18+
суббота, 18 ноября
Общество

Флот для битья

Ради победы «Газпрома» российские власти готовы окончательно сдать Севастополь

  
271

Унизительный скандал в Керченском проливе — 8 сентября украинцы силой поставили на якоря большой десантный корабль (БДК) «Азов» Черноморского флота РФ. Российский БДК вышел из Севастополя и направлялся в Азовское море в гости к шефам — на празднование Дня города Азова.

Даже нелепый конфликт вокруг острова Тузла можно было как-то объяснить — забытый Богом клочок песка в проливе де-юре принадлежал Украине. Между тем, водное пространство между Керчью и Кубанью до сих пор считается зоной совместного мореплавания двух стран. Его не демаркировали, официальной морской границы не чертили.

Москва продолжает настаивать на совместном использовании пролива. Киев хочет единоличного контроля фарватера и права собирать деньги за проход судов. Как говорится, «хотеть — еще не значит мочь». Здесь традиционный маршрут, на котором наших военных моряков не задерживал никто и никогда.

И вот по приказу из Керченского центра регулирования движения судов БДК «Азов» вынужденно остановился у входа в Керченский пролив.

Есть две версии событий. Вначале со ссылкой на источник в штабе Черноморского флота России крымские СМИ сообщили, что боевому экипажу было предложено нанимать украинского лоцмана и платить сбор за проход по проливу.

— Это прецедент! Ранее к кораблям флота такие требования не предъявлялись, — сказал офицер штаба ЧФ. По его словам, моряки отказались выполнять требования украинской стороны. Экипаж принял решение зайти в Азовское море через российскую территорию — мелководный Темрюкский пролив. Тем же маршрутом они собираются возвращаться обратно. Дело рисковое, но плоскодонный десантный корабль может прорваться.

Следом появилась более дипломатичное объяснение конфликта. Якобы, проблемы возникли из-за неправильно оформленных документов.

— Не знаем, как раньше высокие власти Украины и России договаривались при проходе военных кораблей, но сегодня российский корабль пришел неожиданно, без предупреждений и согласований, — утверждает руководство Керченского порта — Лоцманская служба — коммерческая организация, которая берет плату за свои услуги. У лоцманов возник вопрос: кто оплатит работу?

Итак, они вдруг забыли, как было «раньше». В упор не помнят, что российский Черноморский флот на траверзе Керчи благополучно обходился без посторонней лоцманской проводки!..

Несколько лет подряд в прессе муссировались версии, что Украина взамен на новые скидки на российский газ готова пойти на уступки в споре относительно Керченского пролива. Похоже, тема исчерпана. «Газпром» явно не желает договариваться с киевскими иждивенцами. И ради победы в «третьей газовой войне» Кремль поставил на кон судьбу Черноморского флота.

Информированные источники «Свободной прессы» в один голос утверждают — украинская сторона тормознула большой десантный корабль «Азов» в ответ на российские угрозы расторгнуть Харьковские соглашения. Два дня назад о таких намерениях заявил журналистам советник посольства РФ в Киеве, руководитель группы экономической политики Алексей Урин.

Как известно, в апреле 2010-го в Харькове наши «свежеизбранные» президенты договорились продлить пребывание Черноморского флота России на украинской территории до 2042 года. С тех пор этот договор — единственное сколь-нибудь масштабное достижение современных российско-украинских межгосударственных отношений. А так же — единственное реально выполненное предвыборное обещание, из тех, которые давал Янукович многомиллионному юго-востоку страны. Ничего другого для своего русскоязычного электората он не сделал.

Долгосрочная аренда Севастополя привязывалась к цене на газ. А сейчас «Россия допускает расторжение харьковских соглашений в случае обращения Украины в суд для пересмотра газовых контрактов» — утверждает советник Урин. То есть, по сути, отказывается от баз Черноморского флота в Крыму?

Нынешним летом, в последнее воскресенье июля, газ уже помешал Дмитрию Медведеву прилететь в Севастополь на праздник Дня Военно-Морского флота России. «Кремль фактически обусловил крымский визит президента РФ подписанием там соглашения по объединению „Газпрома“ и „Нафтогаза“, но Киев с этим не согласился» — писало тогда информированное издание Коммерсант-Украина.

…Почему все считают нынешней сентябрьской новостью сообщение, что мэрия Москвы прекращает финансирование Черноморского флота? На самом деле, Сергей Собянин впервые заявил об этом еще в августе — буквально сразу после срыва медведевского вояжа в Севастополь!

В минувший четверг Мосгордума лишь приняла поправки к городскому бюджету, причем сразу в трех чтениях. Смета ключевой международной программы экс-мэра Лужкова аннулирована, ЧФ не получит 70 миллионов рублей, выделенных ему в нынешнем году. Хотя деньги шли не только на улучшение жизни моряков, но и организацию дежурств боевых кораблей в Средиземном море.

— Прекращение помощи Черноморскому флоту со стороны мэрии Москвы не могло состояться без согласования с высшим руководством России, — убеждена председатель «Русской общины Севастополя» Татьяна Ермакова. — Правительство Москвы решило, приняло, утвердило… Не надо нас смешить! Кто решает, мы знаем. Они сами ничего не создали, а как умело уничтожают мощь державы нашей. Вот и получается, с одной стороны — украинская кампания «Долой Черноморский флот! Отдайте наши маяки!», а с другой — Родина тихо и уверенно ликвидирует свою главную базу.

Так думает сегодня абсолютное большинство жителей «города русских моряков». Севастопольцы живут флотом — и они слишком хорошо видят, что происходит.

За полтора последних десятилетия ЧФ уменьшился в 10 раз. Из 338 кораблей, доставшихся России при разделе с Украиной, на ходу теперь осталось от силы три десятка.

Самый «свежий» БДК «Цезарь Куников» был спущен на воду в 1986-м. И потому десантный корабль назначили флагманом группы российского Черноморского флота во время боевых действий против группы грузинских катеров в августе 2008 года.

Осенью прошлого года глава МИДа Украины Константин Грищенко успокаивал депутатов Европарламента, что Европе не стоит опасаться Черноморского флота России в Севастополе. По словам дипломата, русский флот не является реальной угрозой вообще ни для кого. «Большинство судов имеют 40 лет и более. Предполагается, что они будут заменены, однако в действительности они не могут угрожать НАТО. Это местный флот для местных целей» — совершенно справедливо говорил пан Грищенко.

С тех пор в Кремле много и громко заявляли о планах обновить ЧФ. Мол, строим для Севастополя два фрегата, новые корветы и подводные лодки, вдвое увеличим мощь морской авиации юга России новыми истребителями Су-30СМ.

Кораблей нет, контракт на поставку самолетов даже не подписан. И вот теперь «опимизировали» московский бюджет, оставив главную базу черноморцев на окончательное растерзание министру Сердюкову.

Фото автора

Крым

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня