Общество

Минтранс предложил равняться на КНДР

Отчаявшись победить дорожные пробки, ведомство предлагает автомобилистам пересаживаться на велосипеды и общественный транспорт

  
18

Транспортное ведомство приготовило сюрприз российским автомобилистам-частникам: в министерстве настроены уже в ближайшее время «пересадить» любителей порулить в общественный транспорт и на велосипеды. Эту вполне европейскую по своей форме меру предложил в среду заместитель министра транспорта России Андрей Недосеков.

«Есть направление, которое нам в будущем предстоит широко осваивать, — это массовый переход от использования личных автосредств к поездкам на общественном транспорте, включая, прежде всего, железную дорогу и метро», — цитирует чиновника ИТАР-ТАСС. На федеральном уровне подобное предложение звучит едва ли не впервые — хотя для экспертов-транспортников необходимость стимулирования общественного транспорта и «мягкого удушения» частников-автовладельцев уже стала общим местом.

Что касается конкретных шагов, то, в изложении Недосекова, это стандартный «европакет» транспортных реформ, апробированный в большинстве стран Запада уже два — три десятилетия назад. В городах это развитие общественного транспорта, а также выделение на улицах и набережных специальных линий для движения велотранспорта (включая популярные в последнее время электровелосипеды). На междугородних линиях — власти будут развивать высокоскоростной железнодорожный транспорт, который с точки зрения экологичности «должен заменить не только автомобильный, но и во многом авиационный транспорт», пояснил Андрей Недосеков.

Помимо «сапсанизации всей страны», Россию ожидает также реконструкция основных автомагистралей и замена подвижного состава на общественном транспорте. Старые «Газели» должны уступить место более комфортабельным машинам, подчеркнул чиновник. Самое приятное, что правительство осознает: пользование общественным транспортом должно быть еще и выгодно для людей: как заявил Недосеков, уже в этом году на федеральном уровне субсидировались пригородные железнодорожные перевозки (электрички). Будут поддерживать и строителей общественного транспорта, пообещал замминистра.

Платить же за эти реформы, как пояснил чиновник, будет «пользователь» — как это принято во всем мире. «Поэтому мы возвращаемся к системе дорожных фондов, прежде всего в регионах. В большинстве из них с введением дорожных фондов объем финансирования строительства, реконструкции и содержания автодорог значительно возрос», — рассказал Недосеков. Уже в следующем году начнут в полную силу работать и акцизы на бензин.


Между тем, идея «пересадить» автолюбителей в салоны автобусов и электричек — а точнее, переставить, потому что вряд ли кто-то возьмется гарантировать всем пассажирам сидячие места — неизменно встречает у водителей раздражение. Причем с каждым годом это раздражение все сильнее, несмотря на общий «европейский» облик новых предложений.

«Мне кажется, что сейчас правительство любыми способами пытается оправдать свои действия — в частности, повышение налогов, высокие цены и акцизы на бензин, — предполагает Сергей Канаев, московский координатор Федерации автовладельцев России. — Именно поэтому постоянно запускаются и анонсируются какие-то ненужные, спорные проекты: чиновники хотят показать налогоплательщикам, что „мы всё делаем для вас!“. А ведь в первую очередь надо было бы пойти от обратного и спросить тех, с кого собираются эти налоги: вам-то действительно это нужно?»

Канаев также напомнил, что сумма собираемых с автомобилистов налогов и сборов весьма значительна даже в масштабах российского сырьевого бюджета. «Акциз собираются поднять в 3 раза, — говорит общественник. — Тогда сборы от этого акциза в 6 раз превысят сумму собираемого по всей России транспортного налога. Каждое повышение цены литра топлива хотя бы на рубль — это огромные деньги. Куда они уходят?». Так что автомобилисты, по мнению Канаева, вполне имеют право голоса в решении вопроса — на что пускать собранные средства.

Другие эксперты удивляются, как столь непопулярная и политически нецелесообразная идея могла появиться в правительстве, да еще и накануне выборов. «Политически это совершенно невозможно, — уверяет глава Движения автомобилистов России, депутат Госдумы Виктор Похмелкин. — Такое заявление мог сделать только человек, не понимающий всей сложности, всей политической подоплеки этой проблемы. Вдумаемся: нынешнее правительство одним из главных своих приоритетов поставило поддержку отечественного автопрома. А если мы поддерживаем автопром — то мы заинтересованы в том, чтобы машины покупались. Ограничение же эксплуатации автомашин неминуемо и сильно ударит по автопроизводителям».

Кроме того, те, кто сегодня уже сел на автомобиль, относятся к нему не только как к средству передвижения, но и как к части своего образа жизни, подчеркивает Похмелкин. Отказаться от авто готовы далеко не все, и отказываться будут только под сильным давлением. Такое давление сразу же вызовет серьезный массовый протест.

Как развивать общественный транспорт не в ущерб автомобилистам — это хороший вопрос, который нужно обсуждать и решать. Но попытка просто «высадить» людей из-за руля — не что иное, как государственный экстремизм, — заявил депутат: «И не случайно это заявление сегодня исходит от замминистра, а не от кого-либо, занимающего более ответственную должность».


О том, как на региональном уровне воплощаются аналогичные идеи, можно узнать на примере московского правительства и его транспортных инициатив. С одной стороны, с момента реального вступления в силу транспортной стратегии столицы — с весны 2011 года — многое изменилось к лучшему. Так, реально заработали выделенные полосы для общественного транспорта вдоль магистралей. Автобусы и маршрутки по ним добираются из окраинных районов до метро без особых помех и намного быстрее, чем без «выделенки». Отменены некоторые одиозные решения по сокращению транспортной сети — например, не будут сносить старейшее в городе трамвайное депо имени Апакова на Шаболовке. Обновляется подвижной состав (который, впрочем, обновлялся и при Юрии Лужкове).

С другой стороны, хватает и непродуманных шагов. Так, введение упомянутых выделенных полос породило проблему с остановкой автомобилей у тротуаров в местах, где эти полосы проходят. Фактически парковаться и даже высаживать пассажиров «частникам» запрещено — и порой за нарушение режима «маршрутной полосы» водителей штрафуют. Последнее предложение мэрии — сделать парковку в центре города платной — внешне правильно, но пока также «сырое»: не определены ни тарифы, ни регламенты такой парковки, не подготовлены и сами места стоянки.

Наконец, нужно напомнить, что личный автомобиль в России — действительно не только средство передвижения, но и своего рода последний островок экономической, личной и даже политической свободы, крайне важный для национального менталитета. Это инструмент для «резервного» заработка (если частный извоз окончательно не запретят), это возможность не зависеть от перевозчиков с их не всегда гарантированной безопасностью поездки, билетными сложностями и сплошным паспортным контролем, который теперь вводится и в междугородних автобусах.

А еще частный автомобиль — это личное пространство его хозяина. Или хозяйки — кстати, для женщин, живущих и работающих в большом городе, наличие машины едва ли не более важно, чем для мужчин. Кто возьмет на себя ответственность «пересадить» горожанку из достаточно защищенного «панциря на колесах» в неспокойный вечерний общественный транспорт?

Добавим еще и то, что стимуляция велосипедного транспорта не как одного из видов фитнеса и активного отдыха, а именно как транспортной системы вряд ли подходит даже для Москвы, не говоря об остальных регионах России. Как минимум потому, что велосипедный транспорт в любом случае останется сезонным — мы же не говорим всерьез о проектах типа «велополитена», то есть системе закрытых и отапливаемых велосипедных путепроводов в городах? Кстати, в Москве, где весной 2011 года было открыто несколько велодорожек, сейчас произошел курьез: в процессе ремонта дорог, по которым они проложены, велотрассы вновь «закатали» в асфальт.

Словом, европейские правила, касающиеся соотношения личного и общественного транспорта, сами по себе вполне разумны и привлекательны. Однако стоит учесть, чем нынешняя Россия отличается от нынешней Европы. Климат, криминальная обстановка и развал инфраструктуры весьма ущемляют пассажира общественного транспорта в сравнении с автомобилистом. Уровнять их права жесткими репрессиями в отношении последних — можно, но тогда стоит сказать сразу: Россия стремится не в Европу, а скорее в сторону КНДР. Где, как известно, велосипеды и общественный транспорт как раз главенствуют.

На снимке: мэр Москвы Сергей Собянин прокатился на велосипеде

Фото: mos.ru

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Попов

Политолог, ведущий научный сотрудник Института русского зарубежья

Олег Неменский

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня