18+
пятница, 9 декабря
Общество

Москва обвиняет Киев в краже «Зубров»

На российской интеллектуальной собственности в области вооружений незаконно наживается полмира

  
81

В межгосударственных отношениях Украины и России возникла новая острая проблема. «Рособоронэкспорт» обвинил Киев в нарушении прав интеллектуальной собственности на российское оружие. Поводом стал договор на поставку украинцами в Китай четырех самых крупных в мире десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр». Общая стоимость сделки экспертами оценивается приблизительно в 350 миллионов долларов. Однако не все сводится к деньгам. Для наших соседей договор важен еще и потому, что первые два корабля предполагается построить на давно изнывающем без серьезных заказов заводе «Море» в Феодосии, одном из двух, производивших «Зубры» еще в советские времена. Это, считают в Киеве, позволит вернуть домой часть квалифицированных судостроителей, от безысходности отправившихся за хлебом насущным за границу. Аргументы стоят того, полагают на Украине, чтобы претензии «Рособоронэкспорта» пропускать мимо ушей. И пропускают.

И не то, чтобы «Зубры» были нашей страшной государственной тайной. Нет, еще в январе 2000 года Украина, РФ и Греция заключили трехсторонний контракт на поставку четырех аналогичных кораблей Греции — по два корабля Украиной и РФ — на общую сумму около 200 миллионов долларов. Корабли были успешно проданы. Стоимость контракта с украинской стороной составила около 97 миллиона долларов, с российской — порядка 101 миллиона долларов.

Но с китайцами все обстоит совершенно иначе, считают в Москве. Во-первых, мы сами собирались продавать «Зубры» Пекину. Вели долгие переговоры по этому поводу. Кончилось это ничем во многом потому, что сделку перебили украинцы. Поэтому оставшемуся с носом «Рособоронэкспорту» особенно обидно. Как выяснилось, главное, чем прельстили китайцев наши соседи — техническая документация. Ее Киев собрается в дополнение к кораблям бесплатно предоставить в Поднебесную. А вот это уже грабеж, считают российские торговцы оружием. Потому что «Зубры» к началу 80-х годов прошлого века разработало Санкт-Петербургское Центральное морское конструкторское бюро (ЦМКБ) «Алмаз». Оно и является признанным владельцем соответствующей интеллектуальной собственности. То есть, считают в России, из кармана «Алмаза» чужие дяди нагло, не таясь, тянут деньги.

«Рособоронэкспорт» особенно возмущает тот факт, что в 2006 году было подписано российско-украинское межправительственное соглашение о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и получаемые в ходе двухстороннего военно-технического сотрудничества. В документе черным по белому записано, что передача документации на любые проекты третьей стороне недопустима без согласия разработчика. Выходит, Украина злостно нарушает соглашение?

В Киеве так не считают. Позицию своей страны по вопросу прав собственности озвучил еще в 2009 году, когда о предстоящем контракте было объявлено впервые, экс-министр обороны Украины Анатолий Гриценко: «Зубр» под соглашение от 2006 года не подпадает, поскольку был разработан еще в 80-х годах. Понимать это следует, очевидно, так. Вот все, что мы области вооружений совместно создадим после 2006 года — это — да, теперь должно согласовываться при передаче третьим странам. А что сделано раньше — это общее. То есть — ничье. И каждый волен поступать со своей добычей как вздумается.

На случай, если дело дойдет до международного судебного разбирательства, придумали в Киеве и еще одну подстраховку. Оказывается, они собрались отправить в Китай вовсе не бывшее советское детище — десантные корабли проекта 12322. Нет, утверждают соседи, это будут совсем другие боевые единицы. Собственной, «самостийной» разработки. И проект у них, по документам, другой — 958. В чем отличие от «Зубров»? Никто сказать не может, поскольку кораблей проекта 958 в природе — ни единого. Но может быть кресло командира на его мостике или какие-нибудь заклепки на Украине действительно переделали, чтобы гордо заявить: «Наше!»

Кстати, соседи не первооткрыватели на этом скользком пути. Примерно так поступили в свое время в Польше. Там на основе советского зенитно-ракетного комплекса «Игла-1» сконструировали свой комплекс «Гром», а на основе танка Т-72 — свой РТ-91. И ничего, как будто так и надо.

Впрочем, пусть даже Украина к изумлению всего мира и в самом деле создала собственный корабль на воздушной подушке. Если даже так, однако зачем же кальки именно на «Зубр», полученные из Санкт-Петербурга в бытность его еще Ленинградом, передавать китайцам? Нет ответа.

Российские эксперты считают, что это близорукое решение, продиктованное, скорее всего, желанием Киева быстренько, как говаривал известный телесыщик Володя Шарапов, «деньжат по-легкому срубить». Но последствия у этой сделки наверняка будут вполне тяжелыми. Прежде всего, теперь наверняка снова заморозятся работы над почти готовым многострадальным российско-украинским военно-транспортным самолетом Ан-70. Россия давно было потеряла к нему интерес. Украина в одиночку проект явно не тянет. Несколько месяцев назад министр обороны РФ Анатолий Сердюков Киеву пообещал возобновить финансирование. Но, как и прежде, все снова может упереться в раздел интеллектуальной собственности на эту машину. Как партнеры ведут себя в этой области столь вероломно, можно ли им доверять и самолетостроении?

Кроме того, Китай, известный своим умением копировать чужие разработки, с помощью полученных из Киева чертежей через несколько лет наверняка выведет на международный рынок оружия собственные корабли на воздушной подушке. Они будут как две капли воды похожи на «Зубров», но назовут китайцы их как-нибудь иначе. И стоить те корабли будут дешевле, чем бывший советский аналог. Тогда возможности экспортировать уникальных пока «Зубров» сократятся. И для России, и для Украины.

Нечто подобное ведь уже было. Только с палубным истребителем Су-33, который срочно понадобился Пекину, приступившему к строительству собственного авианосца.

Китайцы попросили Москву продать им такие истребители. Немного, всего две штуки. Поскольку авианосцев с двумя самолетами на борту не бывает, в «Рособоронэкспорте» резонно сочли, что Понебесная намерена приобрести Су-33 исключительно для того, чтобы вначале разобрать до заклепки, а потом создать собственный клон. Отказали.

Немедленно рядом оказались представители Украины. У них, как оказалось, как раз с советских времен завалялся опытный образец прототипа Су-33. Назывался он Т-10К. В 2005 году тот прототип укатил в Китай. А сегодня у Пекина готов вроде как собственный палубный истребитель J-15, схожий с Су-33 как близнецы-братья. Садиться, кстати, ему предстоит на палубу почти готового к испытаниям китайского авианосца «Ши Лан». Бывшего советского тяжелого авианесущего крейсера «Варяг», имевшего несчастье в момент развала СССР достраиваться на украинских верфях в Николаеве и проданного за три моря Киевом за смешные 20 миллионов долларов.

В общем, с российской интеллектуальной собственностью в международной торговле оружием просто беда. И не только в том, что касается Украины. Нет, нас давно грабят едва ли не все подряд. Показательнее всего ситуация со знаменитым автоматом Калашникова. В годы холодной войны лицензии на его производство Советский Союз выдал 18 странам. Однако и те лицензии давно за давностью лет потеряли свою силу, но производство почти никто сворачивать и не думает. Еще 11 государств начали клепать «калаши» по-тихому. Да так увлеклись этим делом, что едва не вытеснили с этого рынка страну-разработчика. То есть, теперь — Россию. По сведениям представителей известного завода в Ижевске, которому принадлежат все права на «Калашникова», сегодня в мире ежегодно производится около миллиона таких стволов. Только 10 процентов из них — легально. Зачастую — нижайшего качества. Убытки нашего государства исчисляются сотнями миллионов долларов.

Странная выходит картина. Про то, что без спросу клонировать чужие музыкальные диски, фильмы и компьютерные программы знает весь мир. Нарушителям грозят строгие международные санкции. На страже стоит даже Всемирная торговая организация. А оружие копировать — это запросто.

Надо же с этим разгулом что-то делать? Надо. Наша страна пытается, но как-то вяло. В недрах «Рособоронэкспорта» создано новое структурное подразделение — некая «группа интеллектуальной собственности». А в 2003 году Россия впервые принялась защищать свои права в этой области в международном суде. В ЮАР представители корпорации «Русские системы», специализирующиеся на разработке и создании высокотехнологичных радиоэлектронных систем для самолетов пятого поколения, подали иск к известной южноафриканской фирме «Авиатроникс». По мнению российских юристов, та незаконно использовала принадлежащие «Русским системам» разработки в области создания средств радиоэлектронной борьбы. Времени прошло немало, а о результатах суда ничего не сообщалось. Только убытки нашей страны продолжают множиться.

Из досье «СП».

Малый десантный корабль на воздушной подушке (МДКВП) пр. 12322 «Зубр» предназначен для приёма с оборудованного или необорудованного берега подразделений морских десантов с боевой техникой, перевозки морем, высадки на побережье противника и огневой поддержки десантируемых войск. Кроме того, он может осуществлять транспортировку мин и постановку минных заграждений. Самый крупный в мире десантный корабль на воздушной подушке, который способен выходить на берег, преодолевать рвы и траншеи, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника. Для МДКВП «Зубр» доступно для высадки десантов до 70% общей длины береговой линии морей и океанов мира. Строительство первых четырёх ДКВП началось в 1983 г. на судостроительных заводах Приморском судостроительном заводе и Cудостроительном заводе «Море». Головной МДКВП пр. 12322 под номером МДК-95 фактически являлся опытным, был построен в 1986 г. и после продолжительных испытаний вошёл в боевой состав ВМФ в 1988 г. По результатам испытаний в конструкцию серийных кораблей были внесены изменения, в т. ч. в состав радиоэлектронного вооружения. К началу 90 гг. в составе ВМФ СССР числились восемь МДКВП. После распада СССР и раздела Черноморского флота Украине были переданы три строевых корабля — названных новыми хозяевами «Краматорск», «Горловка», «Артемовск» и 2 недостроенных на верфях в Феодосии. Один из них («Донецк») в июне 1993 г. был достроен и введен в состав ВМС Украины. К настоящему времени три из четырех украинских ДКВП списаны на металлолом.

Корабль способен перевозить:

3 основных боевых танка суммарной массой до 150 тонн

или как вариант 10 бронетранспортёров, суммарной массой до 131 тонн и 140 человек десанта.

или 8 боевых машин пехоты, суммарной массой до 115 тонн

или 8 плавающих танков.

Для десанта предусмотрены 4 помещения на 140 мест. Вместо боевой техники помещение может быть оборудовано для размещения дополнительно ещё 366 человек (всего около 500 человек).

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня