Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
15 сентября 2011 12:07

Минтранс предложил равняться на КНДР

Отчаявшись победить дорожные пробки, ведомство предлагает автомобилистам пересаживаться на велосипеды и общественный транспорт

21

Транспортное ведомство приготовило сюрприз российским автомобилистам-частникам: в министерстве настроены уже в ближайшее время «пересадить» любителей порулить в общественный транспорт и на велосипеды. Эту вполне европейскую по своей форме меру предложил в среду заместитель министра транспорта России Андрей Недосеков.

«Есть направление, которое нам в будущем предстоит широко осваивать, — это массовый переход от использования личных автосредств к поездкам на общественном транспорте, включая, прежде всего, железную дорогу и метро», — цитирует чиновника ИТАР-ТАСС. На федеральном уровне подобное предложение звучит едва ли не впервые — хотя для экспертов-транспортников необходимость стимулирования общественного транспорта и «мягкого удушения» частников-автовладельцев уже стала общим местом.

Что касается конкретных шагов, то, в изложении Недосекова, это стандартный «европакет» транспортных реформ, апробированный в большинстве стран Запада уже два — три десятилетия назад. В городах это развитие общественного транспорта, а также выделение на улицах и набережных специальных линий для движения велотранспорта (включая популярные в последнее время электровелосипеды). На междугородних линиях — власти будут развивать высокоскоростной железнодорожный транспорт, который с точки зрения экологичности «должен заменить не только автомобильный, но и во многом авиационный транспорт», пояснил Андрей Недосеков.

Помимо «сапсанизации всей страны», Россию ожидает также реконструкция основных автомагистралей и замена подвижного состава на общественном транспорте. Старые «Газели» должны уступить место более комфортабельным машинам, подчеркнул чиновник. Самое приятное, что правительство осознает: пользование общественным транспортом должно быть еще и выгодно для людей: как заявил Недосеков, уже в этом году на федеральном уровне субсидировались пригородные железнодорожные перевозки (электрички). Будут поддерживать и строителей общественного транспорта, пообещал замминистра.

Платить же за эти реформы, как пояснил чиновник, будет «пользователь» — как это принято во всем мире. «Поэтому мы возвращаемся к системе дорожных фондов, прежде всего в регионах. В большинстве из них с введением дорожных фондов объем финансирования строительства, реконструкции и содержания автодорог значительно возрос», — рассказал Недосеков. Уже в следующем году начнут в полную силу работать и акцизы на бензин.


Между тем, идея «пересадить» автолюбителей в салоны автобусов и электричек — а точнее, переставить, потому что вряд ли кто-то возьмется гарантировать всем пассажирам сидячие места — неизменно встречает у водителей раздражение. Причем с каждым годом это раздражение все сильнее, несмотря на общий «европейский» облик новых предложений.

«Мне кажется, что сейчас правительство любыми способами пытается оправдать свои действия — в частности, повышение налогов, высокие цены и акцизы на бензин, — предполагает Сергей Канаев, московский координатор Федерации автовладельцев России. — Именно поэтому постоянно запускаются и анонсируются какие-то ненужные, спорные проекты: чиновники хотят показать налогоплательщикам, что „мы всё делаем для вас!“. А ведь в первую очередь надо было бы пойти от обратного и спросить тех, с кого собираются эти налоги: вам-то действительно это нужно?»

Канаев также напомнил, что сумма собираемых с автомобилистов налогов и сборов весьма значительна даже в масштабах российского сырьевого бюджета. «Акциз собираются поднять в 3 раза, — говорит общественник. — Тогда сборы от этого акциза в 6 раз превысят сумму собираемого по всей России транспортного налога. Каждое повышение цены литра топлива хотя бы на рубль — это огромные деньги. Куда они уходят?». Так что автомобилисты, по мнению Канаева, вполне имеют право голоса в решении вопроса — на что пускать собранные средства.

Другие эксперты удивляются, как столь непопулярная и политически нецелесообразная идея могла появиться в правительстве, да еще и накануне выборов. «Политически это совершенно невозможно, — уверяет глава Движения автомобилистов России, депутат Госдумы Виктор Похмелкин. — Такое заявление мог сделать только человек, не понимающий всей сложности, всей политической подоплеки этой проблемы. Вдумаемся: нынешнее правительство одним из главных своих приоритетов поставило поддержку отечественного автопрома. А если мы поддерживаем автопром — то мы заинтересованы в том, чтобы машины покупались. Ограничение же эксплуатации автомашин неминуемо и сильно ударит по автопроизводителям».

Кроме того, те, кто сегодня уже сел на автомобиль, относятся к нему не только как к средству передвижения, но и как к части своего образа жизни, подчеркивает Похмелкин. Отказаться от авто готовы далеко не все, и отказываться будут только под сильным давлением. Такое давление сразу же вызовет серьезный массовый протест.

Как развивать общественный транспорт не в ущерб автомобилистам — это хороший вопрос, который нужно обсуждать и решать. Но попытка просто «высадить» людей из-за руля — не что иное, как государственный экстремизм, — заявил депутат: «И не случайно это заявление сегодня исходит от замминистра, а не от кого-либо, занимающего более ответственную должность».


О том, как на региональном уровне воплощаются аналогичные идеи, можно узнать на примере московского правительства и его транспортных инициатив. С одной стороны, с момента реального вступления в силу транспортной стратегии столицы — с весны 2011 года — многое изменилось к лучшему. Так, реально заработали выделенные полосы для общественного транспорта вдоль магистралей. Автобусы и маршрутки по ним добираются из окраинных районов до метро без особых помех и намного быстрее, чем без «выделенки». Отменены некоторые одиозные решения по сокращению транспортной сети — например, не будут сносить старейшее в городе трамвайное депо имени Апакова на Шаболовке. Обновляется подвижной состав (который, впрочем, обновлялся и при Юрии Лужкове).

С другой стороны, хватает и непродуманных шагов. Так, введение упомянутых выделенных полос породило проблему с остановкой автомобилей у тротуаров в местах, где эти полосы проходят. Фактически парковаться и даже высаживать пассажиров «частникам» запрещено — и порой за нарушение режима «маршрутной полосы» водителей штрафуют. Последнее предложение мэрии — сделать парковку в центре города платной — внешне правильно, но пока также «сырое»: не определены ни тарифы, ни регламенты такой парковки, не подготовлены и сами места стоянки.

Наконец, нужно напомнить, что личный автомобиль в России — действительно не только средство передвижения, но и своего рода последний островок экономической, личной и даже политической свободы, крайне важный для национального менталитета. Это инструмент для «резервного» заработка (если частный извоз окончательно не запретят), это возможность не зависеть от перевозчиков с их не всегда гарантированной безопасностью поездки, билетными сложностями и сплошным паспортным контролем, который теперь вводится и в междугородних автобусах.

А еще частный автомобиль — это личное пространство его хозяина. Или хозяйки — кстати, для женщин, живущих и работающих в большом городе, наличие машины едва ли не более важно, чем для мужчин. Кто возьмет на себя ответственность «пересадить» горожанку из достаточно защищенного «панциря на колесах» в неспокойный вечерний общественный транспорт?

Добавим еще и то, что стимуляция велосипедного транспорта не как одного из видов фитнеса и активного отдыха, а именно как транспортной системы вряд ли подходит даже для Москвы, не говоря об остальных регионах России. Как минимум потому, что велосипедный транспорт в любом случае останется сезонным — мы же не говорим всерьез о проектах типа «велополитена», то есть системе закрытых и отапливаемых велосипедных путепроводов в городах? Кстати, в Москве, где весной 2011 года было открыто несколько велодорожек, сейчас произошел курьез: в процессе ремонта дорог, по которым они проложены, велотрассы вновь «закатали» в асфальт.

Словом, европейские правила, касающиеся соотношения личного и общественного транспорта, сами по себе вполне разумны и привлекательны. Однако стоит учесть, чем нынешняя Россия отличается от нынешней Европы. Климат, криминальная обстановка и развал инфраструктуры весьма ущемляют пассажира общественного транспорта в сравнении с автомобилистом. Уровнять их права жесткими репрессиями в отношении последних — можно, но тогда стоит сказать сразу: Россия стремится не в Европу, а скорее в сторону КНДР. Где, как известно, велосипеды и общественный транспорт как раз главенствуют.

На снимке: мэр Москвы Сергей Собянин прокатился на велосипеде

Фото: mos.ru

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня