Общество

В Минске воскресили Чикатило

Мечта маньяка стать бессмертным реализовалась в столице Белоруссии

  
1290

Девушки с вырезанными глазами и вспоротыми животами, дети с разлагающимися лицами, гробы и тошнотворные демоны, а над ними всеми — человек с безумным лицом, который то рыщет в лесополосе, страшно поблескивая толстыми стеклами очков, то читает с трибуны лекцию школьникам. Художественная выставка, посвященная «деятельности» самого известного российского маньяка Андрея Чикатило открылась в Минске, в самой модной галерее современного искусства «Ў» (читается, как «у краткое», это буква белорусского алфавита, которой больше ни в одном языке мира нет).

Чтобы не нервировать слишком чувствительную публику, руководство галереи установило таблички, запрещающие вход лицам до 18 лет, и завесило выставку черными полотнищами, которые, если смотреть снаружи, прячут картины от тех, кто их не должен видеть, а если находиться внутри экспозиции — напоминают о черных траурных покрывалах, которыми, как принято в славянской традиции, занавешивают зеркала после того, как кто-то в доме умирает.

На картинах 28-летнего художника-самоучки — смерть, безумие, извращенные фантазии маньяка Чикатило, слезы его жертв и очень много крови. Но самыми ужасными выглядят даже не раздувшиеся трупы, а любовно выписанный социальный образ Чикатило — маньяка, который удачно скрывался под личиной семьянина, отца двоих детей, члена КПСС, школьного учителя. Более того — Чикатило служил дружинником, и когда этих общественных стражей порядка подключили к поимке ростовского серийного убийцы, он дежурил на вокзалах и сам себя «ловил»!

Автор картин выступает под псведонимом А. Р. Ч., в котором зашифрованы инициалы его героя — Андрея Романовича Чикатило. И рисует исключительно про этого серийного маньяка. Причем работает по 10 часов каждый день, говоря, что это его способ бороться с опасными наклонностями внутри себя: «Если бы я не рисовал это, я бы сам пошел в лес и начал убивать!». Сложно понять — действительно ли у художника есть маникальные склонности, либо это эпатажный пиар своего творчества, но искусствоведы и публика склонны верить автору — без сильной нужды вряд ли бы человек настолько страстно стал бы рисовать полотна на подобную тематику. Арт-критики предполагают, что такая увлеченность «чикатильщиной», возможно, последствия какой-то детской травмы — А. Р. Ч. мог сам подвергнуться нападению маньяка, или стать свидетелем чего-то подобного.

Вот что говорит о своей выставке ее автор: «Представленные работы — это, прежде всего, взгляд в себя, в свой сказочный лес, в котором по вечным законам жизни существуют волки-злодеи, девочки в красных одежках, бесполые зайцы и ежи, гномы-каннибалы, отцы-слабаки, матери-тираны, великаны и карлики, где мальчик умеет летать и видеть существ из тонких миров».

Настоящее имя живописца не скрывается, его зовут Михаил Сеньков, он живет в небольшом городке Жодино под Минском. Свою первую персональную выставку Михаил назвал «Как в страшной сказке», и под кровавые картины пытается подвести философскую основу: «В сказках символически отображаются основные психологические проблемы людей — наши архитипические внутренние конфликты. Сказки — это неисчерпаемый источник вдохновения, настоящий карнавал психоанализа. Сказочные психотипы просто кишат пограничными состояними: нарциссизм, эдипов комплекс, мания величия, игры в ничтожность и зависимость. А этот акт переноса человеческих качеств на животных! Невероятно интересно отслеживать эти, на первый взгляд, необъяснимые, извращенные действия. Мир — разрушительная и разрушающая, прекрасная в своем космо-содомическом карнавале, но все-таки страшная сказка».

Выставка вызвала полярные реакции у зрителей. Кому-то стало страшно, кто-то с веселыми улыбками фотографируется на фоне мертвых тел. Часть публики признала работы А. Р. Ч. качественным трэшем, который никогда не бывает лишним в современном искусстве, другие пишут в журнале отзывов — «Полное говно!». Есть и такие, кто предлагают сдать автора в психбольницу. Впрочем, некоторые не прочь дать ему звание народного художника Беларуси.

Как бы то ни было, о выставке говорят. Более того, шум поднялся такой, что галерея даже устроила специальное дополнительное мероприятие — обсуждение экспозиции, пригласив автора, искусствоведов и неравнодушных посетителей высказать свое мнение. Но и это не привело спорщиков к общему знаменателю — все как пришли с полярными впечатлениями, так с ними и ушли. Хотя если бы Михаил Сеньков нарисовал, например, растерзанный труп Каддафи, никому бы не пришло в голову сомневаться в его нормальности.

Интересно, что бы сказали о минской выставке ныне здравствующие жена и дочь Чикатило, а также повторяющий преступный путь и сейчас сидящий в тюрьме сын самого известного советского маньяка. Но найти этих людей невозможно — они давно сменили фамилии и место жительства, не только стыдясь своего родства с маньяком, но и опасаясь преследований со стороны семей его жертв. А сам Чикатило, скорее всего, был бы в восторге, ведь он всегда хотел, чтобы его «признали и оценили».

Минск

Фото автора

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня