Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
29 октября 2011 14:26

Неподсудная «дочка» неподсудного «папы»

Судебная система прикрывает государственного монстра

89

По России путешествует Пояс Пресвятой Богородицы — христианская реликвия, принадлежавшая, по преданию, Деве Марии. Доставил его в нашу страну глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Он же каждый год привозит из Иерусалима частицу Благодатного огня. Главный железнодорожник страны называет себя верующим. Но отчего же он, сопровождающий христианские реликвии, не проявляет сочувствия к погибшим на железных дорогах?

29 августа «СП» в статье «Душегубки на железнодорожных колесах» рассказала о чудовищном случае: 7 июля в поезде № 128, следовавшем из Адлера в Красноярск, умер 16-летний школьник из Самары Артём Глазов.

По словам пассажиров, температура на улице в те дни была около плюс 40. Женщины и дети, находившиеся в вагоне, изнывали от духоты. Утром у Артёма закружилась голова, он потерял сознание и упал на пол. Несколько пассажиров пытались помочь ему, делали искусственное дыхание и массаж сердца. Попытки оказались безуспешны, его оставили лежать на полу, накрыли простынёй. Люди утверждают, что проводники не знали, как оказывать первую помощь. В вагоне не было аптечки даже с валидолом и нашатырным спиртом. Не имелось связи с машинистом или начальником поезда, за которым нужно бежать через весь состав — двадцать вагонов!

Судмедэксперты установили, что причиной смерти школьника стал тепловой удар, от которого остановилось сердце.

Поезд, в котором произошёл этот кошмар, принадлежит ОАО «Федеральная пассажирская компания» (дочерняя компания ОАО «РЖД»). Через некоторое время «РДЖ» разместило на своём сайте крошечных размеров информацию (стилистика, орфография и пунктуация оригинала сохранены): «ОАО «ФПК»… не имеет права давать комментарии относительно причин смерти пассажира, так как данная информация находится в компетенции соответствующих ведомств.

Однако относительно распространяемой рядом СМИ информации о тепловом ударе как о причине смерти компания считает необходимым пояснить: случай произошел между 7 и 8 часами утра, температура воздуха в вагоне была в пределах нормы.

Аптечка со всем утвержденным Министерством здравоохранения списком лекарственных препаратов и средств первой медицинской помощи находилась в вагоне и была использована по назначению.

Проводники действовали согласно инструкции, более того, в вагоне находились двое пассажиров-врачей, которые оказывали необходимую помощь".

И ни слова сочувствия! Сухие строчки, словно не о человеке идёт речь, а о повреждённом имуществе.

После проведения проверки случившегося в поезде № 128, Астраханский следственный отдел на транспорте Южного следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ в возбуждении уголовного дела отказал. Затем снова возобновил разбирательство…

Корреспондент «СП» обратился к следователю Сергею Максаеву, проводящему проверку, дабы узнать, имеется ли вероятность, что кто-либо понесёт ответственность за смерть школьника.

— В вагоне стало плохо только Артёму, а ведь там находились и другие дети. Почему их состояние не ухудшилось, если в вагоне были невыносимые условия?!

«СП»: — Судмедэкспертиза установила, что Артём скончался от теплового удара…

— Он накануне был на солнце, мог тогда получить тепловой удар.

«СП» — Принято ли решение о возбуждении уголовного дела?

— Нет. В Самаре нужно опросить проводников вагона, он принадлежит этому городу, и родителей Артёма. Я направил туда запросы…

«СП»: — Установлено ли какая температура была в вагоне в момент смерти подростка?

— Пытаюсь выяснить, были ли в вагоне тепловые датчики.

Выходит, что за три с половиной месяца даже свидетели не опрошены. Когда трагедии происходят с детьми высокопоставленных чиновников или олигархов, на ноги поднимаются все силовики, а кто такой Артём Глазов, ехавший в раскалённом от жары плацкартном вагоне?

Корреспондент «СП» обратился в департамент образования городского округа Самара, чтобы узнать отношение его руководителя Надежды Колесниковой к ситуации, сложившейся с расследованием обстоятельств смерти школьника.

— Надежда Борисовна не будет говорить об этом, — ответила секретарь Колесниковой.

«СП»: — Но ведь речь идёт о смерти ученика…

— Она не будет говорить об этом.

«СП»: — Неужели ей безразлично случившееся?!

— Она не станет общаться по этому поводу.

Мама умершего подростка Ольга Глазова говорит тихо-тихо, что намерена добиваться наказания виновных в гибели сына: «Я уже осознала, что сделать это крайне сложно. Но пока надеюсь на справедливость. Нашла адвоката».

Главный врач Куйбышевского филиала ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» Александр Чеботарович говорит, что состояние пассажирских вагонов проверяется подчинёнными ему сотрудниками один раз в три года: «Если главный санитарный врач России даст нам право проверять состояние вагонов при каждом выезде, мы будем это делать. А что вы сегодня от нас хотите?!»

«СП»: — Стало быть, и температурный режим в вагонах не контролируется?

— Перед отправкой поездов наша санитарная службы проводит так называемую приёмку вагонов. Здесь температура может быть + 25, а в Адлере + 40. Мы не можем отвечать за температуру в Адлере.

«СП»: — Состояние вентиляции в вагонах проверяется?

— Проверяется. В санитарных правилах сказано, что в вагонах должны быть кондиционеры. А вагоны старые, выпущенные в советский период, в них имеется только естественная вентиляция. Когда на улице + 40, по ходу поезда в вагоны затягивается горячий воздух. Вот и всё…

«СП»: — Несмотря на это, выдаётся разрешение на отправление вагонов?

— Конечно.

«СП»: — Как же так?

— Когда вагон отправлялся отсюда, температура в нём соответствовала нормам. А подросток умер по пути обратно. В Адлере вагоны проверяет тамошняя санитарная служба. Но она может не осмотреть наш поезд, поскольку это оборотный состав — не их формирования.

Если к нам придёт состав из Москвы, мы можем его проверить только в случае, если имеется распоряжение Роспотребнадзора, изданное по какой-либо жалобе или информации о каком-либо несоответствии.

«СП»: — Если очевидно, что в жаркую погоду в вагоне будет душно, вы вправе не выпустить его?

— Мы можем написать, что вагон не соответствует санитарным нормам. Но если председатель постоянно действующей комиссии вагонного депо решит, что он должен отправиться в путь — он отправится. Мы ничего не решаем, мы лишь высказываем мнения.

В прошлом году 178 тысяч рублей отсудили у «РЖД» родители 15-летнего школьника Алексея Богданова, которого 16 апреля того же года сбил высокоскоростной поезд «Сапсан» на станции Поповка, расположенной в Ленинградской области. Воздушной волной подростка затянуло под колёса поезда. Алёшу разорвало в клочья, его останки собирали в радиусе сотен метров.

Интересы родителей погибшего школьника представлял в суде известный адвокат Игорь Трунов.

— Думаю, что родителям Артёма Глазова нужно поставить вопрос о некачественном расследовании обстоятельств смерти их сына. Похоже, что следователь, мягко говоря, недорабатывает… И надо подать иск к железнодорожной компании, — говорит Игорь Трунов. — Необходимо отметить, что судебная система прикрывает государственного монстра — компанию «РЖД». Основной пакет акций этой компании принадлежит государству. Судьи боятся плевать против такого мощного ветра.

К тому же гражданское законодательство содержит «пробел»: не определяется вред, причинённый гибелью ребёнка. В законе имеется статья, прописывающая размеры возмещения ущерба в случае, если ребёнок выжил.

Поэтому размер компенсации морального ущерба при гибели ребёнка остаётся на усмотрение суда. Судьи минимизируют суммы…

Я и родители Алёши Богданова запрашивали через суд от «РЖД», руководствуясь практикой Европейского суда, 1 миллион евро в пересчёте на российские рубли. Получили 178 тысяч рублей. В такую сумму российский суд оценил гибель ребёнка! Формально мы выиграли, а фактически — выиграл тот, кто убил Алёшу.

Суммы, выплачиваемые за гибель детей, должны складываться из двух составляющих: сглаживания вреда, причинённого смертью близкого человека и наказания виновного в его смерти. Виновный должен осознать, что впредь так поступать нельзя! Стоял вопрос: пророет ли «РЖД» в Поповке переход, чтобы «Сапсан» в дальнейшем детей не сбивал. Присуждённая сумма показала: никогда не пророет!

А разбирательство по факту смерти Артёма Глазова, похоже, «зароют». И снова выиграет тот, кто убил.

Следующий весной глава «РЖД» отправится в Иерусалим за Благодатным огнём.

Фото: Дмитрий Лебедев/Коммерсантъ

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня