Общество

Таксисты пришли к консенсусу с «бомбилами»

Новый закон о такси не выгоден ни тем, ни другим

  
92

В понедельник в Москве началась выдача лицензий на частную перевозку пассажиров. Иначе говоря — на работу таксистов. Это один из ключевых этапов подготовки внедрения федерального закона о такси № 69-ФЗ, который вступает в силу с 1 сентября 2011 года. В Москве, чтобы избежать массового недовольства, такие лицензии пока сделали бесплатными — этим гордятся чиновники мэрии.

Ранее таксистские лицензии уже выдавали в экспериментальном порядке — нужно было отладить алгоритм выдачи, пояснили журналистам представители городского департамента транспорта и связи. Если внедрение лицензий на пассажироперевозку пойдет по запланированному графику, то уже к концу осени легальные таксисты и желающие легализоваться «бомбилы» будут «обилечены» — а на нелегалов можно будет начинать полномасштабную охоту. Как именно планируется ловить нелегалов, официальные власти пока не придумали, но, возможно, к моменту вступления закона в силу подоспеет решение — той или иной степени остроумия.

Пока же всё, чего удалось добиться властям — это невиданное согласие между легальными таксистами и их конкурентами без официальных «шашечек». И те, и другие высказываются резко против закона и даже готовят совместные выступления.


В начале августа в Москве пройдет массовая акция протеста против принятия закона, регламентирующего таксомоторные перевозки, заявил в понедельник «Интерфаксу» сопредседатель профсоюза «Таксист» Андрей Попков. «Мы выступаем против принятия федерального закона № 69, который вступает в силу с 1 сентября. Этот закон во многом непродуманный, отдельные его положения требуют корректировки и изменения», — сказал Попков.

Это, напомним, не первая попытка протестовать против данного закона. Так, весной нынешнего года тот же профсоюз «Таксист» организовал сбор подписей и подачу петиции премьер-министру Владимиру Путину с просьбой внести корректировку в закон. «Мы написали открытое письмо не только от московских таксистов, но и от всех людей, которые занимаются частным извозом. Однако до сих пор ответа не получили», — пояснил журналистам Попков.

Понятно, что регулирование частных пассажироперевозок не могло обрадовать «бомбил». Однако и легальные таксисты обнаружили в новом законе дополнительные расходы и неудобства для себя. «Новый закон предполагает дополнительные затраты. Необходимо сделать специальную окраску на машину, приобретать дополнительное оборудование, — рассказал Андрей Попков. — Это же все деньги, надо понимать, что ни один предприниматель не будет работать себе в убыток, и все эти затраты будут заложены в стоимость перевозок».

По прогнозу профсоюзного лидера, стоимость таксомоторных перевозок в России после введения закона увеличится в среднем на четверть. Причем в столицах и крупнейших городах рост цены будет больше, чем в малых. Причина этого понятна — в малых городах, где таксомоторный бизнес является скорее средством самозанятости для мужчин, потерявших работу, извозчиков очень много, и они вынуждены конкурировать за столь же небогатых, как и они сами, пассажиров.

Правда, представители крупных компаний-перевозчиков инициативу правительства приветствовали. «Мы всецело поддерживаем такой закон, — говорил „СП“ исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. — Навести порядок в этой отрасли было давно пора».


Отметим, что профсоюз «Таксист» высшие чиновники страны пока, конечно, могут не принимать всерьез. В самом деле, о наличии такого профсоюза не знают ни в ФНПР, ни в альтернативном объединении, «Соцпрофе», частью которого, по утверждению Попкова, является профсоюз таксистов. У союза нет общедоступного сайта, а в социальных сетях нет простого способа связаться с его организаторами. Иными словами, с формальной точки зрения трудно согласиться, что «Таксист», связаться с которым «СП» на момент сдачи материала не удалось, можно назвать представительной организацией.

Но проблемы, обозначенные в заявлении Попкова, вполне реальные. По действующим московским правилам для включения в официальный реестр пассажирских перевозчиков таксист обязан соответствовать требованиям по стажу вождения, русскому языку и знанию города. Автомобиль же должен соответствовать современным экологическим нормам, а также иметь специальные опознавательные знаки такси.

Что касается наиболее неприятного для таксистов требования — к цветографической схеме автомобилей — то она отдана на откуп регионам, и пока никто из региональных властей не собирается заставлять таксистов немедленно перекрашиваться. Остальные же параметры проверяются вовсю — так что, несмотря на бесплатность лицензии в Москве, многие таксисты не смогут ее себе позволить.

«Я иногда вожу свадьбы, бывают и подработки в качестве ретро-такси, — рассказал Алексей С., владелец „Чайки“ ГАЗ-13 1964 года выпуска. — Конечно, такая машина не сможет соответствовать всем этим требованиям. И что теперь, не возить пассажиров? Бред же какой-то!». С Алексеем согласен представитель совершенно другого «мира» — Ахмед, водитель 20-летней «шестерки», работающий около метро «Тушинская». «Новая машина стоит 200 000, — говорит он. — Вот такая старая — 30 тысяч, ну 50 максимум. При таких ценах на новые машины мне проще каждые три месяца сдавать тачку на металлолом и покупать такую же. Как ездил, так и буду ездить, зачем они это придумали, не понимаю».

«Не знаю, как можно ловить нелегалов, если у них есть техосмотр, страховка и так далее, — ответил на вопрос „СП“ Владимир Кузьмин, лейтенант ГИБДД из Москвы. — Нам не давали распоряжения с ними бороться, дадут — будет ясно, как и что».


Если водителю для профессиональной перевозки пассажиров, может быть, и нужна особая лицензия, то автомобили вообще не надо регламентировать, считает координатор Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев. «У нас есть по этому вопросу четкая позиция, — рассказал он „СП“. — Мы говорили и говорим, что подвергаться лицензированию должны не транспортные средства, а только сами водители. Пока же у нас получается второе издание ОСАГО: ведь до сих пор, хотя речь идет о страховании гражданской ответственности водителя, размер страховой премии зависит от лошадиных сил автомобиля, а не только от квалификации водителя».

Кроме этой очевидной неувязки, существует еще один фактор, который — случайно или намеренно — игнорируется сейчас чиновниками, внедряющими закон № 69. Это фактор социальной напряженности, которая может возникнуть, если новый закон о такси начнут со всей серьезностью претворять в действие. Дело в том, что возможность свободного безналогового частного извоза с самого начала 1990-х служила, наряду с свободой огородничества на дачных участках, одной из «аварийных» систем жизнеобеспечения россиян на случай экономических кризисов.

Автомобиль как потенциальный источник дохода в «лихие» годы играет важную роль не только на периферии, но и в столице. Вспомним, как в начале 2009 года, в разгар экономического кризиса, на улицах появились сотни опрятных недешевых авто — их водители подрабатывали, в том числе, на выплаты кредита за эти машины. Сейчас это явление сошло на нет, но кризис может и повториться…

Что касается «заМКАДья», то частный извоз во многих городах и поселках стал одним из главных видов занятости, особенно для мужчин. «У нас тут задница полная, в городе ни хрена не работает, все позакрывали, денег ни у кого нет, таксисты друг дружку и возят», — пишет на одном из таксистских форумов пользователь из Челябинской области. Брутальная картина, описанная форумчанином, близка к истине: даже в дальнем Подмосковье существует такие городки, а еще больше их в близлежащих Владимирской, Рязанской, Смоленской областях.

Под стать такому состоянию дел и тарифы — так, в Новомосковске Тульской области за любую поездку в пределах немаленького города берут по 40 рублей. Фактически, лишь Москва по ценам на эти услуги находится на уровне (а где-то и выше) западных стран.

Московский таксист, работающий на себя или на крупную компанию, может похвастаться хорошей выручкой — в удачный день до пары десятков тысяч рублей. Однако почти все эти деньги уходят на поддержание самого бизнеса: амортизация автомобиля, «страховочные» накопления на случай временной нетрудоспособности — для частников и лизинговые отчисления — для таксистов крупных компаний. К этому добавляется плата за диспетчерские услуги (1500 — 2000 рублей в день).

В результате в плохие дни таксист при крупной компании может работать в «ноль» и даже в «минус». Неудивительно, что частники — как легальные, работающие с диспетчерами, так и бомбилы — раскритиковали новый закон столь же жестко, сколь и таксисты, работающие «на дядю».

Учитывая, что удобства пассажирам закон особенно не добавляет, а повышение цен вполне предсказуемо — получается, что единственными выигрывающими от нововведения остаются регуляторы и крупные таксомоторные компании. Которым, в конце концов, и придется, видимо, столкнуться с настоящими таксистскими бунтами — как в начале 1990-х.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня