По скорбной российской статистике в 2010 году в мир иной не своей смертью ушло 217 тысяч россиян, — по одному человеку в каждые две минуты. Цифра, сама по себе чудовищная, страшна, прежде всего, своей закономерностью и предсказуемостью. Так было в прошлом году, примерно так будет и в этом, и в будущем. «Русская рулетка» - штука беспощадная. Смерть может найти человека на дороге, в самолете, на шахте или заводе, или на кухне собственного дома.
Претендуя на роль цивилизованного государства, Россия касательно положения дел с личной безопасностью обязана «сверять часы» со Старым Светом и США. Сравнение просто ужасает. В процентном соотношении зашкаливает все мыслимые границы смертельный травматизм на российских производствах. Если несчастные случаи на западных предприятиях носят единичный характер, то в России речь идет о тысячах погибших.
«По статистике ежегодно порядка 45 тысяч работников получают профессиональные заболевания или травмы, приводящие к инвалидности, и более трех тысяч человек гибнут на производстве, — поясняет ситуацию председатель профсоюза „Справедливость“ (профсоюз работников малого и среднего бизнеса) Андрей Нагибин — Скорей всего, реальные цифры значительно выше. Не так редки случаи, когда работники работают нелегально, по простому найму. Это позволяет собственнику не платить налоги и не нести ответственность за травматизм. Эта практика распространенна в провинции, особенно в строительстве. Упал человек со строительных лесов, а в списках не значится. Можно смело заявить, что данное лицо проникло на стройку незаконно. Думается, что жертв в разы больше».
«СП»: — В чем причины такого положения дел?
— Прежде всего, в слабой законодательной базе. Плюс к этому изношено оборудование и не эффективны нормы охраны труда. Думается, нужно списывать на себестоимость продукции два рубля на каждый рубль, потраченный на технику безопасности. Только так можно простимулировать трудоохранительные мероприятия.
Кроме того, многие проблемы связаны со скоропалительным ведением техрегламентов взамен ГОСТов. ГОСТы были выверены кропотливой работой специалистов по охране труда, с учетом российской специфики. Техрегламенты по безопасности практически копируют европейские нормы. Однако переход от ГОСТов к новой нормативной базе произошел слишком быстро, без детального изучения проблемы. Поэтому и гибнут люди. В защите жизни и здоровья людей на производстве решающую роль могут и должны играть профсоюзы. На западе и, особенно, в Америке они являются адекватным оппонентом хозяину. Там, если работник чувствует опасность, он идет в профсоюз, который реагирует на конкретный вызов, в том числе, и забастовками. Топ-менеджеру легче соблюсти правила техники безопасности, чем терпеть убытки от простоя предприятия…
И всё же основной травматизм случается в быту, вне работы. Из-за отравления спиртным страна ежегодно теряет, по разным данным, от 20 до 40 тысяч человек. По словам представителя Национального союза участников алкогольного рынка России Вадима Дробеза, минимум 800 млн литров водки (из 2,3 млрд литров в прошлом году вообще) — суррогаты. Это подпольная водка из гаражей, аптечные настойки, спиртосодержащие жидкости двойного назначения, самогон. Хуже всего, что возрастная планка алкоголизма постоянно снижается. Пьяные подростки, напившиеся дешевого пойла, уже никого не удивляют. Так, совсем недавно четыре школьницы из Владивостока решили отметить… начало учебного года. В ближайшем киоске они без проблем купили две бутылки сомнительного качества водки и начали праздновать. Итог — жесточайшее отравление. Оно оказалось настолько сильным, что одна из девочек, из вполне, кстати, благополучной семьи, впала в кому.
— В минувшем году 45% водки у нас было продано и произведено нелегально, — говорит Вадим Дробез, — В это году ситуация аналогичная.
Это значит, что список погибших от алкогольной отравы не уменьшится. В Екатеринбурге, например, количество алкогольных интоксикаций в нынешнем году по сравнению с 2010 годом возросло на 52,6%. По данным Центра гигиены и эпидемиологии Свердловской области, спиртное стоит на втором месте среди причин острых отравлений, опережают его только лекарственные средства. В большинстве случаев причиной алкогольных интоксикаций является передозировка алкоголя. На втором месте — отравления спиртосодержащими жидкостями, приобретенными с рук. Как свидетельствует «Областная газета», почти 60% пострадавших — это люди от 18 до 54 лет. Зафиксировано 28 случаев интоксикации среди детей до 14 лет. Среди подростков употребление алкогольных напитков — и вовсе самая распространенная причина отравлений.
А теперь вопрос: может ли наша милиция/полиция покончить с этим злом? Вопрос очевиден — может. Но тогда тысячи участковых, оперов, начальников райотделов и тех, кто ими командует, лишатся миллионных приработков. Кто же добровольно откажется от такого куша…
Еще одна статья преждевременной убыли населения относится к транспортным авариям и составляет около 30 тысяч умерших и погибших от травм. И здесь статистика в сравнении с Европой не в пользу России. Один к трем.
В этом траурном списке значатся и «братские могилы» разбившихся автобусов, упавших самолетов, утонувших кораблей, разрушенных заводов, заваленных шахт, сгоревших ресторанов и магазинов. Эти трагедии относятся к резонансным событиям, а их закономерность тоже говорит о системности и неотвратимости новой беды. Они были, и они обязательно будут.
Где нам ждать новой «братской могилы»? Можно ли что-то сделать, чтобы сделать трагическую статистику не такой страшной? На эту тему рассуждает эксперт по жизнедеятельности и технике безопасности Сергей Иванович Водопьянов.
«Столь бедственное положение дел с безопасностью, связано с разрывом между современными требованиями к жизни и имеющимися техническими средствами безопасности, — рассказывает эксперт. — Здесь мы отстаем от Запада лет на двадцать. Поясню на примере недавней авиакатастрофы с командой „Локомотив“. В Ярославе проходил международный форум. Интенсивность авиасообщения, естественно, возросла. Возросла и психологическая нагрузка, и летчик злополучного ЯК-42, скорей всего, ошибся. Всё! Людей нет. Тут уместно напомнить один факт, что президент Медведев в сердцах сказал: „К черту наши самолеты, давайте закупать зарубежные“. Дело в том, что западные самолеты оборудованы специальной авионикой, которая, собственно, и минимизирует человеческий фактор. Бортовая электроника произведет предполетную диагностику лайнера, проверит качество топлива и возьмет на себя управление в нештатной ситуации. Если летчик сделает что-то не так, то авионика исправит эту оплошность. Поэтому в западных аэропортах интенсивность взлётов и посадок значительно выше, а аварий практически — нет. Именно это имел в виду Медведев. Он-то знает, на каких самолетах надо летать, чтобы не погибнуть. Говорят, что в президентском авиаотряде недавно появился такой французский самолет Dassault Falcon 7x, с ценником от 51 млн долларов».
«СП»: — Но в советское время летчики летали на наших машинах, а катастроф было гораздо меньше. Были аккуратнее?
— В советское время, так называемого застоя, стрессовая нагрузка на людей была несоизмеримо ниже. А где наш человек чаще всего ищет «успокоительное»? В алкоголе. Среди летчиков есть такая шутка: «В авиации не пьет только автопилот». Поэтому советского летчика нельзя сравнивать с российским. Большая разница. Вспомните авиакатострофу «Боинга-737» под Пермью в сентябре 2008 года. В мышечных тканях командира Родиона Медведева был обнаружен алкоголь… Справедливости ради, надо признать, что в Америке тоже известны случаи пьянства в авиации, но там пьяных пилотов страхует авионика.
«СП»: — Скажите, а травматизм на дорогах? То же из этой оперы?
— И здесь виновата российская технологическая ущербность. Статистика говорит, что в 2010 году в России произошло 199 431 тыс. ДТП, унесших 26 567 человек. В то же время, в 10-миллионой Москве зафиксировано 11 757 аварий, в которых погибло 763 человек. Учитывая то, что из 34,04 млн легковых автомобилей, зарегистрированных в России, 4 миллиона «носятся» по дорогам столицы, и большинство из них иномарки, то расчет показывает, что смертельный травматизм в Жигулях на 30−40% выше, чем на иномарках. А водители и пассажиры немецких «Мерседес» и «Опель», сталкиваясь с «Ладами», погибают в два раза реже тех, кому «посчастливилось» оказаться в рашенмарке.
На мой взгляд, надо обнулять пошлины на иномарки. Это спасет несколько тысяч человек в год. Еще несколько тысяч человеческих жизней можно было спасти, если государство оплачивало бы за свой счет дорогие, но очень важные системы автобезопасности: АБС, климат контроль, подушки безопасности. Это важнейшие элементы безопасности. Все новые машины, в том числе и тольяттинские, должны обязательно продаваться в такой комплектации.
«СП»: — Как дела обстоят с правоохранительной практикой. Есть ли современные технические методы противостояния в этой сфере?
— Конечно. Это, в первую очередь, системы «безопасный город». Города буквально должны быть увешаны качественными камерами. Но у нас всё — не как у людей. В этом году планируют вбухать в московскую систему «Безопасный город» — 11 млрд рублей, а качество картинки с камер - низкое, и распознать преступников практически невозможно, жалуются полицейские. По сути — деньги на ветер. И это в столице. Что касается систем индивидуальной безопасности, и здесь есть технические наработки. Например, для детей уже выпускаются специальные чипы, которые позволяют в онлайн режиме определить месторасположение ребенка и даже его физиологическое состояние.
На прошлой неделе в России в результате различных чрезвычайных ситуаций, погибли почти 230 человек. В том числе при пожарах и происшествиях на воде, сообщил в понедельник РИА Новости представитель Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС РФ.
«По оперативным данным, на территории России произошло две чрезвычайные ситуации, 3,13 тысячи пожаров и 41 происшествие на водных объектах. Погибли 228 человек, удалось спасти 1,23 тысячи человек», — сказал собеседник агентства.
Фото: Александр Щербак/Коммерсантъ