Каждый из нас уже давно привык к тому, что в стране еженедельно происходят громкие скандалы из-за нарушений дорожного движения автомобилями, оснащенными спецсигналами и принадлежащими чиновникам или крупным бизнесменам. Мы также уже давно уяснили себе, что «Все животные равны, но некоторые животные равнее других», однако в столице ситуация с дорожным движением такова, что многие его рядовые участники и простые граждане уже доведены до «точки кипения». Так 22 июля стало известно, что в четверг на юге Москвы была обстреляна служебная машина управделами президента. К счастью, никто не пострадал. Пока…
Если рассмотреть суть вопроса, то станет ясно, что проблема не столько в том, что по городу разъезжают тысячи иномарок с проблесковыми маячками. Проблема во взаимоотношениях между представителями власти и простыми людьми. Или может быть в отношении властей к простым людям? Итоги расследования крупных ДТП с участием спецавтомобилей, почти каждый раз перекладывают ответственность на рядовых граждан, что ведет к еще большему напряжению внутри общества.
Главным аргументом автолюбителей является абстрактное утверждение, что «Такого варварства нет больше нигде в мире». Об этом же в интервью «РИА Новости» говорил научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин: «Такие привилегии несовместимы с условиями жизни в современном, насыщенном автомобилями городе не только ввиду их полного неприличия в моральном плане, но и по сугубо техническим причинам. Все эти спецполосы, спецсигналы и перекрытия движения для проезда „охраняемых лиц“ — типичные примеры транспортных привилегий феодального типа. Их нет ни в одном продвинутом городе мира».
«Свободная Пресса» решила заняться поиском конкретных фактов, чтобы выяснить, насколько это утверждение соответствует действительности, и самое главное, — каковы взаимоотношения представителей власти с обществом в остальном мире.
Малайзия:
В июне 2006 года глава правительства Малайзии Абдулла Ахмад Бадави получил предупреждение о необходимости оплатить одиннадцать штрафов на общую сумму 275$, выписанных ему сотрудниками дорожной полиции за нарушение правил дорожного движения. Как сообщает малайзийская газета «Нью Стрэйтс Таймс», за прошедший год Абдулла Ахмад Бадави пять раз нарушил скоростной режим, четырежды проигнорировал дорожную разметку и знаки и два раза припарковал свой автомобиль в неположенном месте. Интересно, сколько штрафов с 2000 года накопил глава нашего правительства? И накопил ли?
Китай:
В декабре 2010 года Гу Цинъян — начальник Управления почты и телеграфа уезда Лонин провинции Хэнань, — управляя автомобилем в нетрезвом состоянии, насмерть задавил пятерых подростков. Чиновник был арестован прокураторой по подозрению в создании угрозы общественной безопасности. За это преступление в Китае предусмотрено наказание вплоть до смертной казни. В парткоме города Лоян создана руководящая группа по ликвидации последствий этого инцидента.
Причины столь серьезного отношения к этому случаю станут ясны, если вспомнить о другом событии: 11 июня 2010 года в городе Мааншан на востоке Китая начальник управления по туризму, чуть не сбил студента, и, выйдя из машины, вместе со своей подругой начал его избивать. В результате вокруг собралась многотысячная толпа окрестных жителей. Прибывшая полиция, попыталась его увезти, но безуспешно, т.к. люди стали живой стеной, преградив им путь. Для разрешения ситуации властям пришлось вызвать спецотряды военизированной полиции, которые стали применять дубинки и гранаты со слезоточивым газом. В ответ из толпы в полицейских полетели камни и бутылки с газированной водой. Только через два часа собравшихся удалось разогнать.
Парагвай:
15 мая 2009 года президента Парагвая Фернандо Луго оштрафовали за злостное нарушение правил дорожного движения. Причем сделал это сам глава дорожной полиции страны Эдуардо Петта. Он случайно оказался в тот день на одном из дорожных постов, где лично остановил проехавший на красный свет Ford Explorer. Глава полиции попросил у главы государства права, которые оказались просрочены. На глазах у подчиненных Э. Петта выписал президенту штраф за нарушение в размере 104 долларов. «Ведь когда он назначал меня главой дорожной полиции, он просил меня не делать скидок никому — ни ему самому, ни даже Папе Римскому», — рассказал руководитель полиции. Президент принял квитанцию и пересел на заднее сиденье, а один из его охранников сел за руль.
В бывших республиках Советского Союза и других странах Восточной Европы также идут по пути приравнивания высокопоставленных чиновников и рядовых граждан:
Молдавия:
25 января 2011 года мэра Кишинева Дорин Киртоакэ оштрафовали за незаконное вождение снегоуборочной машины. Градоначальник прокатился на ней прямо перед журналистами во время показа спецтехники. Уже через несколько дней высокопоставленный чиновник получил извещение из полиции. Как выяснилось, мэр молдавской столицы не имел водительских прав соответствующей категории для вождения снегоуборочной машины. Киртоакэ свою вину признал и согласился заплатить штраф в размере 83 долларов. А у нас премьер пожары с самолетов тушит.
Латвия:
На днях, 8 июля, пресс-служба президента Андриса Берзиньша объявила, что его кортеж больше не будет использовать звуковой сигнал и маяки. Исключения будут допускаться только в чрезвычайных ситуациях. Два года назад на аналогичный шаг пошел премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис.
Словения:
3 апреля 2010 года водитель министра внутренних дел Словении был оштрафован за превышение скорости: автомобиль, в котором находился глава МВД, двигался со скоростью около 200 км/час. Машину остановили полицейские, и выписали штраф в 500 евро. При этом ранее похожий инцидент произошёл со служебным автомобилем словенского министра по делам транспорта. Его водитель, пытаясь расчистить путь, включил «мигалку», за что был оштрафован на 4 тысячи евро.
Чехия:
9 ноября 2010 года министра транспорта Чехии Вита Барта лишили водительских прав. Личный автомобиль чиновника остановили в городе Нымбурк, т.к. на транспортном средстве не было действительных регистрационных номеров. Политика оштрафовали на сумму около 300 долларов США и отобрали у него права на полгода. Министр согласился с решением стражей порядка. Он также пообещал, что в ближайшее время будет ездить исключительно на служебной машине, а в выходные водить его личный автомобиль будет супруга.
Израиль:
17 августа 2007 года один из автомобилей кортежа израильского премьер-министра Эхуда Ольмерта сбил 10-летнюю девочку, переходившую дорогу на зеленый свет. Премьеру сообщили о случившемся только по окончании пути, но он тут же позвонил в больницу и узнал у врача о состоянии девочки. Пострадавший ребенок не получил серьезных травм.
26 августа 2006 года в Тель-Авиве полицейские задержали мотоциклиста, который ехал в нарушение правил навстречу движению. Проверив документы, они выяснили, что перед ними генерал Менаше Арвива — глава полиции округа ха-Шарон. Полицейские пристыдили мотоциклиста и выписали положенный штраф на 500 шекелей.
Страны Европы:
Франция:
В 2003 году Николя Саркози, на тот момент занимавший пост министра транспорта Франции, извинился перед водителями страны за то, что его кортеж превысил разрешенную скорость на 30 км/час.
Во Франции отсутствует практика перекрытия дорог для обеспечения проезда высоких чинов. Когда однажды предыдущий президент Пятой Республики Франсуа Миттеран, опаздывая на встречу к прилетевшей в Париж королеве Великобритании, попросил мэра столицы перекрыть для него трассу в аэропорт. Мэр достаточно жестко отказал президенту, а узнавшие об этом журналисты долгое время укоряли президента со страниц своих изданий.
Исключение из правил иногда делается для приезжающих в Париж глав иностранных государств. Так, к примеру, произошло во время приезда во Францию Владимира Путина. Фактом перекрытия дорог парижане были очень недовольны, и российскому президенту пришлось через прессу извиняться перед ними.
Великобритания:
Здесь также не принято перекрывать дороги на длительное время для обеспечения проезда высоких лиц. Елизавета II ездит по стране в тяжелом бронированном Rolls-Royce в сопровождении трех мотоциклистов: два перед автомобилем королевы и один — позади. Перед проездом перекрестка один из мотоциклистов выезжает вперед и буквально на минуту останавливает движение машин. Таким образом, машина королевы оказывает минимальное воздействие на транспортный поток. Исключение составляют праздничные церемонии, когда монархов, сидящих в карете, эскортирует конный полк. Жителей Лондона оповещают об этом заранее по радио и телевидению.
Остальные чиновники в Королевстве, включая премьер-министра и приезжающих глав государств, передвигаются по Лондону в городском трафике. Из-за этого, Владимир Путин в 2003 году на 12 минут опоздал на прием к королеве, попав в пробку на пути из аэропорта.
Германия:
В 2000 году полиция оштрафовала мэра Берлина Эберхарда Дикена за нарушение ПДД и на год лишила его водительских прав за пререкания с полицией.
На фото справа показано, как передвигается кортеж канцлера Германии Ангелы Меркель. Как видно, никто дорогу не перекрывает.
Другой впечатляющий случай имел место 16 февраля 2009 года, когда камеры наблюдения зафиксировали автомобиль Министра транспорта земли Северный Рейн-Вестфалия Оливера Витке, мчащимся на скорости 109 км\час, вместо максимальных 50. Министра лишили прав на два месяца и оштрафовали на 175 евро. Однако действительно громкий эффект произвел поступок самого министра: он подал в отставку, объяснив свой шаг тем, что «не сумел быть примером для подражания» в глазах избирателей и заявив, что не имеет права подрывать имидж Христианско-Демократического Союза.
Швеция:
6 мая 2007 года Король Швеции Карл XVI Густав и его дочь принцесса Мадлен были оштрафованы шведскими полицейскими за неправильную парковку автомобиля. Король вместе со своей семьей и охраной обедал в одном из ресторанов в центре города. Когда они вернулись к своим машинам, королевская семья увидела на лобовых стеклах своих транспортных средств штрафные квитанции, которые были выписаны находящимся поблизости полицейским. Пресс-служба шведского короля заявила, что все выписанные штрафы (около $63 за каждую машину) будут незамедлительно оплачены, а Король обещает в будущем самым внимательным образом смотреть на знаки, запрещающие парковку.
Примечательно, что в то время как Король Швеции стоит в пробках вместе с простыми гражданами и рассыпается в извинениях за незначительные нарушения дорожных правил, для российских лидеров в этой стране действуют правила совсем иные. Во время визита Владимира Путина в Швецию в конце апреля этого года, для обеспечения его передвижения полиция к условленному часу перекрыла движение на пути следования премьерского кортежа, что вызвало пробки на стокгольмских дорогах. Однако Путин опаздывал на 40 минут, и дороги все это время оставались закрытыми для автомобилистов из соображений безопасности. На некоторых трассах движение было перекрыто в обоих направлениях. Ради Путина пришлось закрыть мосты и даже подземные переходы. Примечательно, что если российского премьера привезли на встречу в его обычном бронированном Mercedes Long-Long, то Король Швеции прибыл на своем Volvo S-40.
Как мы видим, чиновники других стран также далеко не всегда ведут себя лучшим образом на дорогах, но поражает другое. Поражает то, с какой готовностью они подчас признают свою вину и выражают готовность понести наказание и нередко даже такое, какого от них не требует общество — примеры немецких чиновников яркое тому доказательство. Поражает то, насколько серьезен контроль над моральным обликом официальных лиц в СМИ и обществе. Поражает то, что сотрудники МВД без всякого страха могут оштрафовать и штрафуют своих прямых начальников и даже первых лиц государства — в нашей стране такое даже представить невозможно — достал удостоверение и свободен. Неудивительно, что на этом фоне наши официальные лица выглядят, мягко говоря, не лучшим образом. Тем более, если вспомнить случаи с откручиванием номеров после аварии, угрозами «прострелить голову», задерживанием машин Скорой Помощи ради проезда кортежей и банальными попытками скрыться или спихиванием вины на других участников ДТП.
Фото: «Александр Миридонов/Коммерсантъ»