Россия прекращает выпуск всемирно известной зенитно-ракетной системы С-300, который составляет основу системы ПВО страны. Об этом сообщил сопредседатель вневедомственного экспертного совета по воздушно-космической обороне (ВКО) Игорь Ашурбейли. До начала 2011 года именно он возглавлял головное системное конструкторское бюро (ГСКБ) «Алмаз-Антей», разрабатывавшее средства противовоздушной обороны. И возглавлял без малого десять лет.
«Последний комплекс С-300ПМ для российской армии был произведен где-то в 1994 году. С тех пор Россия производила эти комплексы только на экспорт, но сейчас прекращены и новые экспортные заказы на С-300», — сказал Ашурбейли.
С точки зрения официальной отчетности Министерства обороны, логика этого решения понятна. На смену «трехсоткам» пришла система С-400 «Триумф», первые два полка двухдивизионного состава с новым оружием поставлены на боевое дежурство под Москвой. Еще два дивизиона скоро поставят в Калиниградской области. Через четыре года тот же Ашурбейли, еще будучи главой «Алмаз-Антея», обещал предъявить военным вообще чудо-оружие — зенитно-ракетную систему С-500. Если С-400, согласно планам, скоро приобретет способность сбивать самолеты и ракеты за 400 километров, то С-500 — на 200 километров дальше. Если С-400 может уничтожать врага, мчащегося со скоростью 4,8 километра в секунду, то от С-500 не уйти даже если лететь так, как пока не может никто в мире — 7 километров в секунду.
В общем, красота. И все правильно. Зачем же клепать старое оружие, когда оборонка способна дать войскам такие возможности?
Но это — если дальше планов не заглядывать. На деле же все намного сложней. Начнем с того, что стоявшего у истоков этих разработок в «Алмаз-Антее» Игоря Ашурбейли в феврале нынешнего года без объяснения причин внезапно сняли с поста генерального директора ГСКБ. За что? На этот счет толки разные. В том числе и предположения, что виной всему дележ миллиардов долларов, полученных «Алмаз-Антеем» за экспорт действительно замечательного комплекса С-300, созданного еще в советские годы, в различные страны. А стоит он на вооружении армий 18 государств. Но многие утверждают, что на деле беды Ашурбейли начались со сложностей с разработкой и освоением тщательно распиаренной им же зенитно-ракетной системы С-400 «Триумф». Потому что пока она не столь хороша, как обещали в ГСКБ.
Главной изюминкой «Триумфа», обеспечивающей ему решающее преимущество над конкурентами, должна была стать ракета дальнего действия (ЗУР ДД), способная уничтожать цели на дальности в 400 километров. Как рапортовал в свое время господин Ашурбейли, после завершения предварительных испытаний 26 декабря 2009 года новая ракета была передана на государственные испытания. Принять на вооружение ее планировали до конца 2010 года.
В мае того же года газете «Известия» Ашурбейли заявлял:
— У нас в С-400 уже есть две ракеты, к концу этого года будет введена третья, и «на закусочку» припасена еще парочка новых. У системы открытая архитектура — то есть в зависимости от того, как будут меняться средства нападения, она сможет использовать новые типы ракет. Причем любых отечественных разработчиков. Это — прорыв.
Увы, слова о прорыве оказались явно преждевременными. ЗУР дальнего действия для С-400 на вооружение не приняли до сих пор. А без этой ракеты «Триумф» свое громкое имя совсем не оправдывает.
С перспективной С-500 вообще туман. Бывший главком ВВС генерал Анатолий Корнуков — человек, безусловно, осведомленный. Послушаем его: «С-500 создаётся на базе ЗРС С-400 «Триумф». При этом будет отличаться от предыдущей модификации только меньшими размерами, энергоемкостью и «начинкой». И далее: «На С-500, скорее всего, не будет увеличена дальность поражения целей». А как же обещанная нам «длинная рука», способная уничтожать врага даже не за 400 — за 600 километров? Не являются ли слова Корнукова признанием, что более мощную ракету, чем у старого доброго С-300, нам не только сегодня не создать? В ближайшей перспективе тоже не получится.
Если давно отошедший от дел Корнуков не в курсе, можно прислушаться к нынешнему главнокомандующему ВВС Александру Зелину. В конце 2009 года он открыто критиковал «Алмаз-Антей» за слабую работу над С-500. Главком тогда заявил: «Как ведется разработка системы С-500, меня не устраивает. Хотелось бы, чтобы тот потенциал, который существует в концерне ПВО „Алмаз-Антей“, был удвоен и даже утроен».
Как уже сказано, вскоре после этого Ашурбейли и лишился своего кресла в «Алмаз-Антее». Так что, похоже, руководство страны тоже сильно сомневается в реальности его блистательных планов.
Но и сегодня отставной гендиректор мечтательного пыла не утратил. По его словам, как только мы создадим С-500, так сразу можно будет подавать заявку на полноправное участие в системе замышляемой единой европейской ПРО. И нас, конечно, туда с радостью примут. «Для того, чтобы участвовать в ЕвроПРО, нужно что-то иметь свое. Слабость нашей позиции в том, что мы не активно предлагаем наши системы. А предложить мы можем С-500», — сказал Ашурбейли.
Бывший глава «Алмаз-Антей» считает, что именно поэтому американцы не заинтересованы в участии России в ЕвроПРО: «Они считают, что нам нечего предложить». А с С-500, дескать, примут с дорогой душой.
Что, впрочем, сомнительно. Ведь никто так и не развеял резонных сомнений Кремля, что если когда-нибудь ЕвроПРО и будет создана, то, главным образом, против России. И поэтому нас туда ни за что не пустят. Ни с С-500, ни без него.
Но что же в итоге этих интриг и широковещательных заявлений имеет Россия? От кого и от чего способно защищить ее ПВО сегодня и в обозримой перспективе? Об этом — в комментарии заместителя директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина.
«СП»: — Вам не кажется, что от заявлений Ашурбейли о том, что как только мы создадим новую систему С-500, нас тут же вместе с нею пригласят в ЕвроПРО, попахивает мистификацией?
— Вообще-то даже и ЕвроПРО — это на сегодняшний день мистификация. Ни у кого ничего нет. Ни у них, ни у нас. Американские системы «Пэтриот» лишь тактического назначения, как и наши С-300. Такие в Европе ставить бессмысленно, потому что ни одна тактическая баллистическая ракета в Европу никогда и ниоткуда не прилетит. Для стратегической ПРО у Соединенных Штатов что-то, вроде, есть в корабельном варианте. Я имею ввиду зенитные ракеты «Стандарт SM-3». Как приспособить их к стрельбе с суши, пока никто не знает. Поэтому что обсуждать объединенную ПРО, если чего с чем соединять никто не знает?
Что касается перспективной российской С-500, то из обнародованных данных следует, что это просто наша большая мечта. Причем, с совершенно запредельными характеристиками. Если предположить, что Россия сумеет воплотить эти замыслы в «железе», мы получим то, чего нет ни у кого в мире — стратегическую ПРО и сразу по всей стране. Мне кажется, это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Думаю, С-500 — действительно нечто полумистическое. А обещания Ашурбейли создать такую систему к 2015 году я не буду даже комментировать ввиду абсолютной очевидности, что этого просто не может быть.
«СП»: — Но на воплощение такой вот несбыточной мечты государство потратило уже больше пятнадцати миллиардов рублей.
— Сюда приплюсуйте и огромные расходы на широко разрекламированную, но на деле не сильно укрепившую ПВО страны систему С-400 «Триумф».
"СП": — То есть, вы полагаете, что с постановкой на боевое дежурство под Москвой первых четырех дивизионов С-400 вопреки заявлениям высоких должностных лиц наше небо стало не намного безопасней?
— Нет, четыре новых дивизиона — это всегда хорошо. Потому что все же больше, чем ничего. Но только этим.
«СП»: — На днях прошло сообщение, что еще два дивизиона изготовлены и отправлены в Калининградскую область.
— Тоже хорошо, однако мало что меняет. До 2020 года нам обещают изготовить всего 56 комплектов «Триумфов». Сомневаюсь, что это получится. Впрочем, даже если чудо произойдет, и программа будет выполнена, рассуждать о воссоздании полноценной ПВО страны не придется. Чтобы прикрыть всю территорию России, необходимо не менее сотни дивизионов. Однако это если говорить о количественных показателях. Куда важнее качество нового оружия. По своим сегодняшним техническим характеристикам С-400 — это пока никакой не прорыв. На сегодняшний день система «Триумф» — усовершенствованная давно всем известная система С-300ПМ. Как бы С-300ПМ-плюс. Электроника — да, на «Триумфе» лучше. Но ракеты-то остались те же самые. Дальность стрельбы та же — 300 километров. Ракеты дальнего действия, способной поражать цели за сто километров дальше, как не было, так и нет. Выходит, электроника на новом оружии избыточна. Боевые возможности С-400 практически остались теми же, что и у С-300ПМ.
«СП»: — В общем, миллиарды тратятся, а система ПВО России по-прежнему в разрухе. С-400 вроде бы уже есть, но его возможности на сегодня почти те же, что у снятой с производства «трехсотки». С-500 обещают, но много сомнений. Немногочисленные С-300 различных модификаций, которые на сегодня все же составляют основу обороны нашего неба, сколько еще прослужат?
— Лет 10−15, думаю.
«СП»: — За это время особого подкрепления они не получат. Дай Бог заменить хотя бы те, что придется снимать с вооружения. Выходит, эффективность нынешней ПВО особо не возрастет, будет примерно на одном уровне в ближайшее десятилетие. Каковы в целом ее возможности по отражению воздушно-космического нападения на сегодня и, получается, на десятилетнюю перспективу?
— Смотря каковым окажется масштаб этого нападения. Если удар по России будет массированным, нам придется трудно. Стоящие на боевом дежурстве системы С-300, по сути, одноразовые. На их перезарядку требуется слишком много времени. В боевых условиях это практически невозможно. В случае подлета большого количества крылатых ракет они просто числом задавят. Имеющиеся на пусковых установках С-300 ракеты просто будут израсходованы. И — все. Получается, что сегодня наша страна способна отразить лишь нападение достаточно слабого противника. Например, Японии. От силы -100−200 одновременно атакующих воздушных целей. Столько есть у многих относительно слабых в военном отношении государств. От Соединенных Штатов и Китая с воздуха мы никак не защищены.
Из досье «СП»
По сообщениям открытой печати, С-500 — зенитный ракетный комплекс, который в настоящее время разрабатывается Головным системно-конструкторским бюро (ГСКБ) ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей».
Главное отличие — новая противоракета для перехвата целей со скоростью до 7 км/с.
С-500 представляет собой новое поколение зенитных ракетных систем «земля-воздух» и предназначен для перехвата баллистических ракет с дальностью до 3 500 км на средних и близких расстояниях.
С-500 также предназначен для защиты от авиационных комплексов радиообнаружения и наведения и от авиационных комплексов по постановке помех. С запланированным радиусом действия ракеты в 600 км, С-500 будет способен обнаружить и одновременно поразить до 10 баллистических сверхзвуковых целей.
Основой конструкции антенного поста изделия является радар активной фазированной решетки (АФАР), работающей в X-диапазоне. С-500 будет иметь возможность уничтожать ракеты средней дальности и оперативно-тактические ракеты.
Производство комплексов С-300 велось с 1978 года. В зависимости от модификации комплекс способен поражать летящие объекты на дальности до 47 до 150 километров, при этом скорость обстреливаемого аппарата может составлять от 1,3 до 2,8 тысячи метров в секунду. Дальность обнаружения воздушных объектов может составлять от 120 до 300 километров. РЛС комплексов способны сопровождать до 300 целей одновременно.