18+
суббота, 10 декабря
Общество

Дайте выпить за рулем!

Власть, верни народу законные промилле

  
150

Президент России Дмитрий Медведев невысокого мнения о россиянах. Во всяком случае, введенную в 2008 г. норму содержания алкоголя в крови водителя 0,3 промилле он отменил (руками Госдумы), сопроводив отмену устным высказыванием, что «у нас, если разрешить одну рюмку, то и пошло-поехало…» (цитирую по памяти). Когда Госдума принимала закон о запрете иметь водителю в своем организме 0,3промилле, кто-то из депутатов сказал: «Но ведь 0,3 промилле бывает и после кефира». На что человек, представляющий проект закона в Госдуме, ответил: «А не надо тогда этот кефир пить», после чего почти единогласно 0,3 промилле из разрешенных перешли в категорию запрещенных.



Тут хотел бы сделать небольшое лирическое отступление и перенестись в те времена, когда 0,3 промилле еще считались законными. Мой партнер по работе на телевидении ехал утром на съемку. Светило солнышко, пели птички, настроение было хорошее, однако, возле Ваганьковского кладбища моего приятеля остановили сотрудники ДПС. Без всякого нарушения. Просто так. Инспектор усадил его в свою машину и предложил дунуть. Товарищ мой накануне вечером выпил литр сухого вина и бутылку пива. Как ни странно, прибор показал по нулям. На что инспектор сказал: «Я же все равно знаю, что вы вчера пили». «Но ведь прибор…» — попробовал оправдаться мой товарищ. «Что прибор? Сейчас я позвоню, приедет врач и найдет в вашей крови алкоголь, и на полтора года вас лишат прав». Знакомый мой занервничал, ведь при желании найти в его крови алкоголь можно. Тогда он предложил деньги. «Меньше, чем 100 тысяч рублей, я даже не разговариваю», — сказал строгий инспектор. Сошлись на 40, после чего инспектор вылез из машины, а его младший коллега сел за руль и повез нашего бедолагу к нему же домой за деньгами. Мой коллега на ватных ногах вынес инспектору 30 тысяч рублей в надежде, что пересчитывать тот не будет. Так и случилось. Инспектор взял деньги, подвез моего товарища до нужного места и укатил. Я это к чему? А к тому, что история эта произошла в те времена, когда 0,3 промилле давали законное право управлять автомобилем, и тем не менее, дружка моего развели. Что уж говорить, когда закон отнял даже эту поблажку?

Ладно, хватит лирики, давайте обратимся к доступным на сайте ГИБДД цифрам. За 2010 год зарегистрировано 199 тысяч 431 авария. Запомните эту цифру — пригодится. Погибло 26 тысяч 567 человек. Это, конечно, много, тем более, что каждая жизнь бесценна. Ранено 250 тысяч 635 человек. А теперь — внимание! По вине пьяных водителей случилось 11 тысяча 845 аварий, т.е. почти 200 тысяч аварий, а по вине пьяных — 11 тысяч! Получается, 188 тысяч аварий совершили трезвые, но и это еще не все. Погибло по вине пьяных водителей 1 тысяча 954 человека, т.е. меньше 1% от общего количества аварий. Да, этих людей жалко, но ведь в дорожных авариях люди гибнут во всех странах, однако правительство этих стран тем не менее позволяет водителям употреблять алкоголь за рулем в разумных пределах.

Поборники иссушающей трезвости любят повторять как заклинание: «Пьяный за рулем-преступник!» А, собственно, почему? Если человек выпил, но соблюдает правила дорожного движения, уважает других участников этого движения, пропускает пешеходов и т. д., то какая разница сколько у него там промилле? Помните, в передаче «Дорожный патруль» каждый день показывали таблицу: «Задержано водителей в нетрезвом состоянии-202, аварий по вине нетрезвых- 2». Значит, остальные 200 ехали нормально и доехали бы до дома без приключений, если бы их не остановили. Почему правительство и наши законы не хотят ориентироваться на НОРМАЛЬНОЕ большинство? Любят повторять: «Автомобиль- это средство повышенной опасности». Да. Согласен. Но лежащий на кухне нож — тоже средство повышенной опасности (да и много чего еще). Так что, запретить пьяному готовить себе бутерброд? Вдруг он детей своих зарежет? Или жену? Откуда такая уверенность, что только разреши, все поголовно «зальют глаза» и начнут давить друг друга? Ведь если человек псих (а некий процент таких людей имеется в любом обществе), то ему плевать на все законы, он накиряется и размажет по асфальту кого угодно. Может, разумнее часть ответственности переложить на гражданина: пусть решает сам- пить или не пить, но будет проинформирован, что за ДТП, где он стал виновником, с выпившего будет повышенный спрос. Почему человека нужно наказывать, если он еще ничего не совершил? Ведь вас же никогда не наказывают в других случаях с формулировкой «мог бы совершить». Зачем подвергать водителя лишней нервотрепке? Зная про свой запах, он боится, что его остановят, лишат прав, отберут деньги. Начинает искать пути объезда, где «стоят -не стоят», а еще хуже и опаснее для общества водитель, который начинает уходить от погони. Не лучше ли, когда человек спокойно едет, зная, что если дозу не превысил, то никто никаких претензий ему не предъявит.

Кстати, массовые аварии с автобусами происходят почему-то в странах, где водители исторически не пьют- в Турции, Египте, Израиле и т. д.

Помнится, лет 15 назад в дневную, ежедневную телепрограмму, в которой я тогда работал, примерно раз в неделю приходил работник ГАИ. До эфира мы частенько болтали. Как-то гаишник изрек: «Выпивать за рулем, конечно, можно. Но… только инспекторам ГАИ». «Почему же?" — спросил я. «Потому, что мы знаем как ездить».

Этим летом оказался я на одном банкете. Юбилей праздновал бывший инспектор ГАИ, майор в отставке. Гости были из близкой юбиляру среды — полковники милиции, один- полковник ФСО (дал мне визитку, на которой указан его рабочий адрес «Кремль, 9») и другие. Выяснилось, что закон о промилле они понимают по-своему. Сразу хочу сказать, что за полковниками заехали служебные машины, а, например, за майорами — нет. Я разговорился с гостем из службы наркоконтроля. «Да, — говорит, — бывает, езжу в нетрезвом состоянии. Помню, посидели на работе, поехал домой, в районе Филей тормозят гаишники. Я им — удостоверение. А они так разочарованно: «Да что ж за день такой! До тебя тормознули прокуратуру… Ладно, езжай! Чувствуешь себя нормально?»

Я думаю, может, у нас так строго с этими промилле еще и потому, что власть- президент, депутаты принимают законы не для себя, а для народа, с которым они себя не олицетворяют? Ведь чиновник или депутат, или полицейский в Европе или Америке в какой-то момент начинает жить обычной жизнью и, принимая законы, разрешающие выпивать за рулем, он имеет ввиду и себя тоже. Чтобы можно было съездить к родителям на семейный обед и выпить винца, не озираясь по сторонам, чтобы можно было встретиться с другом и выпить по паре кружек пива, чтобы можно было свозить на машине в ресторан свою любимую и выпить с ней шампанского.

У нас же, видимо, власть думает, что она навечно, а если случится, что когда-нибудь застукают, всегда есть кому позвонить и решить вопрос. Кстати, юбиляр, которого чествовали, целый вечер пил виски, и потом спокойно уехал домой за рулем своей машины. Так что, если учесть, сколько в России гаишников, прокуроров, судей и вообще «силовиков», можно представить — сколько выпивших людей ежедневно ездят за рулем без всякого возмездия.

В интернете есть таблица, в которой указано сколько промилле разрешено в странах мира. В Америке, Канаде, Великобритании и Зимбабве- 0,8промилле. Даже в Гондурасе 0,7. В Германии, Авсралии, Бельгии- 0,5. И только в бедной России- 0,0.Велика же степень недоверия властей к жителям этих просторов.

Мнения экспертов.

Леонид Ольшанский, Лауреат премии «За права человека», действительный член Академии юридических наук, член Экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ, Почетный адвокат России.

— Скорее, для России введение 0,5 или 0,8 промилле не подходит. Ведь эти промилле- это же не колбаса в граммах, это такой же повод для злоупотребления как и все остальное. Будет у водителя, допустим, 0,5 промилле, а разрешено 0,3 — гаишник скажет: «Давай 500 долларов, я тебе напишу 0,3». К тому же, в России очень высок авторитет президента, если президент сказал, что такой нормы не должно быть, значит, не должно. Другое дело, что эту функцию освидетельствования нужно целиком изъять из рук полиции. Чтобы никаких трубочек на дороге не было. Если есть подозрение, что водитель пьян — вези его в больницу. Всех же возить не будут… К тому же, водители не знают своих прав, они могут отказаться дуть в трубочку инспектору на дороге, а заявить, что готовы пройти освидетельствование у врача. Отказ дуть в трубочку инспектора НЕ ЯВЛЯЕТСЯ отказом от освидетельствования. Если привезли в медицинское учреждение, то там уже отказываться от каких либо процедур нельзя — имеют право взять и кровь, и мочу, и заставить дышать куда угодно.

Юрий Казимиров, старший госавтоинспектор.

— Я считаю, что этого делать не нужно. Правила дорожного движения пишутся кровью.

Олег Юханов, подполковник милиции, преподаватель экономики.

— Думаю что вождение автомобиля и употребление любых алкогольных напитков — вещи взаимоисключающие. Автомобиль — это средство повышенной опасности. Как бы ты ни был уверен, каким бы ни был профи, реакция все равно притупляется. Знаю массу случаев, когда люди бравировали, что могут выпивать и водить машину. И все равно наказание настигало их — один заснет за рулем, другой — не успеет затормозить… Если выпил — держи машину на приколе.

Я провел небольшой опрос водителей. Предлагаю ознакомиться с некоторыми мнениями по данному вопросу.

Водитель, сидящий «Тойоте»:

— Было бы неплохо, но вряд ли такое будет. Да, чтобы не бояться, не пихать в рот лавровый лист и прочую гадость. Вряд ли у нас получится как в Европе. Сомневаюсь. Хотя, хотелось бы, чтобы можно было выпить бокал вина или ехать утром после бурной вечеринки- на ногах стоишь, язык поворачивается.

Женщина на «Хендае»:

— Да, в Америке можно, но трудно соблюсти норму. В Америке пьяных нет, я не видела. В основном, они сами не ездят, а вызывают лимузин-службу или такси. Люди боятся больших штрафов.

Водитель на иномарке- такси:

— Хотел бы, литра два выпил и поехал бы! У меня такое было. С утра всякое бывает, но едешь аккуратнее, чем трезвый.

Водитель на джипе:

— Ни в коем случае, русским дашь палец- руку откусят! Почему у них можно? У них была инквизиция. Триста лет их воспитывала. А у нас- широкая душа, гулять- так гулять, пить- так пить. Если остановят, значит, должны наказать, и меня в том числе, я- такой же человек. А если ребенка переедешь? Корить себя всю жизнь будешь.

Водитель «Газели»:

— Нет, у нас не умеют. Человек стакан махнет и понесет, меня два раза лишали прав за езду пьяным.

Водитель на «Фольксвагене»:

— Конечно, нужно ввести. Цивилизованное государство должно поставить разумные рамки. Как в Европе. Меня тоже лишали, за дело. Нет, ничего не совершил, но были остаточные явления. Я осознал, что это опасно.

P.S.

Минувшей ночью в центре Москвы произошло крупное дорожно-транспортное происшествие. На месте ДТП погиб один сотрудник Генеральной прокуратуры РФ, а второй был тяжело ранен.

Как сообщает Life News, автокатастрофа произошла на улице Академика Туполева. Автомобиль «Ниссан», в котором находились двое сотрудников ведомства, занесло на дороге и машина на большой скорости врезалась в дерево. В результате ДТП на месте погиб 34-летний старший прокурор Управления по надзору за расследованием особо важных дел Генеральной прокуратуры Алексей Бухтояров. За рулем иномарки находился 32-летний Денис Исаков. Мужчина остался жив и был доставлен в НИИ Склифосовского.

Агентство «Интерфакс» сообщает, что, по предварительным данным, водитель «Ниссана» в момент аварии находился в состоянии алкогольного опьянения.

Фото: «Алексей Куденко/Коммерсантъ»

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня