Общество

Батька оставил республику без кефира

Как Лукашенко зарабатывает валюту в Москве

  
35

Новости из Белоруссии.

Одной рукой Батька запрещает физическим лицам вывозить товары за пределы Белоруссии, другой — активно отправляет продукцию госпредприятий на экспорт, не заботясь о белорусском потребителе — нужно зарабатывать для страны валюту, курс которой продолжает расти. Пока минские полки пустуют, «Свободная Пресса» выяснила, куда делись снятые с них товары.

Молочная война внутри Белоруссии

В Белоруссии из розничной торговли исчезла молочная продукция. Люди, заходящие после работы за свежими молоком, сметаной, кефиром и йогуртами, остаются ни с чем, и горячо обсуждают эту странность в офисах, на кухнях и интернет-форумах.

Данный факт не мешает официальному Минску отрицать очевидное и утверждать, что с «молочкой» в стране все в порядке. «Никакого дефицита нет, молоко и кисломолочные продукты представлены в достаточном количестве» — заявили в белорусском министерстве торговли.

Куда делись кефир и сметана? Отправлены на экспорт! Только в столице России белорусской «молочкой» заставлены как небольшие районные гастрономы, так и огромные сетевые гипермаркеты вроде «Ашана». «Белорусский сыр» или «белорусский творог» являются популярными брэндами: цены на них ниже, чем на российскую продукцию, москвичи считают, что товары от соседей вкуснее и экологичнее.

После начала кризиса весной 2011 года белорусским заводам и фабрикам, производящим молоко и кисломолочные продукты, стало невыгодно продавать свой товар дома. Когда Лукашенко отпустил с 1 марта 2011 года цены на все товары, молочные изделия попали в список социально значимых, их стоимость продолжала регулироваться правительством, поэтому бесконечно ее повышать не получилось.

И тогда производители принялись отправлять свой продукт на экспорт по цене, которая в разы превышает белорусскую. Если литр молока с жирностью 3,2% в Минске стоит примерно 15 рублей в пересчете на российские деньги, то в Москве ту же марку можно встретить и по 30 и по 45 рублей. И так со всей «молочкой».

В московском районе Южное Бутово «Свободная пресса» обнаружила целый белорусский заповедник: вход в один из дворов декорирован аркой из березок, на которой сидит аист в гнезде, а по радуге прыгают слова «Беловежская пуща». За аркой «пасутся» деревянные зубры и стоит ларек «Молочные продукты», ассортимент которого на 80% состоит, разумеется, из белорусских товаров.

Колбаса «делает ноги»

В том же Южном Бутово, недалеко от «Беловежской пущи», асфальт исписан рекламой, в которой только два слова «Белорусская колбаса» и стрелка, указывающая путь к магазину. Картина такая же, как и с молочным экспортом: в Москве минские колбаса и мясо сильно дороже, чем дома, но дешевле, чем аналогичная продукция российского производства, поэтому пользуется спросом.

От такого интереса российских бизнесменов к белорусскому мясу пострадали предприниматели страны-соседки, представитель которых сообщил на условиях анонимности, что поставщики отказываются продавать им мясо, потому что появились россияне, скупающие все партии за доллары. Они предлагают более высокую цену, не требуя никаких документов и санитарных сертификатов, и вывозят мясо нелегально, без выплаты налогов и пошлин.

Всё на продажу!

В России можно легко купить десятки наименований белорусской косметики. В одной только Москве открыты 30 фирменных магазинов, продающих белорусское белье. Белорусский трикотаж, лен и хлопок предлагается очень активно, правда, интересует он, в основном, дам, которым за 40 — легкая промышленность в Белоруссии есть, а вот современная мода отсутствует, поэтому крой и расцветки не привлекают молодежь.

Магазин обуви есть даже в белорусском посольстве. И если на родине продукция обувного концерна «Марко» считается дешевой и доступной всем, то в Москве цены на туфли, сапоги и босоножки не отличаются от тех, за которые можно приобрести аналогичную итальянскую кожаную обувь: от 2000 до 6000 рублей.

Каждые выходные в разных районах города проходят палаточные ярмарки «Товары из Белоруссии». Там можно найти даже минский хлеб, который, несмотря на обещания Лукашенко не повышать цены на товары первой необходимости, снова начал дорожать в республике. Например, «Нарочанский» еще недавно стоил 3400 белорусских рублей, а сейчас уже больше 4000.

Последний оплот социализма в парке советского периода

Эпицентром продажи белорусских товаров является павильон «Республика Беларусь» на территории ВВЦ. В здании, где когда-то представляли лучших коров и доярок страны, теперь раскинут «палаточный лагерь» под лозунгом «Покупайте белорусское». Предлагают колбасы, хлеб, сыры, льняные скатерти, постельное белье, сумки, обувь, плетеные из ивы предметы домашнего обихода и мебель, белорусские конфеты.

Правда, торговые ряды занимают только площадку перед павильоном и небольшую часть здания внутри. Все остальное пространство, украшенное национальными гербами и обернутыми в целлофан мраморными колоннами, отгорожено красно-белой лентой и очень напоминает нынешнюю Беларусь: сумрачно, пусто и никакого света в конце тоннеля…

Фото автора

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Владимир Жарихин

Заместитель директора Института стран СНГ

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы-2018
Выборы президента РФ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня