Мамы и папы увозят детей из мест прохождения службы и прячут их. Они пытаются спасти сыновей от издевательств и пыток. Военные стремятся привлечь бегунков за дезертирство, а родители и правозащитники делают всё, чтобы доказать: они не сбежали, они спаслись!
В посёлок Кирилловское Ленинградской области за своим сыном Виктором Лешуковым приехали родители из Вологды. Они выкрали его с территории военной части № 67679 и через несколько дней явились с ним и представителями правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» в комендатуру Санкт-Петербургского гарнизона. Там они рассказали, что за время своей недолгой службы (чуть более месяца) рядовой Лешуков ежедневно подвергался унижениям со стороны сослуживцев.
Сейчас эта информация проверяется. Виктор находится на сборном пункте для военнослужащих, самовольно оставивших часть, созданном на базе Военного инженерно-технического университета.
Похитила из военного госпиталя своего сына, служившего в военной части № 90450, находящейся в посёлке Озёрное Ломоносовского района Ленинградской области, Ирина Петрова. Она устроила его в гражданскую больницу. Женщина утверждает, что военные медики сына не лечили. А в части за время службы ему было нанесено более ста ударов по голове.
По сей день скрывается от военных рядовой Валерий Фураев, похищенный матерью из военной части № 02511, расположенной в посёлке Сапёрное Приозёрского района той же области.
Валерий прибыл в часть 30 июня и был зачислен в списки личного состава на должность механика-водителя. Через несколько дней туда приехала его мать Ирина Фураева и, с разрешения командира роты, встретилась с сыном на КПП. В часть рядовой не вернулся.
Мать отвезла Валеру в Военно-медицинскую академию, откуда его направили на тот же сборный пункт, что и Витю Лешукова. Из сборного пункта Фураев сбежал.
Он периодически звонит по мобильному телефону матери, желая успокоить её. Зная, что его разыскивают, старается не появляться в общественных местах.
Близким Валера рассказал, что в части над ним издевались. Его сослуживец, не вынесший побоев, выбросился из окна третьего этажа. Он остался жив, получил ушиб головного мозга и сейчас находится в военном госпитале № 442.
Корреспондент «СП» обратился в штаб Западного военного округа, дабы узнать, отчего из входящих в него военных частей едва ли не каждый день бегут новобранцы.
Начальник группы информационного обеспечения Западного военного округа Александр Лебедев ответил: «Я опасаюсь говорить об этом, журналисты могут неправильно написать. Вы меня понимаете?»
«СП»: — Не понимаю…
— Мы даём представителям СМИ информацию, а они её преподносят в выгодном им свете… Ладно, я кое-что расскажу… Что случилось с солдатом, который выпал из окна — не знаю. С этим фактом разбирается военная прокуратура. А Фураев на сборном пункте, в части и на пункте в Военно-медицинской академии говорил сослуживцам, что не хочет служить в армии. Его больше привлекала служба в войсках МВД.
«СП»: — Проводилась ли проверка относительно издевательств над ним?
— Комиссия Западного военного округа проводила проверку. Рассказанное Фураевым не подтвердилось.
Мать солдата, Ирина Фураева, говорит: «Военные будут выгораживать себя. Не знаю, что нам делать».
Председатель Санкт-Петербургской региональной общественной правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Элла Полякова утверждает, что в военных частях не имеется механизма защиты срочников: «Они остаются совершенно беззащитными перед теми, кто их истязает. Военные всеми силами пытаются скрыть творящиеся на их территории безобразия. Недавно пять солдат сбежали из части после того, как прапорщики избили их бейсбольной битой».
«СП»: — Солдат, которых похитили родители, могут привлечь к ответственности за дезертирство?
— Если новобранцы сбежали до принятия присяги — ответственность им грозит меньшая, чем могла бы быть, если бы они дали клятву верности родине.
«СП»: — Часто ли удаётся помочь рядовым, которые сбежали из-за побоев и истязаний?
— В 30 процентах случаев. Представители военных частей и военной прокуратуры препятствуют установлению истины. Нередко и родители военнослужащих не идут до конца.
«СП»: — Что нужно делать родителям, похитившим сыновей из мест прохождения службы?
— Необходимо обращаться за содействием в правозащитные организации. Мы, например, опрашиваем беглецов, проводим их обследование, фиксируем состояние. Сопровождаем их в те места, куда следует идти в таких ситуациях.
Если солдаты подверглись насилию, родители должны попытаться положить их в гражданские больницы. В иных случаях нужно обращаться в военную прокуратуру, к командованию военного округа.
Четверых челябинских солдат выкрали из военной части их матери. По словам женщин, парней определили служить с сержантами-контрактниками в военную часть № 21740, расположенную в селе Екатеринославка Октябрьского района Амурской области. Солдат избивали и вымогали деньги. Терпение новобранцев закончилось и они сбежали. После нескольких дней скитаний по тайге срочники обратились за помощью в военную прокуратуру, откуда их, не долго думая, направили в штрафбат. Ребятам удалось связаться с родителями, которые приняли решение выкрасть их.
— Мы через забор видели, как на построении командир части приказал всем солдатам раздеться до пояса. Подошёл к одному солдатику из нашей области, а у того вся грудь была как сплошной синяк. Спросил, что это. А тот ответить побоялся и сказал, что упал. Командир отвернулся и отошёл. Разве это нормально? Очевидно, что солдат не сам так покалечился! Мы ещё много чего увидели! Прямо за забором части растёт конопля. Контрактники её собирают и тут же варят. А потом идут издеваться над новобранцами, — рассказывает мама-похитительница Наталья Черноок.
Мать рядового Алексея Квасова забрала сына из части, после того как он пролежал в госпитале с гнойной пневмонией. Медики настоятельно рекомендовали пациенту отпуск после выписки, но командование военной части отказалось его предоставить.
В организациях солдатских матерей утверждают, что ежегодно в стране сотни родителей крадут своих сыновей из воинских частей.
Российская власть призывает молодых людей на службу и позволяет избивать их, истязать и убивать. А ежели измученные пытками солдатики подадутся в бега — власть их засудит за дезертирство. Терпите, мол, и не высовывайтесь!
Поэтому родители и решаются на отчаянные поступки. Они боятся потерять детей! Один из последних шокирующих случаев, произошёл в воинской части № 86277, находящейся в посёлке Краснооктябрьском Республики Марий — Эл. Там обнаружили повесившимся 19-летнего солдата-срочника Александра Черепанова.
— Когда вскрыли гроб, доставленный из части, увидели множественные колото-резаные травмы на голове и шее, следы связывания на руках, ушибленные раны на голове, проломленный череп, разрез вдоль всей полосы, оставшийся на шее после удушения. Командование части утверждало, что он повесился из-за неразделённой любви. А Саша за несколько часов до случившегося звонил родным и говорил о том, что у него вымогают деньги, угрожают расправой, — рассказывает родственник погибшего парня.
Военной прокуратуре пришлось-таки возбудить уголовное дело по статье УК, предусматривающей ответственность за доведение до самоубийства. Появился подозреваемый — младший сержант.
Пока в российской армии царит произвол, родители будут похищать оттуда своих сыновей. Чтобы не произошло с ними то, что случилось с Сашей Черепановым.
Фото: «Кирилл Тулин/Коммерсантъ», nabludatel.ru, *, vkontakte