18+
суббота, 10 декабря
Общество

Атака на правый руль

Недавнее предложение о запрете праворульных машин — не пиар-акция, а реальное намерение Путина

  
209

Введение нового техрегламента для легковых автомашин, в котором недвусмысленно прописан запрет на эксплуатацию автомобилей с правым рулем японского и американского рынков, стало одним из ключевых медиа-скандалов конца октября этого года. Правда, уже в первых числах ноября на совещании с общественниками и представителями компетентных ведомств в рамках «Народного фронта» премьер Владимир Путин пообещал: таких жестких мер не допустят. Дальний Восток, который вновь устами наиболее радикальных общественников пообещал отделиться от остальной РФ, как будто бы вновь успокоили.

Напомним вкратце суть ограничений, которые несет новый техрегламент: указатели поворота должны быть т.н. «авто-желтого» цвета (этому не отвечают американские и японские стандарты, где поворотники спереди белые, сзади красные), а фары должны светить «европейским пучком». Это значит, что на тех машинах, где существуют европейские модификации, владельцам следует произвести переделку на евронормы, а тем моделям, что не присутствуют на российском и европейском рынках, эксплуатация в России запрещена.

Сейчас идут разговоры о том, что владение «неправильными», с точки зрения техрегламента, машинами не будет запрещено, но вот ввоз и регистрация подобных машин окажется вне закона.

Отметим, что разговоры о запрете (ограничении) на «праворульки» идут практически столько же лет, сколько эти машины ввозятся в РФ (прежде всего из Японии в подержанном виде, на таких машинах ездит большинство автовладельцев Зауралья). Приморье и другие регионы отвечают на грозные окрики из Москвы угрюмыми протестами — в 2008 году дошло до силовых разгонов акций автомобилистов во Владивостоке ОМОНом федерального подчинения, поскольку местные милиционеры подавлять акции отказывались.


— Кстати, никакой атаки со стороны государства на этот раз не было, — заявил «СП» глава ассоциации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. По его сведениям, речь идет об ошибке журналиста одного из изданий, который ориентировался на уже отвергнутые правительством предложения. Действительно, в ранних версиях техрегламента для Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана был 18 параграф, где прямо запрещалась эксплуатация автомобилей с правым рулем, — вспоминает Лысаков. — Эта норма была отвергнута Минпромторгом, и к ней в последнее время не возвращались".

— Я убежден, что обсуждение темы праворулек — чистой воды предвыборный популизм, — сказал «СП» координатор Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев. — Эта тема специально была поднята непосредственно перед выборами, чтобы потом торжественно обещать — отмены праворульных авто не будет, всё в порядке, голосуйте за нас.

А вообще, в ближайшие лет 10 праворульные автомобили лучше не трогать. Если, конечно, в России строится хоть в какой-то степени правовое государство. Потому что люди эти автомобили уже купили, они будут драться за свою собственность.

Если у наших коллег по Таможенному союзу праворульных авто немного — в том же Казахстане тысяч 300 — то в России их не меньше 3 миллионов, говорит Вячеслав Лысаков. И вся жизнедеятельность на востоке страны завязана на эти машины — там праворульные машины работают даже в милиции, «скорой» и МЧС, не говоря уже о частниках. Так что отменять правый руль — безумие, уверен эксперт.

Тем более, что и научной базы для запрета праворульных авто на законодательном уровне пока не существует. Как рассказал «СП» Лев Земанов, доцент кафедры эксплуатации автотранспорта и автосервиса МАДИ, общеизвестных научных исследований по влиянию праворульных автомобилей на безопасность движения в России нет. Возможно, на региональном уровне в восточной части РФ такая статистика собиралась и исследовалась, но в Москве и в других европейских регионах подобные работы не велись, говорит эксперт.


Однако если бы речь шла только о пиар-играх, всё было бы хорошо — но ситуация, кажется, куда серьезнее. Об этом в интервью «СП» рассказал автомобильный эксперт Сергей Асланян.

«СП»: — Как вы думаете, зачем властям нужны эти атаки на правый руль, а потом откаты назад?

— Это характерная для нашего тандема ситуация, когда правая рука не видит того, что делает левая. Один сказал что-то, потом другие это опровергают, поскольку не ко времени сказано…

«СП»: — То есть, по-вашему, план запрета праворульных авто реален?

— Более чем! Собственно, кто-то просто «украл бумажку со стола у Путина», а он вынужден был это дезавуировать, чтобы не портить «Единой России» избирательную ситуацию. А вообще — очевидно, что в ближайшие несколько лет правый руль прикроют по-любому!

«СП»: — Почему?

— Смотрите: Россия в ближайшие несколько лет вступит-таки в ВТО. Президент Швейцарии, скажем, поклялся втащить нас туда до конца года. И одним из атрибутов ВТО будет снижение ввозных пошлин на импортные авто. До 2015 года — постепенно — до 10%.

И вот как только эти 10% будут достигнуты, всё иномарочное производство в России, все сборочные заводы — становятся нерентабельными. Ведь даже сейчас самый старый из заводов — фордовский во Всеволожске — работает по полному циклу без прибыли, хорошо если в ноль. «Форд» спасает свои показатели только импортом.

Да еще в этом году Путин взял и выкрутил производителям руки — поменял в одностороннем порядке 166-е постановление по промсборке. Если раньше производитель мог делать 30, 60 тысяч машин в год — столько, сколько надо — то сейчас пять «смертников», подписавших новую версию соглашения, должны выпускать по 30 000 машин в год! На всех — это полтора миллиона! Плюс национальный производитель — АвтоВАЗ, плюс импортные машины. И с развитием интеграции России в ВТО всё только усилится — от нашего авторынка требуется емкость порядка 4 — 5 миллионов авто в год. Чтобы это был второй-третий рынок Европы.

В такой ситуации как вы, на месте правительства, отнеслись бы к населению половины страны, которые посылают вас подальше и говорят — нам не нужны ваши машины, у нас есть свой правый руль? Конечно, правительство сделает всё, чтобы праворульки накрылись медным тазом — граждане обязаны употребить 1500000 иномарок в год, какой правый руль!

И что тут могут поделать дальневосточники?

Власти у нас идут напролом и пытаются именно заставить покупать новые автомобили… А у нас опасно заставлять людей.

Силовые аргументы, конечно, есть, но пока и Путин, и Медведев боятся откровенно заявлять о намерениях. А говорят о половинчатом варианте: нынешних владельцев праворуких машин не тронут, но вот регистрационные действия с такими авто запретят.

«СП»: — А если по существу — вы за или против правого руля как такового?

— Вообще, правого руля у нас не должно быть. Другое дело, что в 1991 году власть упустила момент, а теперь пытается загнать вольницу обратно в чулан — и это плохо получается.

Ведь как получилось в начале 90-х? Приморье и Сибирь всю жизнь снабжались по остаточному принципу. Москва далеко, климат суровый, «Жигули» по записи и еще ждать, когда придет контейнер из Тольятти. А тут отменили запрет на ввоз автомобилей — и бац! Вместо «Жигулей» под окнами стоит «Тойота».

Леворульных альтернатив японцам тогда и не было: корейцы только-только начинали делать машины, это было как нынешний китайский автопром. Так что брали то, что брать легче. И машины, конечно, получились удобные и выгодные — хотя когда говорят, что «праворукие не ломаются», это преувеличение.

Но, так или иначе — а болезнь запустили. И теперь приходится бороться жесткими методами. Такими методами, которые угрожают самой российской государственности.

Фото: photovladivostok.ru

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня