Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
20 декабря 2011 16:22

Авиакомпании хотят «сбросить» детей

Они требуют признать незаконной 50-процентную скидку на детские билеты

21

Во вторник, 20 декабря, Конституционный суд РФ вынес решение по жалобам ряда российских авиакомпаний по поводу финансовых издержек, которые они несут в связи с перевозкой детей от 2-х до 12-ти лет за полцены, что гарантировано Воздушным кодексом. Решение из категории — и вашим, и нашим (стилистика, орфография и пунктуация оригинала сохранены): «В российском воздушном законодательстве право пассажира провозить с собой детей бесплатно или на льготных условиях закреплялось традиционно. Принцип приоритета публичных интересов установлен также и в действующем Воздушном кодексе РФ, поскольку при перевозке пассажира авиаперевозчик выполняет социально-значимую функцию… Вместе с тем установление льгот при перевозке детей связано с вторжением государства в право собственности, имущественные права, свободу предпринимательской деятельности…

КС постановил, что федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование необходимые изменения, направленные на соблюдение конституционного баланса публичных и частных интересов в сфере перевозок авиационным транспортом детей в возрасте от двух до двенадцати лет на отдельных местах по льготному тарифу".

То есть, пока льготный тариф для детей сохраняется. Но что с ним будет в ближайшее время — неведомо. Очевидно, что авиакомпании от своего не отступятся.

В отделе по связям со средствами массовой информации Конституционного суда РФ бросили телефонную трубку, когда корреспондент «СП» пытался узнать, чем руководствовались судьи, принимая решение. Не высказали свою позицию и представители авиакомпаний-жалобщиков.

Между тем, это не первая попытка авиаперевозчиков лишить детей льгот. В 2009 году ФГУП «МАВИАЛ» («Магаданские авиалинии») удалось выиграть иск на 3 миллиона рублей против Министерства финансов РФ в Девятом арбитражном апелляционном суде города Москвы. Однако кассационная инстанция решение отменила, а затем Высший арбитражный суд постановил, что никаких компенсаций из бюджета за перевозку детей по льготным тарифам авиакомпаниям не полагается.

Тогда в прошлом месяце авиакомпании ЗАО «Авиационная компания «Полёт», ОАО «Авиакомпания «Сибирь» и ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» обратились в Конституционный суд РФ с требованием отменить скидку на детские билеты. Авиаперевозчики посчитали эту норму противоречащей Конституции и 22 ноября суд начал рассматривать их жалобы.

Представители авиакомпаний заявили, что статья Воздушного кодекса нарушает конституционный запрет на принудительное отчуждение имущества для государственных нужд без какого-либо возмещения и противоречит принципу охраны права частной собственности и свободы предпринимательской деятельности.

Адвокат авиакомпании «ЮТэйр» Денис Архипов сказал во время судебного слушания: «За последние три года авиакомпания перевезла около 400 тысяч детей, что нанесло ей убыток примерно в 1,1 миллиарда рублей. На эти деньги авиакомпания могла бы приобрести новый самолет «SuperJet», что существенно повысило бы качество и безопасность полётов.

Может показаться, что речь идёт об алчной авиакомпании, которая желает обогатиться за счёт детей. Но это не так. Внутренние перевозки всё равно убыточны. В России керосин стоит дороже, чем за рубежом, аэропорты контролируются монополистами. Недостаток средств провоцирует техническую отсталость. Речь идёт не о том, чтобы получить прибыль и перераспределить её среди акционеров, а о том, чтобы авиакомпании получили возможность быстрее обновлять свой авиапарк. Оспариваемая норма нарушает право на расширение предпринимательской деятельности".

Адвокат Татьяна Каменская, представляющая интересы ЗАО «Сибирь» и ЗАО «Авиационная компания «Полёт», категорично заявила в суде: «Данное положение закона по существу перелагает обязательства государства по предоставлению льготного тарифа на плечи авиаперевозчиков. Уклониться от этих обязанностей без нарушения закона авиаперевозчики не могут. И компании их выполняют, полагая, что расходы будут им возмещены из бюджета. Однако этого не происходит, и суды не соглашаются с логикой перевозчиков».

Позднее Татьяна Каменская, аргументируя свою позицию, произнесла: «Есть такое слово — «бизнес».

Адвокаты сообщили суду, что их позицию поддерживают члены Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.

Ольга Гальцова — заместитель председателя названного комитета, удивилась, узнав о сообщении адвокатов авиаперевозчиков в суде:

— Наш комитет считает, что льготы на детские авиабилеты необходимо сохранить. Авиакомпании, требующие отмену льгот, не понимают, что представляет собой социально-ориентированный бизнес, насколько он важен для граждан России.

Он, и вправду, крайне важен. Стоимость билета из Москвы до Абакана на 6 января у одной из авиакомпаний-жалобщиков — S7 составляет 9825 рублей, а до Хабаровска на 10 января — 20 тысяч рублей. Далеко не улетишь с такими тарифами, да и близко тоже: другой перевозчик, жаловавшийся на детей-льготников, требует 1 января за полёт от Воронежа до Москвы 6930 рублей.

Представитель Комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Афанасьева возмущена намерением руководителей авиакомпаний отобрать льготы у детей, при имеющихся немилосердных ценах на перелёты:

— Богатые в нашей стране продолжают богатеть, а бедные — беднеть. У авиакомпаний астрономически высокие доходы, а они хотят отобрать у ребятишек возможность посещать родных и отдыхать в других регионах. Даже сейчас, при действии скидок, многим родителям крайне сложно приобрети билеты детям. Например, полная стоимость билета 16 тысяч рублей, за ребёнка нужно заплатить 8 тысяч. Для многих семей это неподъёмные суммы. И отправить ребёнка без сопровождения они не имеют возможности. Поэтому и при нынешней ситуации нельзя говорить о свободе передвижения детей.

«СП»: — Отчего авиакомпании, получающие огромные прибыли, хотят лишить детей возможности передвигаться?

— Для российских бизнесменов денег много не бывает. Они вырывают у людей всё, что возможно в стремлении получить желаемое. Бесчестный, социально безответственный, наплевательски относящийся к россиянам бизнес — беда нашего государства.

Солидарен с Еленой Афанасьевой юрист, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин:

— Российские авиакомпании ведут себя крайне безответственно. Отмена скидки сделает невозможным перемещение по России многих семей.

Рынок авиаперевозок в нашей стране монополизирован. На многих направлениях отсутствует конкуренция, тарифы завышены. Авиаперевозчики кивают на Европу и США, где законодательно не закреплены «детские» скидки. При этом забывают, что там значительно выше штрафы за задержки рейсов, выплаты за гибель авиапассажиров. У нас за их смерть платят по 2 миллиона рублей, а у них, в переводе на российскую валюту — 20 миллионов… Российские авиакомпании ссылаются на то, что им выгодно и борются с детьми, а по поводу того, что невыгодно — молчат в тряпочку. Надеюсь, что авиакомпаниям не удастся лишить детей скидки, а правительство либерализирует рынок перевозок в стране, чтобы исчезли монопольные маршруты и маршруты с двумя-тремя участниками, между которыми имеется сговор относительно тарифов. Необходимо пустить на этот рынок иностранных перевозчиков, в том числе авиакомпании-лоукостеры (продающие билеты по невысоким, а часто — «смешным» ценам. «СП»).

"СП": — По какой причине российская власть не желает поддержать права детей в этом отношении и содействовать созданию или привлечению на наш рынок авиакомпаний-лоукостеров?

— Дети — не приоритет для российской власти. Программы социальной помощи семьям с детьми носят фрагментарный характер — непонятный материнский капитал и дальше ничего. Не имеется программ по обеспечению полноценного питания детей, как в США, где более 32 миллионов жителей (среди них 20 миллионов — дети) получают по 150 долларов на питание в месяц. Можно ли говорить о перевозках, если многие российские ребятишки лишены даже полноценного питания? Они могут лишь мечтать о посещении Москвы или Санкт-Петербурга. Что касается лоукостеров — это не выгодно большой тройке: «Аэрофлоту», S7 и «Трансаэро». Они в течение 20 лет успешно, получая огромную прибыль, осваивают российский рынок авиаперевозок.

Власть неотделима от крупного бизнеса, она его обслуживает, поэтому не допускает на наш рынок бюджетные авиакомпании. Проблемы детей ни власть, ни авиаперевозчиков не интересуют.

Фото: ИТАР-ТАСС

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня