18+
среда, 7 декабря
Общество

Таксисты пришли к консенсусу с «бомбилами»

Новый закон о такси не выгоден ни тем, ни другим

  
86

В понедельник в Москве началась выдача лицензий на частную перевозку пассажиров. Иначе говоря — на работу таксистов. Это один из ключевых этапов подготовки внедрения федерального закона о такси № 69-ФЗ, который вступает в силу с 1 сентября 2011 года. В Москве, чтобы избежать массового недовольства, такие лицензии пока сделали бесплатными — этим гордятся чиновники мэрии.

Ранее таксистские лицензии уже выдавали в экспериментальном порядке — нужно было отладить алгоритм выдачи, пояснили журналистам представители городского департамента транспорта и связи. Если внедрение лицензий на пассажироперевозку пойдет по запланированному графику, то уже к концу осени легальные таксисты и желающие легализоваться «бомбилы» будут «обилечены» — а на нелегалов можно будет начинать полномасштабную охоту. Как именно планируется ловить нелегалов, официальные власти пока не придумали, но, возможно, к моменту вступления закона в силу подоспеет решение — той или иной степени остроумия.

Пока же всё, чего удалось добиться властям — это невиданное согласие между легальными таксистами и их конкурентами без официальных «шашечек». И те, и другие высказываются резко против закона и даже готовят совместные выступления.


В начале августа в Москве пройдет массовая акция протеста против принятия закона, регламентирующего таксомоторные перевозки, заявил в понедельник «Интерфаксу» сопредседатель профсоюза «Таксист» Андрей Попков. «Мы выступаем против принятия федерального закона № 69, который вступает в силу с 1 сентября. Этот закон во многом непродуманный, отдельные его положения требуют корректировки и изменения», — сказал Попков.

Это, напомним, не первая попытка протестовать против данного закона. Так, весной нынешнего года тот же профсоюз «Таксист» организовал сбор подписей и подачу петиции премьер-министру Владимиру Путину с просьбой внести корректировку в закон. «Мы написали открытое письмо не только от московских таксистов, но и от всех людей, которые занимаются частным извозом. Однако до сих пор ответа не получили», — пояснил журналистам Попков.

Понятно, что регулирование частных пассажироперевозок не могло обрадовать «бомбил». Однако и легальные таксисты обнаружили в новом законе дополнительные расходы и неудобства для себя. «Новый закон предполагает дополнительные затраты. Необходимо сделать специальную окраску на машину, приобретать дополнительное оборудование, — рассказал Андрей Попков. — Это же все деньги, надо понимать, что ни один предприниматель не будет работать себе в убыток, и все эти затраты будут заложены в стоимость перевозок».

По прогнозу профсоюзного лидера, стоимость таксомоторных перевозок в России после введения закона увеличится в среднем на четверть. Причем в столицах и крупнейших городах рост цены будет больше, чем в малых. Причина этого понятна — в малых городах, где таксомоторный бизнес является скорее средством самозанятости для мужчин, потерявших работу, извозчиков очень много, и они вынуждены конкурировать за столь же небогатых, как и они сами, пассажиров.

Правда, представители крупных компаний-перевозчиков инициативу правительства приветствовали. «Мы всецело поддерживаем такой закон, — говорил „СП“ исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. — Навести порядок в этой отрасли было давно пора».


Отметим, что профсоюз «Таксист» высшие чиновники страны пока, конечно, могут не принимать всерьез. В самом деле, о наличии такого профсоюза не знают ни в ФНПР, ни в альтернативном объединении, «Соцпрофе», частью которого, по утверждению Попкова, является профсоюз таксистов. У союза нет общедоступного сайта, а в социальных сетях нет простого способа связаться с его организаторами. Иными словами, с формальной точки зрения трудно согласиться, что «Таксист», связаться с которым «СП» на момент сдачи материала не удалось, можно назвать представительной организацией.

Но проблемы, обозначенные в заявлении Попкова, вполне реальные. По действующим московским правилам для включения в официальный реестр пассажирских перевозчиков таксист обязан соответствовать требованиям по стажу вождения, русскому языку и знанию города. Автомобиль же должен соответствовать современным экологическим нормам, а также иметь специальные опознавательные знаки такси.

Что касается наиболее неприятного для таксистов требования — к цветографической схеме автомобилей — то она отдана на откуп регионам, и пока никто из региональных властей не собирается заставлять таксистов немедленно перекрашиваться. Остальные же параметры проверяются вовсю — так что, несмотря на бесплатность лицензии в Москве, многие таксисты не смогут ее себе позволить.

«Я иногда вожу свадьбы, бывают и подработки в качестве ретро-такси, — рассказал Алексей С., владелец „Чайки“ ГАЗ-13 1964 года выпуска. — Конечно, такая машина не сможет соответствовать всем этим требованиям. И что теперь, не возить пассажиров? Бред же какой-то!». С Алексеем согласен представитель совершенно другого «мира» — Ахмед, водитель 20-летней «шестерки», работающий около метро «Тушинская». «Новая машина стоит 200 000, — говорит он. — Вот такая старая — 30 тысяч, ну 50 максимум. При таких ценах на новые машины мне проще каждые три месяца сдавать тачку на металлолом и покупать такую же. Как ездил, так и буду ездить, зачем они это придумали, не понимаю».

«Не знаю, как можно ловить нелегалов, если у них есть техосмотр, страховка и так далее, — ответил на вопрос „СП“ Владимир Кузьмин, лейтенант ГИБДД из Москвы. — Нам не давали распоряжения с ними бороться, дадут — будет ясно, как и что».


Если водителю для профессиональной перевозки пассажиров, может быть, и нужна особая лицензия, то автомобили вообще не надо регламентировать, считает координатор Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев. «У нас есть по этому вопросу четкая позиция, — рассказал он „СП“. — Мы говорили и говорим, что подвергаться лицензированию должны не транспортные средства, а только сами водители. Пока же у нас получается второе издание ОСАГО: ведь до сих пор, хотя речь идет о страховании гражданской ответственности водителя, размер страховой премии зависит от лошадиных сил автомобиля, а не только от квалификации водителя».

Кроме этой очевидной неувязки, существует еще один фактор, который — случайно или намеренно — игнорируется сейчас чиновниками, внедряющими закон № 69. Это фактор социальной напряженности, которая может возникнуть, если новый закон о такси начнут со всей серьезностью претворять в действие. Дело в том, что возможность свободного безналогового частного извоза с самого начала 1990-х служила, наряду с свободой огородничества на дачных участках, одной из «аварийных» систем жизнеобеспечения россиян на случай экономических кризисов.

Автомобиль как потенциальный источник дохода в «лихие» годы играет важную роль не только на периферии, но и в столице. Вспомним, как в начале 2009 года, в разгар экономического кризиса, на улицах появились сотни опрятных недешевых авто — их водители подрабатывали, в том числе, на выплаты кредита за эти машины. Сейчас это явление сошло на нет, но кризис может и повториться…

Что касается «заМКАДья», то частный извоз во многих городах и поселках стал одним из главных видов занятости, особенно для мужчин. «У нас тут задница полная, в городе ни хрена не работает, все позакрывали, денег ни у кого нет, таксисты друг дружку и возят», — пишет на одном из таксистских форумов пользователь из Челябинской области. Брутальная картина, описанная форумчанином, близка к истине: даже в дальнем Подмосковье существует такие городки, а еще больше их в близлежащих Владимирской, Рязанской, Смоленской областях.

Под стать такому состоянию дел и тарифы — так, в Новомосковске Тульской области за любую поездку в пределах немаленького города берут по 40 рублей. Фактически, лишь Москва по ценам на эти услуги находится на уровне (а где-то и выше) западных стран.

Московский таксист, работающий на себя или на крупную компанию, может похвастаться хорошей выручкой — в удачный день до пары десятков тысяч рублей. Однако почти все эти деньги уходят на поддержание самого бизнеса: амортизация автомобиля, «страховочные» накопления на случай временной нетрудоспособности — для частников и лизинговые отчисления — для таксистов крупных компаний. К этому добавляется плата за диспетчерские услуги (1500 — 2000 рублей в день).

В результате в плохие дни таксист при крупной компании может работать в «ноль» и даже в «минус». Неудивительно, что частники — как легальные, работающие с диспетчерами, так и бомбилы — раскритиковали новый закон столь же жестко, сколь и таксисты, работающие «на дядю».

Учитывая, что удобства пассажирам закон особенно не добавляет, а повышение цен вполне предсказуемо — получается, что единственными выигрывающими от нововведения остаются регуляторы и крупные таксомоторные компании. Которым, в конце концов, и придется, видимо, столкнуться с настоящими таксистскими бунтами — как в начале 1990-х.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня