Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
15 сентября 2011 18:15

Сухопутные летчики для Як-40

Молодым пилотам гражданской авиации не дают подняться в небо

1110

В Оренбургской области выпускники Бугурусланского летного училища, которое год назад стало филиалом Санкт-Петербургского госуниверситета гражданской авиации, вот уже несколько лет не могут получить свидетельства пилота и дипломы. Такой печальный факт недавно выявила прокурорская проверка, которую проводила Уральская транспортная прокуратура. Без дипломов остались почти 80 человек, которые должны были выйти из стен училища еще в 2007—2008 годах.

Как пояснили корреспонденту «СП» в самом Бугурусланском летном училище, все они не могут стать квалифицированными летчиками из-за того, что им не хватает нужного количества часов летной подготовки. Дипломы курсанты получат лишь после того, как свидетельство о полной летной подготовке выдадут в Росавиации. Одним словом, будущие пилоты остались без практики. Для того, чтобы получить дипломы, выпускникам теперь придется долетать положенное количество учебных часов. За 2011 год у училища, как сообщали СМИ, сформировалась задолженность перед студентами, которая составила 25 тысяч часов недолета. По словам заместителя проректора по учебной работе Санкт-Петербургского университета гражданской авиации Александра Авраменко, который дал корреспонденту «СП» эксклюзивное интервью, сейчас будущие летчики ждут, как говорится, своего звездного часа.

«СП»: — Александр Евгеньевич, что же получается — выходит, ребятам не дают вырваться в небо?

—  Ситуация, конечно, не простая. Но единственная ее причина заключается в отсутствии финансирования со стороны Росавиации. За последние 20 лет финансовое обеспечение училища не осуществлялось в полном объеме. О каком плане по количеству часов летной подготовки можно говорить, когда почти все самолеты училища вышли из строя. Последние 20 лет там не на чем летать! Да это как по всей стране! Со времени распада СССР было резко сокращено финансирование, необходимое для учебной работы: на самолеты, их ремонт, запчасти, топливо и прочие нужды. У училища просто нет средств для полноценной подготовки молодых летчиков. Вот и получается, что вместо положенных по программе подготовки 150 часов налета выпускники провели в небе только половину этого времени. Да что говорить — летчиков готовим, а на самолеты нет бензина! Из 81 выпускников Бугурусланского училища 78 не вылетело. Один выпускник, правда, вот недавно налетал положенные 150 часов и получил диплом.

«СП»: — На самом ли деле, только те выпускники имеют возможность налетать нужные часы, кому богатые папочки дают денег на бензин для самолета?

—  Это возможно в частных школах, но не в государственных учреждениях. У нас все деньги идут через бюджет, прокуратура нас проверяет постоянно. Теоретически возможно, если курсант учится у нас, и где-то в частной школе проходит летную практику. Это допустимо. А в нашем университете такое просто нереально. Оплата бензина у нас идет централизованно, и «слева» к нам ничего не приходит.

«СП»: — Ну и что-то хоть изменилось, когда Бугурусланское летное училище год назад стало филиалом Санкт-Петербургского университета гражданской авиации?

— Как только это училище стало нашим филиалом, мы туда постоянно летали. Увидели ужасную картину — взлетно-посадочная полоса разрушена, 80% парков самолетов изношены, корпус училища чуть ли не разваливается, зарплаты у преподавателей мизерные — 4−5 тысяч. Мы сделали, что могли. Но, увы, наш вуз тоже недофинансируется.

Тем временем, вокруг дипломов, которые уже несколько лет не могут получить выпускники училища, ходят слухи, что они их все же получили, и что в ходе прокурорской проверки были отозваны и аннулированы 78 дипломов летчиков — выпускников. А для того, чтобы выпускникам получить настоящие, а не «липовые», теперь им придется долетать положенное количество учебных часов. Официальные представители Уральской транспортной прокуратуры не отрицают, что проверка нарушений при подготовке пилотов гражданской авиации в Бугурусланском училище, действительно, проводилась. Но о ее результатах категорически отказались говорить, сославшись на строгий запрет вышестоящего руководства и посоветовали обратиться в Генеральную прокуратуру. То же самое «СП» заявил и официальный представитель главной прокуратуры России. В свою очередь, проректор Санкт-Петербургского университета гражданской авиации Яков Далингер полностью отвергает подобные слухи.

«СП»: — Яков Михайлович, на самом деле у выпускников вашего университета прокуратура отозвала дипломы?

— Это вы про 78 аннулированных дипломов? Я уже в курсе этих слухов. Мы не выпускаем пилотов без прохождения обязательной практики, в течение которой они должны налетать положенное количество учебных часов. Еще ни у одного пилота, выпущенного нашим университетом, не был отозван диплом. Я не знаю, откуда пошли эти слухи, и кому это надо. Я бы назвал подобные разговоры не иначе как провокацией.

«СП»: — Но ведь проверка, наверное, напрямую с этим связана?

— Да эта проверка напрямую связана с крушением самолета «Як-42», с этой ужасной трагедией в Ярославле, где погибла вся команда хоккейного клуба «Локомотив». Прокуратура проводила проверку и во всех других наших филиалах: в Якутии, в Хабаровске, в Красноярске, в Выборге. На основании распоряжения главного прокурора страны проверяли не только наши филиалы, но и все остальные университеты отрасли гражданской авиации…

«СП»: — Вы были в курсе, когда в 2010 году Бугурусланское летное училище стало филиалом вашего университета, что в училище уже давно назрела эта острая проблема — курсанты не могут налетать положенные им часы, чтобы стать квалифицированными пилотами, что взлетно-посадочная полоса там в негодном состоянии, что чуть ли не все самолеты в полуразрушенном состоянии?

— Конечно. За этот год мы все-таки сдвинули процесс с «мертвой точки». Сейчас уже намечена федеральная целевая программа реконструкции взлетно-посадочной полосы. Проект уже есть. И ныне туда передвинуты самолеты ЦЕСНА-172. И кстати, выпуск училища 2010 года дипломы получил — Александр Ефименко уже год работает в международном аэропорту Оренбург.

Ну а чем же сейчас занимаются будущие пилоты, практически закончившие любимое училище, но оставшиеся без практики, и до сих пор так и не вылетевшие в небо? Ждут своей очереди на самолет. Как пояснил «СП» Александр Авраменко, одни курсанты, коренные жители, остались в родном Бугуруслане, другие уехали домой и ждут вызова из училища, некоторые поступили в другие ВУЗы, чтобы обучиться другим специальностям.

Пока молодые ребята, жаждущие летать, ждут своей очереди, летный состав гражданской авиации стареет. Сегодня за штурвалы садятся опытные, но уже немолодые пилоты. 60-летние, например, летчики, еще не самые старые из командиров кораблей. Смены же ветеранам нет. А потом мы удивляемся, почему у нас так часто падают самолеты.

Из досье «СП»

Бугурусланское летное училище гражданской авиации подготавливает пилотов на самолеты «Ан-2» и «М-101Т», а также осуществляет переобучение пилотов на управление самолетами «Як-40».

Училище возникло на основе Криворожского лётного училища гражданского воздушного флота, перебазированного из Кривого Рога в Бугуруслан в 1951 году Учебно-тренировочные полёты были организованы на грунтовом аэродроме «Бугуруслан-Главный», непосредственно примыкающем к территории училища.

В 1974 году Министерством Гражданской Авиации СССР принято решение готовить пилотов в Бугурусланском лётном училище ГА на самолетах Як-40.

В 1975 году было начато проектирование нового аэродрома «Бугуруслан-Северный» с искусственной взлетно-посадочной полосой размерами 2200×45 м (максимальный взлетный вес воздушного судна 100 тонн), который был построен в начале 1980-х годов в 8 километрах северо-западнее города Бугуруслан.

В 1976 году училище получило 17 самолетов Як-40. В течение 1976 года были оборудованы средствами посадки (ОСП) для полётов самолетов Як-40 два грунтовых аэродрома — «Бугуруслан-Главный» (длина ВПП 1560 м) и «Асекеево» (длина ВПП 2020 м).

В 1977 году были выпущены первые 73 пилота на самолётах Як-40. Первоначальная подготовка линейных пилотов на самолетах с газотурбинными двигателями была осуществлена впервые в мировой практике гражданской авиации.

В 1970—1980 годах из училища выпускалось ежегодно по 550−650 пилотов-выпускников. В 2001 году самолёты Як-40 были списаны, аэродром «Бугуруслан-Северный» законсервирован.

(По материалам Википедии)

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня