18+
суббота, 1 октября
Общество

Мигрантам хотят запретить привозить в Россию детей

Эксперты обнаружили в Москве районы, где до 25 процентов населения не говорит по-русски

  
829

Не исключено, что вскоре трудовым мигрантам запретят привозить в Россию свои семьи. Мнения о том, что законодательные решения на этот счет необходимы, причем, необходимы срочно, придерживается ряд влиятельных членов Совета Федерации РФ. Это стало очевидным во время «круглого стола» в верхней палате российского парламента, на котором обсуждались вопросы, связанные с социализацией детей мигрантов.

Участники «круглого стола» отметили, что ситуация с интеграцией детей мигрантов является критической. В столице имеются школы, где число приехавших из других государств составляет до 70 процентов. Между местными учениками и приезжими часто вспыхивают конфликты. Родители возмущаются происходящим и пытаются устроить детей в школы, где меньше чужаков.

Трудовые мигранты не хотят жить по законам страны пребывания, не желают адаптироваться к её культуре, изучать русский язык. Они замкнуты, не стремятся к ассимиляции.

С учетом этого обстоятельства заместитель председателя комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике Василий Парфенов, представляющий Самарскую область, заявил: «Семья (иностранного рабочего — „СП“) должна оставаться на родине, куда приезжие могут ездить примерно раз в полгода и отсылать туда заработанные деньги». Подробнее аргументировать свою позицию «Свободной прессе» сенатор отказался. Зато это сделал его единомышленник в этом вопросе член комитета Совета Федерации по делам Содружества независимых государств Вадим Густов. Он сказал:

— Серьёзной проблемой является поведение представителей этнических диаспор в школах. Многие классы московских школ более чем наполовину состоят из детей, приехавших из других стран. Нередко там случаются потасовки между ними и другими учениками.

«СП»: — Кто должен решать подобные конфликты?

— Дирекция школ и родители.

«СП»: — А власть?..

— Не придёт же в школу президент или министр внутренних дел?

«СП»: — Вы поддерживете мнение о том, что трудовые мигранты не должны привозить в нашу страну свои семьи?

— Думаю, что им не следует этого делать.

Чем продиктована столь предельно заостренная постановка вопроса? Жители московского района Чертаново Северное говорят, что проблема «других» детей в школах для них самая важная.

— Мы занимаемся развитием детей с пелёнок: определяем на занятия танцами, музыкой, рисованием. Они изучают иностранные языки, мы учим их культуре общения. А многие дети мигрантов выросли в аулах или на рынках и в подвалах домов, куда вселяют дворников. Они совершенно не умеют себя вести: во время уроков могут устроить драку или собрать вещи и уйти. Для одноклассников и учителей такие дети — большая проблема, — говорит жительница Балаклавского проспекта Анна.

— Чему может научить педагог, если половина учеников не говорят по-русски! Мы готовы возить своих детей хоть на другой конец Москвы, но в класс, где нет чужих, — поддрживает Анну жительница улицы Сумской Ирина.

Процесс остановить невозможно

— Если дети из других государств приехали сюда, они должны иметь право на обучение и лечение, — говорит заместитель заведующего кафедрой ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция детей мигрантов в школе» Московского института открытого образования Людмила Костылёва. —  Наша кафедра готовит педагогов для обучения детей мигрантов русскому языку. Дети в нашу страну приезжают разного возраста, из разных социальных групп. Мы выпускаем пособия для детей всех возрастов, слабо владеющих, любо не владеющих русским языком. Разрабатываем программы обучения. В некоторых московских школах существуют классы, в которых детей мигрантов обучают русскому языку. Проблема в том, что многие родители не имеют возможности возить своих детей на уроки русского языка из одного округа в другой. Занятия по обучению русскому языку проходят поле окончания остальных уроков.

Мы обучаем и педагогов, которые затем учат русскому языку детей дошкольного возраста в детских садах.

«СП»: — Какое количество педагогов в год выпускает кафедра?

— Краткосрочные курсы по методике изучения русского языка, которые длятся 72 часа, ежегодно заканчивают 100−120 человек. Длительные курсы проходит приблизительно такое же количество… Они получают специальность «теория и методика обучения русскому языку как иностранному».

«СП»: — Кто приходит обучаться на кафедру?

— Приходят педагоги начальной школы, логопеды, дефектологи, психологи, библиотекари, преподаватели русского языка и литературы, иностранных языков, воспитатели из детских садов.

У нас интенсивные курсы, особые учебники, это позволяет обучающимся в короткий срок получить необходимые навыки.

Процесс приезда в нашу страну жителей бывших советских республик остановить невозможно. Поэтому нужно сделать всё, чтобы они смогли адаптироваться здесь.

Дети из разных стран: Афганистана, Узбекистана, Таджикистана, которые уезжают отсюда, пишут нам очень добрые письма, дружат между собой. Проблема, о которой говорили в Совете Федерации надуманная. Дети всегда могут найти общий язык.

«СП»: — Какой период дети обучаются русскому языку?

— Большинство один год, некоторые два… Наши учителя совершают подвиг: не только обучают ребятишек из других стран русскому языку, но и учат их жить в новом обществе, воспитывают их.

«СП»: — Как реагирует руководство школ на открытие классов для обучения русскому языку детей мигрантов?

— По разному… И родители других учеников реагируют по-разному. Некоторые не хотят, чтобы их дети учились в школах, где обучается много детей из других стран. Но что значит «много»? В каждой школе разное количество детей-иностранцев. В Южном округе их значительно больше, чем в Центральном. Если возникают конфликты между детьми разных национальностей, их должна решать администрация школ. В некоторых школах такие проблемы решались.

«СП»: — В каких?

— Не могу назвать конкретные школы… Это может повлечь нехорошие последствия.

В 12 московских школах действуют структурные подразделения по обучению детей русскому языку (тех, кто совсем не владеет им), а в 250 школах имеются группы по обучению русскому языку (для детей, мало-мальски говорящих по-русски).

Сегодня в столичных школах обучаются 750 тысяч учащихся, из них около 70 000 — приехавшие в Москву.

Аспирант социологического факультета Российского государственного гуманитарного университета Александр Макаров провёл исследование, посвящённое особенности этнокультурной адаптации детей мигрантов в московских школах. Он написал: «Сегодня вряд ли существует безусловная, толерантная среда в московских школах. Четверти опрошенных школьников, коренных жителей Москвы, не нравится, что с ними вместе учатся представители других народов, 55 процентов относятся к ним с безразличием, и только 20 процентов были бы им искренне рады. Московские школьники среди основных трудностей в общении с представителями других национальностей называют то, что они не хотят общаться с ними, общаются только между собой (22 процента). Не нравится их манера общения, тон, (26 процентов), агрессивное поведение (11 процентов). Дети мигрантов не понимают наших традиций и обычаев (9 процентов)… Социальная адаптация детей мигрантов в московских общеобразовательных школах происходит скорее стихийно… Не является пока целенаправленной программой гражданских сообществ. Ни один из субъектов образовательной среды не готов полностью к обучению таких детей. Это касается педагогов, которые имеют малый опыт и навык в работе с этническими мигрантами, администрации школ, не идущей навстречу, а также русских сверстников, которые зачастую относятся к ним с непониманием или враждебностью».

Качество обучения резко снижается

В июне мэр столицы Сергей Собянин сообщил, что эксперты обнаружили в Москве районы, где до 25 процентов населения не говорит по-русски, а из-за огромного количества учеников из других стран в школах введены дополнительные курсы русского языка.

Представитель таджикской региональной общественной организации «Сомониён» Зиёратшо Кодыров возмущен утверждением членов Совета Федерации о том, что дети мигрантов не желают учиться: «В Москве проживает много таджикских семей, приехавших сюда давно. Их дети выучились, внуки выучились. Некоторые учились за границей».

«СП»: — Члены Совета Федерации также сказали, что мигранты не желают жить по законам страны пребывания, не желают адаптироваться к её культуре. Они замкнуты, не хотят ассимилироваться.

— Люди заняты решением собственных проблем, которых у них множество. Они мало общаются между собой, поскольку заняты своими семьями. Я бы не сказал, что они не желают ассимилироваться. Я с семьёй живу в Москве уже около 20 лет. Мои дети родились здесь. Я защитил докторскую, у меня более 300 научных работ, 7 монографий. Мой сын окончил МГИМО, сейчас учится в Великобритании, старшая дочь окончила медицинский университет, младшая дочка учится в 11 классе, отличница.

По словам эксперта Всероссийского фонда образования Олега Сергеева, даже если в классе несколько учеников-иностранцев, слабо владеющих русским языком, качество обучения резко снижается: «Особенно негативно это отражается в младших классах. Проблема требует немедленного решения. Детей мигрантов очень много. Если их учить — произойдёт то, что случилось в Париже и Лондоне».

Недавно председатель движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов заявил в эфире «Русской службы новостей»: «В наших деревнях все поколения школьного возраста готовятся выехать на территорию российского государства».

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
Миртесен
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье