Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
14 ноября 2011 11:53

Сиротская «Аврора»

Питерские депутаты требуют вернуть легендарный крейсер в состав Вооруженных Сил России

53

Крейсер «Аврора» снова стреляет. И, кажется, вновь холостыми. Не прошло и месяца с того дня, как внимание всего прогрессивного населения нашей страны было приковано к легендарному революционному кораблю, ставшему на несколько часов заложником у активистов — анархистов. Те, напомним, под видом туристов поднялись на палубу, после чего стремительно прорвались к мачте, забрались на неё, вывесили черный флаг с черепом…

Главного добились — стали на какое-то время «центром притяжения» не только батальона полицейских, стянутых сюда из близлежащих районов на добрых полдня, но и горожан, представителей разных партий. «Аврора» же осталась. Всё той же сиротинкой, брошенной год назад практически на произвол судьбы и на потеху таких вот «оторви-молодцев», как эти активисты с «Веселым Роджером».

Как раз осенью 2010-го вышло распоряжение главкома ВМФ адмирала Владимира Высоцкого о выводе крейсера из состава военного флота. Главком лишь выполнял соответствующее указание министра обороны Сердюкова. Тому армия, флот, давно замечено, «в лом». Что ни делает — лишь бы поменьше оставалось в ней профессионалов. Вот и до многострадального крейсера добрался.

Убрать его с причала на Неве, у Нахимовского училища дело непростое и весьма затратное. Не говоря уже о том, что львиная доля туристов, приезжающих в Петербург со всего мира, рвется увидеть «Аврору» ничуть не меньше, чем Эрмитаж и Исаакий — есть тому подтверждающие социологические опросы, соответствующая статистика. Потому решено было с одной стороны отказаться от корабля, с другой — оставить его в ведении Балтийского флота.

Из 45 человек экипажа, большинство членов которого были, как правило, призванными на срочную службу матросами-отличниками из разных флотских экипажей, оставили всего 3 (трех!), включая командира в звании капитана 2 ранга. К ним добавили с десяток гражданских сотрудников. Как хочешь, так и следи этим смешанным коллективом за порядком на корабле!

— Больно мне говорить о том, что сделали с нашим кораблем, — ответил на просьбу корреспондента «СП» прокомментировать ситуацию начальник музея «Авроры», контр-адмирал Лев Чернавин. — Лучше бы просто затопили его, что ли, или увели в док, чем вот так понемногу «отрезать» от него — его статус, людей, назначение.

«СП»: — Лев Давыдович, прошла информация о том, что питерские депутаты отправили запрос президенту с просьбой вернуть крейсер в состав ВМФ России. Как считаете, реально? Нужно это вообще нашему самому известному в мире кораблю?

— Предложение вернуть его в состав флота самое разумное из всех, какие только возможны. А реально ли? Не знаю. Честно сказать, я в этом не уверен, зная ситуацию в нынешних наших Вооруженных Силах.

«СП»: — Какова сейчас ситуация на «Авроре»?

— Внешне как будто всё нормально: музей пока действует, экскурсии проводятся, но, правда, только групповые. Индивидуальные посещения отменены после шоу, устроенного в октябре анархистами. Может, и правильно… При этом не покидает ощущение некой потерянности. Знаете, как бывает, когда навсегда прощаешься с дорогим сердцу другом?..

Питерские народные избранники тем временем не оставляют попыток вернуть «Авроре» её прежний военный статус. Год назад они уже рассылали по важным правительственным инстанциям соответствующие петиции. Их просьбу военный министр с торговым образованием откровенно проигнорировал (несмотря на то, что обращались депутаты к премьеру Путину, тот передал документ «на усмотрение Сердюкова»). На днях депутат Игорь Риммер в очередной раз подготовил обращение по «Авроре». Коллеги были на редкость единодушны для нашего Законодательного собрания: поддержать!

— На самом деле были и другие предложения. В частности, закрыть проход на «Аврору» и таким образом сохранить корабль, тратя минимум на его содержание, — сказала депутат ЗакСа Елена Бабич. — Нет, закрывать, конечно, никак нельзя. Что это вообще за решение? Это как после катастрофы самолета «ЯК» с хоккеистами на борту президент распорядился ликвидировать целую авиакомпанию, вместо того, чтобы обязать специалистов лучше готовить лётные экипажи. Ну, давайте всё вообще закроем, что плохо летает, сильно гудит, медленно плавает!.. Что касается «Авроры», то мы уже год бьемся за неё. Пытаемся образумить министра Сердюкова. Но такое впечатление, что он глух к подобного рода обращениям и предложениям. Отношение депутатов — не только питерских, но и Госдумы — с этим министром вообще очень сложные. Ведет себя так, будто он — пуп земли, всё знает, всё делает правильно. Никого не слушает. Коль уж зашла у нас речь о флоте, не могу не сказать про Морское офицерское собрание в Кронштадте. Много десятилетий кряду Морское собрание располагается в старинном особняке, выстроенном специально для него ещё в начале ХХ века, до Октябрьского переворота 1917 года. И не только никому не мешало, но было центром общественной жизни города. Чем оно помешало Сердюкову? Куда в часы отдыха будут ходить теперь моряки и их близкие? Что станет с самим историческим зданием? Я уж не говорю про тех, кто работал в Морском собрании, а это несколько десятков человек — жены моряков, отставники. Куда им идти искать работу в этом питерском пригороде? Нет ответа. Не дают его нам в Минобороне. И все это министр обороны называет «наведением порядка в Вооруженных Силах»?

Корреспонденту «СП» удалось дозвониться до капитана 2-го ранга запаса Николая Амелько. Он не один год служил на крейсере. Немногословный, сдержанный в оценках, на этот раз Николай Сергеевич был категоричен:

— Судьба «Авроры» была предрешена летом 2009 года, после проведения на борту нашего корабля скандальной вечеринки журнала «Русский пионер». Не мы с командиром принимали решение о проведении той, извините, пьянки. Но как водится, пострадали первыми.

Коль уж зашел разговор о светской сходке с алкоголем, девочками и массовым купанием в Неве с предшествующими ему опасными прыжками прямо с борта крейсера, то, как позже выяснилось, разрешение на неё подписывали господа из питерского полпредства (Илья Клебанов, экс-полномочный представитель президента на Северо-Западе), а также из Ленинградской Военно-Морской базы (ранга не ниже кантр-адмирала). Клебанова освободили от должности совсем недавно, в начале осени и совсем за другие «заслуги». Адмиралы же так и стоят за штурвалами судеб морских офицеров, их простили. Виновный-то своевременно выявлен и наказан — символ социалистической революции героический крейсер «Аврора», выстоявший в блокаду на защите города, прошедший морями и океанами до самой Японии в начале славного пути…

В общем, если ещё и стреляет наш крейсер, прикованный к стоянке у Нахимовского училища Петербурга своим бетонным основанием, то в основном холостыми. Так — народ взбодрить, о себе напомнить. И ни у кого пока не получается тут что-то изменить. Получится ли у питерских депутатов?..

Санкт-Петербург

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня