Едва прозвенели первые звонки в российских школах, как на родителей учеников свалилось множество разных новостей. Их сообщали не на торжественных линейках, а чуть позже, каждому классу отдельно. Видимо, чтобы не портить праздник — потому что новости, по большей части, родителей озаботили, а кого-то и прямо огорчили. В них — а родители начали делиться новостями этого рода в блогах и на форумах — содержится практически всё то, чего боялись учителя и родители весь прошлый учебный год. И чего, по утверждениям чиновников от образования, бояться не следовало.
Родителям
«По новым санитарным нормам, в начальной школе нельзя теперь учиться более 23 часов в неделю, — пишет в своем блоге воронежский журналист Павел Ивлев. — Причем из них три часа обязательно должна быть физкультура — опять же по новым нормам. Поскольку в начальной школе пятидневка, то получается не более четырех уроков в день. Если у старшей дочери добавленную дополнительно физкультуру поставили вместо иностранного языка, то у младшей — вместо математики (матшкола!!!)».
Теперь, при условии четырех уроков в день и пятидневки, часов на курс математики не хватает, чтобы пройти его полностью. Поэтому, рассказывает Ивлев, руководство школы решило так: пятые уроки будут, но — как факультатив. «Добровольный, как сталинский колхоз: „Хочешь вступай, хочешь — попробуй не вступи“, — возмущается отец двух дочерей. — Но, поскольку это факультатив, то он что? Правильно — платный! Так что теперь мы оплачиваем каждый пятый урок сами. В нашей школе обучение платное на 20%, кто больше?».
Еще одно нововведение в той же школе Воронежа: вместо физики, химии и биологии в старших классах теперь один предмет — естествознание. «Что это такое, и кто будет его преподавать, школа в таких же непонятках, как и ученики», — пишет Павел Ивлев. В довершение всего, на общешкольном Дне знаний, пишет блогер, «было сказано, что в азбуке Кирилла и Мефодия зашифрована фраза „Иисус говорит вам думать“, а мир был сотворен в пять тысяч каком-то году».
Итак, это ровно те вещи, которыми еще полгода назад пугали общественное мнение противники школьной реформы и в частности — новых образовательных стандартов. Жизненно важный для школьников предмет частично вынесен в платный факультатив; происходит реформирование сетки предметов с пока неясными последствиями для качества образования; наконец, в риторике педагогов и директоров школ появляется ощутимо клерикальная нотка.
Подобные записи в блогах после 1 сентября достаточно часты. Да и вполне официальные новостные ленты подтверждают, что «процесс пошел». «В 2011—2012 годах — новый рубеж, введение занятий по теме „Православная культура“ в дошкольных образовательных учреждениях, — заявила „Интерфаксу“ министр образования Московской области Лидия Антонова. — К 1 сентября подготовлен к изданию новый учебно-методический комплекс, занятия уже внедряются в 430 детских садах, которые работают с 27 тысячами детей». Кое-где подобные предметы вводятся и для школьников, а вообще школьный курс «Основы религии и светской этики» со следующего учебного года может быть введен во всех российских школах, сообщил в среду на заседании Делового клуба РИА Новости заместитель министра образования и науки РФ Максим Дулинов.
Отдельная и больная тема — группы продленного дня, которые во многих школах страны оказались под угрозой. Дело в том, что по новым санитарным правилам и нормам (СанПиНам), утвержденным Роспотребнадзором, для функционирования «продленки» необходимо помещение для дневного сна. Кроватей, разумеется, в большинстве школ попросту нет, и директора оказываются перед выбором — закрыть «продленку» или как-то выкрутиться.
И выкручиваются. «Сегодня первые новости с школьного фронта, — пишет москвичка Ольга на форуме Babyblog. — Платные обеды 100 руб с носа, продленка при предоставлении справки из собеса (!!!) о том, что семья неполная или с работы, что работаешь допоздна. Приоритет для мамочек-одиночек. С класса на продленный день по заявлению может остаться не более 12 чел.».
Для некоторых родителей новости 1 сентября были хуже некуда — их школы так и не открылись. Так, жители двух сел — Слепцовки и Полчаниновки Татищевского района Саратовской области, — устроили настоящий бунт и пригрозили объявить голодовку против закрытия школ в этих населенных пунктах. Детей собираются возить на автобусах в учреждения, расположенные в близлежащих селах, пишет издание «Версия — Саратов».
Уполномоченный по правам ребенка в области Юлия Ерофеева в связи со сложившейся ситуацией посетила вчера эти села. По ее словам, школы, в которые собираются перевести детей, немногим лучше закрываемых. В здании той, что в селе Большая Ивановка, куда хотят перевести детей из Полчаниновки, течет крыша, на стенах растет плесень, а в некоторых помещениях даже нет пола. Родители же школьников в Слепцовке успели за лето организовать ремонт за собственные деньги, чтобы помещения отвечали нововведениям санитарных и пожарных норм.
Непросто обстоит дело и с перевозкой детей. Остановка, с которой автобус будет забирать их в школу, расположена в самом конце села. «У нас тут рядом федеральная трасса. Несколько дней назад машина десяток овец сбила и не заметила. Если уж в стоящий школьный автобус КамАЗ врезался, что тут говорить», — комментируют жители. Проблема перевода детей из Слепцовки в Македоновку также связана с транспортировкой. По словам местных жителей, на данный момент нет даже оборудованной остановки. «Нам привезли груду щебня, сгрузили его и уехали», — объясняют они. Кроме того, дорога, ведущая к селу, идет под большим уклоном, что также нельзя назвать безопасным. «Зимой трактор-то по ней с трудом едет, что говорить об автобусе», — продолжают они.
Саратовская область — не единственная, где школы продолжают массово закрываться. Например, в Курской области количество школьных автобусов в связи с закрытием малочисленных сельских школ увеличится примерно на треть, со 114 до 166, сообщил РИА Новости в среду председатель областного комитета образования и науки Александр Худин. Есть похожие проблемы даже в Москве: на данный момент так и не открыта после каникул православная школа «Скоропослушница» при храме Св. Николая Мирликийских в Бирюлёво. В ней учились около 50 детей. Похожая ситуация создалась и в некоторых других специальных школах — например, для детей с ограниченными возможностями.
Наконец, крайне усложнились условия самостоятельного (семейного) обучения, то есть экстерната. Эта форма обучения была спасением для родителей все тех же детей-инвалидов, а также для общин, не приветствующих некоторые аспекты официального образования. «Аттестация будет по триместрам, ибо школа учится так, и им надо выставлять за эти триместры оценки моему сыну, —рассказывает блогер, практикующая семейное обучение. — Во-вторых, всего получилось 18 аттестаций. Математика, Окр. мир, Русский, Лит-ра, Англ. яз, ИЗО-по три раза, то есть раз в триместр каждый предмет. В-третьих, мне объявили что физ-ра с 1-го сентября обязательный предмет во всех школах, а за триместры и обязательно за год должны быть выставлены оценки за такие предметы как Физ-ра, Музыка и Изо. До кучи сказали пройти медосмотр, написать отказ от прививок и посетить тубдиспансер. А то мы всех заразим, сидя дома, наверное…».
Кстати, учебник по физкультуре уже появился, по крайней мере, в Свердловской области. А там, где его нет, теперь появляется и новый формат физкультуры — «в виде беседы». Именно так будут проводить первые физкульт-недели ученики столичной школы № 1210. И причиной этому не стремление повысить теоретическую подкованность детей в вопросах спорта. Дело в том, что в школе, как и в огромном количестве других учебных заведений, до сих пор не завершен ремонт: как всегда, немного запоздало финансирование. Школьники по утрам пробираются через холлы, где мастера лихорадочно красят и штукатурят. Это не только «рай» для аллергиков и астматиков, но и нарушение важнейших правил техники безопасности. В результате коллективы школ попросту «ходят под статьей», разрешая ходить в неподготовленную к учебному году школу — у них просто нет другого выбора.
Часть школ в России перешла на новый тип питания — теперь уже почти везде обеды будут не готовить в школе, а поставлять в готовом виде, как для авиарейсов. Оставляя в стороне вопрос качества (на рейсах отечественных авиакомпаний иногда попадается откровенно несвежая еда), в школах недоумевают, где хранить и подогревать эти обеды. Инфраструктуры под новый тип школьного питания пока не создано.
Учителям
Неясна ситуация и с оплатой труда. Пока что заработки учителей и близко не соответствуют тем «средним» цифрам, которые озвучивает начальство. По-прежнему на одну ставку невозможно прожить, а несколько ставок можно обслуживать не иначе как с ущербом для своего здоровья или для качества преподавания.
«Огромное количество вопросов, на которые нет ответа!!! В такой ситуации вообще не понятно, как начинать учебный год! А когда же бедным учителям готовиться к встрече с учениками, когда тут вообще всем не до учебы?», — писал один из блогеров в последние дни августа.
— Бардак, который воцаряется в школах с 1 сентября примерно на месяц, стал уже привычным, — философски замечает Галина Н., завуч одной из школ СВАО города Москвы. Действительно, так или иначе реорганизации и другого рода неразбериха случаются практически каждый год — такая уж сфера образование, что реформа в ней стала уже практически вечной.
Настораживает, однако, другое: как бы ни успокаивали население высокие чиновники Минобра, уже первые дни сентября показывают: вещи, которых боятся обыватели, все-таки происходят. Виной тому не злонамеренные тайные приказы министерства, а самая обычная «невидимая рука», только не рыночная, а административная. Единственное, что успевают делать в нынешней нервозной обстановке большинство директоров школ — это бороться за выживание учебного заведения. Оставив «до лучших времен» в покое вопросы качества и бесплатности образования.
Фото: «Светлана Привалова/Коммерсантъ»