в Англии техосмотр не пройдут.

Во Франции тоже обязателен техосмотр. Если талон просрочен, водителю выписывают штраф в размере 90−135 евро, а при повторном нарушении можно загреметь в тюрьму. Впрочем, водителям свежих машин — не старше 4-х лет — техосмотр проходить не нужно. Машины старше 10-и лет должны проходить ТО ежегодно.

Во Франции техосмотром занимаются авторизованные центры. Таких центров немного, и на прохождение ТО всегда существует двухнедельная очередь. Сама процедура занимает полчаса и стоит 75 евро. Время, отведенное на ликвидацию неисправностей — два месяца.

В Испании техосмотр проводят официальные автодилеры, причем сами забирают авто, осматривают и возвращают с уже оформленными документами. Стоит такой сервис 45 евро. Если необходимо, техосмотр будет проведен ночью, а к 7:00 машину подгонят к порогу.

В Германии все машины старше трех лет проходят техосмотр раз в два года. Подобные правила действуют и на территории Австрии, но там круглые стикеры наклеивают не на номерные знаки, как у немцев, а на лобовое стекло. На стикерах указывается дата прохождения следующего ТО, и пройти его можно не раньше, чем за месяц до этой даты.

В Японии, так же как и в Европе, обязательное ТО предписано для авто старше трех лет, но сама процедура стоит гораздо дороже — минимум 300 долларов. На деле эта сумма может возрасти и до тысячи, если предстоит повторное прохождение. Поэтому от трехлеток японцы избавляются, и покупают новую машину.

По материалам www.avtoserver.su

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня