18+
среда, 24 августа
Общество

Мигрантам хотят запретить привозить в Россию детей

Эксперты обнаружили в Москве районы, где до 25 процентов населения не говорит по-русски

  
828

Не исключено, что вскоре трудовым мигрантам запретят привозить в Россию свои семьи. Мнения о том, что законодательные решения на этот счет необходимы, причем, необходимы срочно, придерживается ряд влиятельных членов Совета Федерации РФ. Это стало очевидным во время «круглого стола» в верхней палате российского парламента, на котором обсуждались вопросы, связанные с социализацией детей мигрантов.

Участники «круглого стола» отметили, что ситуация с интеграцией детей мигрантов является критической. В столице имеются школы, где число приехавших из других государств составляет до 70 процентов. Между местными учениками и приезжими часто вспыхивают конфликты. Родители возмущаются происходящим и пытаются устроить детей в школы, где меньше чужаков.

Трудовые мигранты не хотят жить по законам страны пребывания, не желают адаптироваться к её культуре, изучать русский язык. Они замкнуты, не стремятся к ассимиляции.

С учетом этого обстоятельства заместитель председателя комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике Василий Парфенов, представляющий Самарскую область, заявил: «Семья (иностранного рабочего — „СП“) должна оставаться на родине, куда приезжие могут ездить примерно раз в полгода и отсылать туда заработанные деньги». Подробнее аргументировать свою позицию «Свободной прессе» сенатор отказался. Зато это сделал его единомышленник в этом вопросе член комитета Совета Федерации по делам Содружества независимых государств Вадим Густов. Он сказал:

— Серьёзной проблемой является поведение представителей этнических диаспор в школах. Многие классы московских школ более чем наполовину состоят из детей, приехавших из других стран. Нередко там случаются потасовки между ними и другими учениками.

«СП»: — Кто должен решать подобные конфликты?

— Дирекция школ и родители.

«СП»: — А власть?..

— Не придёт же в школу президент или министр внутренних дел?

«СП»: — Вы поддерживете мнение о том, что трудовые мигранты не должны привозить в нашу страну свои семьи?

— Думаю, что им не следует этого делать.

Чем продиктована столь предельно заостренная постановка вопроса? Жители московского района Чертаново Северное говорят, что проблема «других» детей в школах для них самая важная.

— Мы занимаемся развитием детей с пелёнок: определяем на занятия танцами, музыкой, рисованием. Они изучают иностранные языки, мы учим их культуре общения. А многие дети мигрантов выросли в аулах или на рынках и в подвалах домов, куда вселяют дворников. Они совершенно не умеют себя вести: во время уроков могут устроить драку или собрать вещи и уйти. Для одноклассников и учителей такие дети — большая проблема, — говорит жительница Балаклавского проспекта Анна.

— Чему может научить педагог, если половина учеников не говорят по-русски! Мы готовы возить своих детей хоть на другой конец Москвы, но в класс, где нет чужих, — поддрживает Анну жительница улицы Сумской Ирина.

Процесс остановить невозможно

— Если дети из других государств приехали сюда, они должны иметь право на обучение и лечение, — говорит заместитель заведующего кафедрой ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция детей мигрантов в школе» Московского института открытого образования Людмила Костылёва. —  Наша кафедра готовит педагогов для обучения детей мигрантов русскому языку. Дети в нашу страну приезжают разного возраста, из разных социальных групп. Мы выпускаем пособия для детей всех возрастов, слабо владеющих, любо не владеющих русским языком. Разрабатываем программы обучения. В некоторых московских школах существуют классы, в которых детей мигрантов обучают русскому языку. Проблема в том, что многие родители не имеют возможности возить своих детей на уроки русского языка из одного округа в другой. Занятия по обучению русскому языку проходят поле окончания остальных уроков.

Мы обучаем и педагогов, которые затем учат русскому языку детей дошкольного возраста в детских садах.

«СП»: — Какое количество педагогов в год выпускает кафедра?

— Краткосрочные курсы по методике изучения русского языка, которые длятся 72 часа, ежегодно заканчивают 100−120 человек. Длительные курсы проходит приблизительно такое же количество… Они получают специальность «теория и методика обучения русскому языку как иностранному».

«СП»: — Кто приходит обучаться на кафедру?

— Приходят педагоги начальной школы, логопеды, дефектологи, психологи, библиотекари, преподаватели русского языка и литературы, иностранных языков, воспитатели из детских садов.

У нас интенсивные курсы, особые учебники, это позволяет обучающимся в короткий срок получить необходимые навыки.

Процесс приезда в нашу страну жителей бывших советских республик остановить невозможно. Поэтому нужно сделать всё, чтобы они смогли адаптироваться здесь.

Дети из разных стран: Афганистана, Узбекистана, Таджикистана, которые уезжают отсюда, пишут нам очень добрые письма, дружат между собой. Проблема, о которой говорили в Совете Федерации надуманная. Дети всегда могут найти общий язык.

«СП»: — Какой период дети обучаются русскому языку?

— Большинство один год, некоторые два… Наши учителя совершают подвиг: не только обучают ребятишек из других стран русскому языку, но и учат их жить в новом обществе, воспитывают их.

«СП»: — Как реагирует руководство школ на открытие классов для обучения русскому языку детей мигрантов?

— По разному… И родители других учеников реагируют по-разному. Некоторые не хотят, чтобы их дети учились в школах, где обучается много детей из других стран. Но что значит «много»? В каждой школе разное количество детей-иностранцев. В Южном округе их значительно больше, чем в Центральном. Если возникают конфликты между детьми разных национальностей, их должна решать администрация школ. В некоторых школах такие проблемы решались.

«СП»: — В каких?

— Не могу назвать конкретные школы… Это может повлечь нехорошие последствия.

В 12 московских школах действуют структурные подразделения по обучению детей русскому языку (тех, кто совсем не владеет им), а в 250 школах имеются группы по обучению русскому языку (для детей, мало-мальски говорящих по-русски).

Сегодня в столичных школах обучаются 750 тысяч учащихся, из них около 70 000 — приехавшие в Москву.

Аспирант социологического факультета Российского государственного гуманитарного университета Александр Макаров провёл исследование, посвящённое особенности этнокультурной адаптации детей мигрантов в московских школах. Он написал: «Сегодня вряд ли существует безусловная, толерантная среда в московских школах. Четверти опрошенных школьников, коренных жителей Москвы, не нравится, что с ними вместе учатся представители других народов, 55 процентов относятся к ним с безразличием, и только 20 процентов были бы им искренне рады. Московские школьники среди основных трудностей в общении с представителями других национальностей называют то, что они не хотят общаться с ними, общаются только между собой (22 процента). Не нравится их манера общения, тон, (26 процентов), агрессивное поведение (11 процентов). Дети мигрантов не понимают наших традиций и обычаев (9 процентов)… Социальная адаптация детей мигрантов в московских общеобразовательных школах происходит скорее стихийно… Не является пока целенаправленной программой гражданских сообществ. Ни один из субъектов образовательной среды не готов полностью к обучению таких детей. Это касается педагогов, которые имеют малый опыт и навык в работе с этническими мигрантами, администрации школ, не идущей навстречу, а также русских сверстников, которые зачастую относятся к ним с непониманием или враждебностью».

Качество обучения резко снижается

В июне мэр столицы Сергей Собянин сообщил, что эксперты обнаружили в Москве районы, где до 25 процентов населения не говорит по-русски, а из-за огромного количества учеников из других стран в школах введены дополнительные курсы русского языка.

Представитель таджикской региональной общественной организации «Сомониён» Зиёратшо Кодыров возмущен утверждением членов Совета Федерации о том, что дети мигрантов не желают учиться: «В Москве проживает много таджикских семей, приехавших сюда давно. Их дети выучились, внуки выучились. Некоторые учились за границей».

«СП»: — Члены Совета Федерации также сказали, что мигранты не желают жить по законам страны пребывания, не желают адаптироваться к её культуре. Они замкнуты, не хотят ассимилироваться.

— Люди заняты решением собственных проблем, которых у них множество. Они мало общаются между собой, поскольку заняты своими семьями. Я бы не сказал, что они не желают ассимилироваться. Я с семьёй живу в Москве уже около 20 лет. Мои дети родились здесь. Я защитил докторскую, у меня более 300 научных работ, 7 монографий. Мой сын окончил МГИМО, сейчас учится в Великобритании, старшая дочь окончила медицинский университет, младшая дочка учится в 11 классе, отличница.

По словам эксперта Всероссийского фонда образования Олега Сергеева, даже если в классе несколько учеников-иностранцев, слабо владеющих русским языком, качество обучения резко снижается: «Особенно негативно это отражается в младших классах. Проблема требует немедленного решения. Детей мигрантов очень много. Если их учить — произойдёт то, что случилось в Париже и Лондоне».

Недавно председатель движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов заявил в эфире «Русской службы новостей»: «В наших деревнях все поколения школьного возраста готовятся выехать на территорию российского государства».

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Семен Багдасаров

Политический деятель

Эльдар Касаев

Востоковед, дипломат

Комментарии
Первая полоса
Фото дня
СМИ2
Медальный зачет
Страна Золотые медали Серебряные медали Бронзовые медали Всего медалей
1. США 46 37 38 121
2. Великобритания 27 23 17 67
3. Китай 26 18 26 70
4. Россия 19 18 19 56
5. Германия 17 10 15 42
6. Япония 12 8 21 41
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
Миртесен
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-Юг
СП-Поволжье
Открытое письмо Открытое письмо

Председателю Всероссийской политической партии «Единая Россия», Председателю правительства Российской Федерации Д. А. Медведеву