По частоте совершения суицидов уже 18 лет подряд Россия находится в первой тройке стран мира. Последние годы с третьего мы поднялись на второе место, обойдя депрессивную, как принято считать, Норвегию, и уступая лишь Литве. В стране ежегодно совершается более двух тысяч детских и подростковых самоубийств. В среднем, в мире на подростков приходится 10 случаев суицида на 100 тысяч. В России — 38.
По данным Генпрокуратуры, 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, чёрствостью и безразличием окружающих. Исследователи считают, что многие подростки решались на самоубийство для того, чтобы… обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы, и протестовали, таким образом, против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых.
При этом мальчики совершают суициды в 4−5 раз чаще девочек. Хотя последние, в свою очередь, прибегают к попыткам самоубийства в три раза чаще. 40% подростков, совершающих попытку самоубийства, воспитывались в неполных и неблагополучных семьях. Обычно дети прибегают к суициду по семейным мотивам в 46,9% случаев, из-за конфликтов со сверстниками и по любовным причинам — в 13,6% случаев. От 6 до 13% подростков указали при опросах, что они хотя бы раз в жизни пытались покончить с собой.
Про мифы и реальность
Считается, если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему невозможно. И если не удалось покончить с собой с первого раза, он будет пробовать снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего. В действительности, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени — от 24 до 72 часов.
Бытует мнение, что суицид передается по наследству. От мамы ты можешь унаследовать цвет глаз, от папы — веснушки на носу. Но суицидальные идеи по наследству не передаются. Но если кто-то из членов твоей семьи уже совершил суицид, ты оказываешься в зоне повышенного суицидального риска.
Правда ли что дети, говорящие о самоубийстве, совершат попытку расстаться с жизнью? Из десяти покушающихся на свою жизнь подростков семь делились своими планами. Поэтому большинство подростков, которые говорят о суициде, не шутят.
Психологи считают, что все люди в подростковом возрасте (когда идет мощная гормональная перестройка организма) попадают в группу риска из-за склонности к пониженному настроению, импульсивности, категоричности, максимализма, социальная некомпетентности и коммуникативных проблем.
Дети умирают, потому что их не хотят
Практикующий психолог, семейный психотерапевт Ольга Коновалова считает, что дети не сводят счеты с жизнью от нечего делать. На это есть веские причины, в том числе начавшийся мировой финансовый кризис.
— Тут надо понимать, что государство оказывает влияние на семью, а семья — на ребенка. Одно тянет за собой другое. А ребенок, как самый слабый, очень хорошо это чувствует. И как бы выполняет желания тех, кто этого хочет, совершает суицид.
Если ребенок рождается желанным, то в нем превалирует желание жить. И оно будет побеждать всегда, потому что желание преодолевать трудности рождается вместе с нами. Но есть дети, которых не ждут в этом мире. Мама, возможно, бессознательно не хочет ребенка, хотя и не дает себе в этом отчета. В таких случаях часты выкидыши, либо тяжелые беременность и роды. И ребенок появляется на свет с базовым преобладанием нежелания жить. Мир будет пугать, люди будут казаться страшными и злыми. Ребенок будет ощущать мир, как враждебный.
«СП»: — Вы работаете в Московской области. Существенна ли разница между разными городами в плане психологической помощи детям?
— Чем ближе к Москве, тем более интенсивно идет работа с детьми и подростками. А чем дальше, тем сложнее. Уровень неблагополучия в семьях растет. В маленьких городах дети чаще предоставлены сами себе, их досуг не организован. Когда дети никому не нужны, и предоставлены себе, тогда они друг друга своими настроениями заражают. Есть самоубийства, которые предаются СМИ большой огласке, когда мальчики с девочками прыгают из окошка или с крыши по три-четыре человека. Зачем? Да «за компанию».
Меня не понимают
Психолог Елена Ворно считает, что у детей все также, как у взрослых. Только более утрированно.
— Основная причина — это, как ни странно, депрессия. Именно депрессивные расстройства, которые в подростковом возрасте встречаются намного чаще, чем можно себе представить. Но эти расстройства трудно диагностировать, потому как дети ведут себя совершенно по-разному. Так, подросток, который плохо себя ведет, прогуливает школу, ведет себя с точки зрения взрослых агрессивно и неадекватно, очень часто страдает депрессией. Или же по-другому: подростки, у которых резко падает успеваемость, подвергаются воспитательным мерам со стороны семьи и школы. Его ругают за лень, на него давят, называют позором семьи. На самом деле ребенок страдает такой формой подростковой депрессии, при которой замедляются все мозговые процессы. Все интеллектуальные операции затруднены.
«СП»: — То есть наказывать и ругать ни в коем случае нельзя.
— Да. Надо стараться понять ребенка, помочь ему разобраться в себе. Ведь ему действительно плохо. А ругая его почем зря, тем самым мы подтверждаем его обрушенную самооценку, несостоятельность. Что ребенок ни на что не годится, что он перед всеми виноват, и это подталкивает к суициду. И потом следует последняя капля. Главная опасность подростковых суицидов в том, что для взрослых они совершенно неожиданны. Но при этом дети боятся боли, так что в момент суицида желание умереть иссякает. Вместо него возникает непреодолимый страх смерти, и ребенок начинает искать помощь. Когда так себя ведет взрослый, мы говорим: «Он просто хочет привлечь к себе внимание». Или: «Это обычная истерика». У подростка стремление умереть как не сильное, так и не стойкое. Мотивация может, как появиться, так и исчезнуть.
«СП»: — Но все-таки кто-то идет до конца. Отчего так происходит?
— Есть много случаев суицида, когда намерений таких подросток не имел. Они совершаются с помощью первых попавшихся под руку средств. Например, это может быть острый предмет, химическая жидкость, падение с большой высоты. Совершаются такие поступки в состоянии аффекта. Толчком может послужить ссора или просто окрик. Были у меня такие случаи, когда подросткам удавалось уцелеть, даже упав с 11−10 этажа. И когда говоришь с ним об этом, выясняется, что ребенок не хотел прыгать. Он хотел лишь, чтобы на него перестали орать. Была еще девочка, которая выпила бутылку ацетона на глазах у матери и получила тяжелые увечья — ожоги гортани и пищевода. Девочка рассказала, что любой ценой хотела заставить мать замолчать, потому что ей было невыносимо слушать оскорбления…
«СП»: — Но некоторые родители в таких ситуациях говорят: «прыгай!».
— И это ошибка, такие случаи у меня были. Приходил отец с сыном. У мальчика были переломаны руки. И отец мне говорит: «Я спортсмен, у меня прекрасная реакция, я был уверен, что успею его перехватить. Я сказал — прыгай! И не успел поймать». Критическую ситуацию нельзя провоцировать, наоборот — спустить на тормозах необходимо моментально, потому что риск огромный.
Как им помочь?
«СП»: — Какие меры надо предпринимать, если ребенок совершил попытку суицида?
— Нужна специальная служба, которая должна заниматься предотвращением повторных попыток суицидов. Такие службы есть во всем мире с 50-ых годов прошлого века, практически во всех странах. Но в России службы помощи подросткам до сих пор не существует. Зачастую родители даже не понимают, зачем идти к психотерапевту. С ними приходится работать, разъяснять. Даже в школах, где есть штатная единица психолога, она не всегда правильно используется. С другой стороны существует такое понятие как подростковое одиночество. Подросток — это такое существо, которое еще не может понятно выразить свои чувства, в том числе словами. От этого он легко преисполняется ощущением, что его никто не понимает.
Для христианства причина самоубийства — вселение беса. Тело самоубийцы предавалось так называемому «ослиному погребению» за пределами церковных кладбищ, а распоряжения и духовные завещания признавались недействительными. До проведения реформ Петром I предусматривался только суд церкви, и никакой уголовной наказуемости за покушение на самоубийство или за самоубийство. Первые формы наказуемости сознательного суицида появились в военном уставе Петра I за 1716 г.
Исследовательский центр «РОМИР», который провел опрос по проблеме отношения россиян к эвтаназии и самоубийству, выяснил, что 63,2% граждан «не считают самоубийство оправданным никогда». Опрос проводился среди 1500 респондентов в 94 населенных пунктах России