18+
понедельник, 5 декабря
Общество

Китай выводит в океан первый авианосец

По мнению американцев, скопированный с российского «Адмирала Кузнецова», он унаследовал все его недостатки

  
73

Менее чем через месяц первый китайский авианосец «Ши Лан», названный именем древнего полководца, может выйти в море. Задача в Пекине сформулирована давно и жестко: 1 июля, в очередную годовщину Коммунистической партии этой страны, Поднебесная должна продемонстрировать миру качественно новый боевой корабль, способный существенно расширить боевые возможности ее флота.

Когда это случится, «Ши Лан» наверняка можно будет заносить в книгу рекордов Гиннеса как самый дешевый авианосец в мире. Потому что его корпус достался Китаю практически даром — в 1998 году за него было заплачено всего 20 миллионов долларов. В день, когда прозвучала команда «Продано!», «Ши Лан» стоял у достроечной стенки Черноморского судостроительного завода в украинском городе Николаеве и назывался тяжелым авианесущим крейсером проекта 1143.6 «Варяг» (до 1989 год — «Рига»). Из состава ВМФ России он был исключен после раздела Черноморского флота в 1995 году. Киев, которому достался крейсер, подарком судьбы явно тяготился и готов был сбыть даже не в самые хорошие руки.

Когда-нибудь это приобретение наверняка будет отнесено к самым большим достижениям китайской разведки. В 1998 году достроенный до 68-процентной степени готовности «Варяг» был выкуплен у Киева подставной компанией из Аомэня за смешные деньги с целью, якобы, постройки на крейсере развлекательного комплекса. Хотя с самого начала многие выражали сомнения в искренности заявленных намерений китайцев. Потому что приобретали они не только тысячи тонн высокопрочного металла. Из Николаева посланцы Пекина почти за здорово живешь уводили технологии, к которым советские инженеры и конструкторы шли десятилетиями. Но кто тогда на развалинах Советского Союза об этом думал?

Через 14 лет после начала строительства крейсер «Варяг» под буксирами отправился в трудный путь до Китая. 1 ноября 2001 года «Варяг» прошёл пролив Босфор, а уже 3 ноября вошёл в Эгейское море, где попал в сильный шторм и сел на мель в районе греческих островов Северные Спорады. Но, к счастью для китайцев, непогода пощадила крейсер и его удалось снять с мели без особых последствий. Океанская дорога заняла без малого два года — 627 суток. 4 марта 2002 года авианосец «Варяг» прибыл в порт Далянь. Тот самый, что в конце 19-го века вместе с Порт-Артуром был взят в аренду царским правительством России и до самой русско-японской войны был городом Дальним. Бывший русский город-форпост по иронии судьбы и занялся достройкой бывшего русского недостроя-авианосца.

До 2005 года сотни китайских инженеров и техников на коленках исползали тысячи внутренних помещений и все палубы «Варяга». 8 января 2007 года на пресс-конференции Госкомитета по делам оборонной науки и техники было заявлено, что Китай способен построить свой авианосец. 5 марта 2009 года замкомандира десантного подразделения морских сил НОАК, генерал-майор Ма Гочао сообщил, что Китай освоил технологию создания авианосца. И скоро все это увидят.

Сегодня час триумфа близок. Поскольку до назначенного срока рукой подать, на верфи города Далянь работа кипит в круглосуточном режиме. На днях «Ши Лан» получил радиоэлектронную начинку — четыре антенны с активной фазированной решеткой китайской разработки. По данным зарубежных специалистов, параметры установленной на авианосце РЛС схожи с американскими радарами противоракетной системы Aegis. Кроме того, на корабле смонтировано электронное оборудование боевой информационно-управляющей системы.

Одновременно «Ши Лан» получил модернизированную скорострельную 30-миллиметровую артиллерийскую установку Type 730 с вращающимся блоком из десяти стволов. На авианосец также был установлен корабельный зенитный ракетный комплекс самообороны FL-3000N, способный поражать воздушные цели на дальности до девяти километров. Боезапас комплекса — 24 ракеты.

Но авианосца без самолетов не бывает. Поначалу Китай пытался заполучить российский палубный истребитель Су-33. Первое предложение было таким: «Продайте пару штук на пробу». Но к тому времени уже весь мир убедился в редкостном умении этой страны беззастенчиво красть и присваивать чужие технологии. Ведь понятно же, что два Су-33 проблем создающегося авианосца не решат, зато разобрать их по винтику для детального изучения вполне можно. Встречное предложение компании «Сухой» было более реалистичным: покупайте у нас первую партию из 12−14 самолетов Су-33 в стандартной конфигурации приблизительно по 50 миллионов долларов за штуку. Можете использовать их как учебную эскадрилью. Потом — еще 36 усовершенствованных таких же самолетов. Однако и этот контракт сорвался еще на стадии обсуждения.

И все было бы достаточно плохо для лихорадочно готовящегося к первому походу тяжелого крейсера «Ши Лан», если бы снова на выручку не пришел Киев. Там и раньше, и сегодня не было и нет недостатка в желающих подложить России очередную свинью. Она — очередная!- на этот раз обнаружилась в виде оставшегося на Украине Т-10К — прообраза российского палубного истребителя Су-33. Его китайцы и приобрели безо всяких хлопот в 2005 году. Снова занялись копированием. То, что получилось, без зазрения совести назвали исконно китайским J-15. И быстренько запустили в серию.

Есть сведения, что украинцы передали партнерам и документацию для строительства уникального наземного тренировочного комплекса НИТКА для корабельных летчиков, в точности повторяющего размеры и форму палубы тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.6. Потому что точно такой же в советские времена был построен на обрывистом берегу под крымским городом Саки. Самой Украине, об авианосцах и не мечтающей, по прямому назначению НИТКА ни к чему. Зато комплекс служит предметом торга всякий раз, когда у нашей страны возникает нужда в восстановлении летных навыков пилотов Су-33 единственного в России корабельного истребительного авиаполка, который базируется на собрате бывшего «Варяга» — тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Появились сведения, что китайцы по полученным от украинцев чертежам спешно строят собственный комплекс НИТКА на берегу Тихого океана.

В общем, дело строительства в Поднебесной собственного авианосного флота идет темпами, которые не могут не беспокоить даже американцев. Недавно заокеанские специалисты попытались заранее проанализировать слабые места собирающегося в первый поход «Ши Лан». Их выводы опубликовал один из официальных журналов Пентагона. Познакомиться с ними тем более любопытно, что все написанное пентагоновским журналом легко проецируется на российского собрата будущего китайского флагмана авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Вот эти выводы:

— один авианосец ВМС Китая коренного перелома в соотношение сил на Тихом океане не внесет, ибо в регионе уже сконцентрировано более 10 авианосцев и авианесущих кораблей США и их союзников. В перспективе будет сформирована «многонациональная» авианосная группа США и их близких союзников, которая будет насчитывать 22 авианосца и авианосных корабля, включая ВМС Японии, Южной Кореи, Таиланда и Индии. Американский атомный авианосец несет на борту 70 самолетов и вертолетов, в том числе истребители F/A-18, самолеты РЭБ EA-6B или E/A-18G, самолеты ДРЛО E-2, транспортные самолеты и вертолеты соответственно C-2 и H-60. Китайский авианосец и рядом не стоит по сравнению с таким разнообразным потенциалом. Палубный истребитель J-15, являющийся копией российского самолета Су-33, по своим боевым характеристикам значительно уступает американским палубным истребителям F/A-18E/F. Кроме того, авианосец «Ши Лан» не имеет самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и самолетов радиоэлектронной борьбы;

— китайский корабль имеет чрезвычайно маломощную систему самообороны, не имеет достаточно эффективных эскортных сил в виде современных надводных кораблей и подводных лодок. Китай не смог решить проблему создания надежной силовой установки корабля, что является «крупнейшей слабостью» и его предшественника — российского авианосца;

— в настоящее время для эскорта китайского авианосца могут быть использованы только два эсминца Тип 052С, оснащенных неким подобием системы AEGIS. Эти корабли несут в два раза меньше ракет, а их радиолокационные возможности не позволяют отслеживать десятки целей, что могут делать американские корабли, оснащенные системой AEGIS. С подводными лодками боевого охранения ситуация еще хуже. ВМС НОАК имеют две АПЛ Тип 093, но не обладают современной системой подводной связи. Созданные в Китае системы радиосвязи не обладают достаточным уровнем совершенства. Таким образом, китайский авианосец не может полагаться на эффективное прикрытие со стороны подводных лодок;

— Китай приобрел двигательную установку для «Ши Лан» в Украине. Эта силовая установка не может быть надежной. Оснащенный такой же российский авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» большей частью простаивает на своей базе ввиду частых поломок. Если корабль выходит в море, за ним неотступно следует буксир, чтобы в случае очередной поломки отбуксировать обратно в порт. С китайским «Варягом» также весьма вероятна такая ситуация.

В общем, пока Пентагону не страшен «Ши Лан». Но Китай и не скрывает, что делает лишь первый шаг на пути создания мощного авианосного флота. Темпы, которыми он умеет идти к цели, заставляют предположить, что скоро угрозу почувствуют не только американцы.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня