Российский Оскаровский комитет решил направить на соискание самой престижной мировой кинематографической награды фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2: Цитадель». Эта лента является второй частью дилогии «Утомленные солнцем-2», повествующей о жизни комдива Котова, которого играет сам Михалков. Другими претендентами для попадания в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» были картины Андрея Звягинцева («Елена»), Александра Сокурова («Фауст», который совсем недавно получил «Золотого льва» на Венецианском фестивале), Сергея Лобана («Шапито-шоу») и Андрея Смирнова («Жила-была одна баба»).
Михалковская «Цитадель» во время голосования обошла всех, и сразу разразился скандал. Председатель комитета Владимир Меньшов заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы», что отказался подписывать протокол, поскольку не считал решение справедливым. По словам Меньшова, «прокатная судьба картины и отзывы критиков не доказывают ее состоятельности». Владимир Меньшов также обвинил Михалкова в некорректном поведении, так как Михалков сам представил свой фильм на комиссию, что не принято. Против выдвижения «Цитадели» на высшую премию Американской киноакадемии высказался и брат Никиты Михалкова Андрей Кончаловский. На его взгляд, Оскаровский комитет России не отражает в полной мере мнение кинематографической общественности.
«Свободная Пресса» позвонила нескольким режиссёрам и актёрам, чтобы узнать их мнение.
Виталий Манский, режиссёр.
— Я потрясён. Зачем Михалкову устраивать себе такой геморрой, когда всё и так в язвах?
Юрий Кара, режиссёр.
— Фильм смотрел. У меня, может, вкус испорчен, но я считаю, что лучшим фильмом был бы «Бибинур», трогательная татарская история. Этот фильм надо было бы выдвигать, но его не окружение Михалкова снимало. Сейчас восемь кинокомпаний, которые «допущены к столу», только и снимают, уже три года забирают весь государственный бюджет. В этом году был запущен всего один дебют, а эти компании на государственные деньги снимают коммерческие проекты. В такой ситуации, конечно, никто ничего не снимет, и на этом фоне может показаться, что некоторые фильмы являются шедеврами. В Оскаровский комитет нужно выдвигать более объективных людей, потому что сейчас они сами себя выдвигают. Мы уже смеёмся- чтобы получить какой-то приз в наше стране, нужно свою премию учредить, тогда, может, и получишь.
Станислав Садальский, актёр.
— Я сделал пост… сейчас открою (читает). Кто бы сомневался, что фильм Михалкова «Цитадель» выдвинут на премию с золотым орлом, полностью контролируемую Никитой Михалковым. На «Оскар» от России рассматривались ещё 2 фильма: «Елена» Звягинцева и «Фауст» Сокурова. «Елена» был показан в «Особом взгляде» в Каннах, «Фауст» только что получил «Золотого льва» в Венеции. Эти шедевры, естественно, пролетели мимо, кто бы сомневался… В Америке «Цитадель» получит своё, надеюсь. Представляю, как Михалков идёт по красной дорожке с синим ведёрком на голове, а там, глядишь, и президентом станет. Свят, свят, свят…
«СП»: — Вы этот фильм видели?
— Мне неинтересно. Когда ставится во главу угла человек, который без принципов, откровенно холлуйничает перед властью… Художник должен находиться в оппозиции, мне абсолютно неинтересно, и я не могу себя пересилить, не хочу и не буду. Хочу, чтобы вы написали про Фонд культуры, во главе которого он стоит после Раисы Горбачёвой. Было роскошное здание, внутри ремонт, дорогие витражи, дубовые двери, сейчас — пустые стены… Три года стоит, ничего там не делается, человек просто хапает, хапает… Деньги имеют власть над людьми, и это невозможно, чтобы он сделал что-то хорошее…
Напомним, «Цитадель», вышедшая на экраны в начале мая, была скептически встречена и критикой и зрителями, хотя накануне премьеры Никита Михалков уверял, что эта картина всем нужна. Режиссер говорил, что многие не поняли первую часть дилогии — «Предстояние» (бюджет картины составил примерно 30 млн евро) именно потому, что не видели второй части. Однако и «Цитадель» не изменила общего впечатления. «Цитадель» собрала в прокате около 1,5 млн долларов при бюджете в 34 млн. На это Михалков философски заметил: «Цитадель» и «Предстояние» — это «долгоиграющие проекты» и такое кино надо непременно снимать, даже если оно не принесет материальной выгоды.
А министр культуры России Сергей Авдеев, побывавший на премьере «Цитадели», заявил: «Эта работа Михалкова стала явлением в нашей культуре».
Из досье «СП»
"Оскар" - главная кинопремия в США и самая престижная кинонаграда в мире. Статуэтки «Оскар» вручаются победителям на основе голосования членов Академии кинематографических искусств и наук — более 6000 членов с правом голоса.
Первое вручение премии состоялось еще в 1929 году. СССР, а позже и Россия получала «Оскара» несколько раз. В 1943 году лента Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецких войск под Москвой» стал лучшим в номинации «Документальный фильм». Следующий успех пришел только в 1968 году. Картина Сергея Бондарчука «Война и мир» получила «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке». В 1981 году Россия в этой же номинации смогла получить втору статуэтку за фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Четвертой наградой в копилке «Оскаров» нашей страны стали «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова (1994 год). Спустя шесть лет российский режиссер Александр Петров стал лауреатом премии Американской киноакадемии за анимационный фильм «Старик и море».