Продолжение: Охотоведа, остановившего «VIP-браконьеров», осудили условно
Прокуратура Московской области в очередной раз отказалась утверждать обвинительное заключение по резонансному делу охотоведа Александра Довыденко, которого обвиняют в превышении должностных полномочий за то, что он помешал VIP-браконьерам отстреливать лосей в подмосковном лесу.
Адвокат Владимир Жеребенков, защищающий принципиального егеря, пояснил «СП», что в материалах следствия надзорное ведомство выявило серьезные нарушения, исключающие возможность направления дела в суд.
Это происходит уже во второй раз. По тем же основаниям летом этого года первый заместитель прокурора области Виктор Наседкин вынес постановление о возвращении дела Довыденко на доследование в Следственный комитет.
В прокуратуре и сейчас недоумевают: почему до сих пор следствие не может установить круг лиц, имеющих прямое отношение к инциденту, произошедшему почти два года назад.
«Все признаки незаконной охоты были на лицо: люди с карабинами, собаки, дичь, — говорит адвокат. — Казалось бы, что еще надо следователям? Однако они не хотят заниматься делом о браконьерстве, а хотят посадить задержавшего браконьеров охотоведа».
Напомним: события, легшие в основу этого громкого дела, произошли 6 февраля 2010 года в Дмитровском районе Подмосковья.
В тот день ведущий охотовед ГУ «Мособлохотоправления» Александр Довыденко совершал плановый рейд по своим угодьям и увидел, как из леса в районе деревни Высокое выехала группа мужчин на снегоходах. На санях, буксируемых одним из снегоходов, лежали две лосиные туши (в Подмосковье охота на этих животных разрешена только до 31 декабря).
Довыденко попытался остановить браконьеров, но они сбили его снегоходом и протащили за собой 40 метров, не останавливаясь даже на выстрелы. Но не все успели уйти. Охотовед смог задержать нескольких человек, среди которых оказался и местный егерь Дроздов, который сразу же объявил, что Довыденко помешал охотиться «очень большим людям».
Позже очевидцы утверждали, сообщает «Право. Ru», что в тот день в лесу помимо нескольких местных коммерсантов находились топ-менеджер «Газпрома» Геннадий Кучеров (в ноябре 2011 г. он был отправлен в отставку по возрасту), а также два высокопоставленных сотрудника МВД со свитой. Всего — девять человек.
Доказательств против браконьеров было так много, что Дмитровское ОВД даже приняло заявление от Довыденко и возбудило по факту незаконной охоты уголовное дело. Вот только под ударом после этого оказался сам охотовед: сначала его попросили «по-хорошему» забрать свою бумагу, а потом, когда он отказался, пообещали посадить самого.
В конце концов «административная месть» нашла воплощение в уголовном деле, которое следственный отдел по Дмитровскому району Следственного управления СК (тогда еще при прокуратуре РФ) возбудил в отношении Александра Довыденко. Ему вменили п. «а» части 3 статьи 283 УК РФ (превышение должностных полномочий).
Поводом для этого послужило то, что спустя месяц после инцидента водитель одного из «Буранов», некто Владимир Киселев, написал заявление, будто егерь стрелял по нему на поражение и ранил в палец.
«На самом деле, Киселев получил травму пальца, когда пытался удрать от Довыденко на снегоходе, — говорит Жеребенков. — Он был пьян и не справился с управлением. Машина на ходу перевернулась, и он повредил палец правой руки».
Вот только следствие, по словам защитника, не хочет знать правду:
«У нас есть заключения экспертов о том, что травма, полученная Киселевым, не огнестрельная. Мы подали около 20 ходатайств, требуя установить истину, но все они были отклонены».
"СП": — Почему?
— Ну, не хотят они, чтобы имена этих высокопоставленных браконьеров стали известны всем. Почему? Понятно. Они, наверное, все же ближе к телу Следственного комитета. Зачем им проблему создавать? Для них проще Александра засадить, сфабриковав против него дело о якобы нарушенных им полномочиях. А он всего лишь честно выполнял свою работу.
«СП»: — Вы считаете, его намеренно хотят дискредитировать?
— А разве это непонятно? Понимаете, даже если условно дадут, как бы, уже виноват. А виноват — преступник. Какие еще вопросы могут быть? Его показаниям, значит, доверять нельзя. Позиция, действительно, очень простая — дискредитировать и убрать из леса: очень уж местные бонзы недовольны тем, что он не раз мешал им там охотиться.
«СП»: — Владимир Аркадьевич, а как получилось, что сам факт браконьерства остался без внимания?
— Вроде как никто и не охотился на лосей, так, просто эти люди прогуливались. Следствие, во всяком случае, придерживается этой версии. Еще потянут пару лет, привлекать вообще будет некого. Срок давности истечет, да и само событие забывается — объективно установить роль и действия каждого из участников этой охоты станет невозможно. То есть они в итоге избегут уголовной ответственности. Вот и все. Вот и вся цель напряженной работы следователей. Теперь вот появился этот безработный Щенников, который якобы и стрелял в лосей. И люди ведь не стесняются совершенно.
«СП»: — Что вы имеете в виду?
— Реакцию компетентных органов на эту вопиющую ситуацию. Я спрашиваю: «Ребята, ну чего же вы творите? Охотник-то правильно действовал». Отвечают: «А что? Генерала что ли сажать?».
«СП»: — С кем вы говорили?
— Ну, знаю я там местную власть. Я сам оттуда, и меня этот случай возмутил. Думаю, Довыденко многим не нравился тем, что он сумел навести порядок в лесу, поприжал браконьеров высокопоставленных. Но ведь в других местах подобное сплошь и рядом. Я недавно встречался с главным охотоведом Московской области. Жалуется: «Останавливаем тут как-то машину с браконьерами, а там прокурор с компанией сидит. Ну, чего я могу сделать?». Вакханалия настоящая. Вертолеты падают. Полпреды в них сидят. Оказывается, охотились они с воздуха на архаров. А что животные из Красной книги, это никого не волнует. Мне кажется, это какой-то перекос в сознании. Такое впечатление, что эти люди считают себя князьками и творят, что хотят.
«СП»: — Но все же позиция прокуратуры внушает оптимизм?
— Определенно, это свидетельствует, что нашла, что называется, коса на камень. Но мы в любом случае продолжим отстаивать свою позицию до конца. У нас есть экспертные заключения двух институтов охотоведческих, что Александр действовал законно и обоснованно. А для того чтобы расставить все точки над «i», следователям достаточно запросить билинги, распечатки телефонных соединений с места, где велась охота, и установить, кто на самом деле принимал в ней участие.
Сам Александр Довыденко убежден в своей правоте. Вот как он прокомментировал доводы официального следствия на сайте «Право. Ru»:
«Словоблудие сотрудников СКП МО и РФ повергает в ужас !!! Господа «чиновники», изучите материалы дела, а потом на всю Россию давайте огласку. В отличие от ВАС мною честно исполнен служебный долг, задержана организованная группа браконьеров — преступников в составе 9-ти человек, возглавляемая егерем ДРООиР Дроздовым В.В. — должностным лицом.
Непонятно, почему вы пытаетесь из преступников сделать порядочных граждан — остается загадкой ???
Как охотинспектор МО, я выполнил свой долг — задержал браконьеров-преступников.
Как должностное лицо или любой гражданин России, имеющий разрешение на право хранения и ношения огнестрельного оружия, в произошедшей ситуации на основании ФЗ № 52, ст. 31, ФЗ № 150, Правил охоты в МО, должностной инструкции — законно применил оружие, для задержания преступника Киселева".
Восторжествует ли в этом деле справедливость? Хотелось бы надеяться. Но жизнь, судя по всему, готовит принципиальному егерю еще одно испытание — он может остаться без любимой работы. Подмосковное охотуправление сейчас реформируется, пишет «МК». В минувшую пятницу утверждалось штатное расписание и список тех, кто в ней будет работать. Александр Довыденко в списке не значится. Якобы был звонок сверху: на работу не брать.