18+
вторник, 23 мая
Общество

Россия закладывает три супер-новых атомных авианосца

«Адмиралу Кузнецову», «Адмиралу Чабаненко», «Николаю Чикеру», «Сергею Осипову» преподнесли жареного поросенка и сообщили о пополнении в семействе

  
15972

Сегодня, 2 марта, столица Северного флота Североморск чествует вернувшуюся из трехмесячного похода по Атлантическому океану и Средиземному морю группу российских кораблей в составе авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко», буксира «Николай Чикер» и танкера «Сергей Осипов». Начальник службы информации и общественных связей Северного флота капитан первого ранга Игорь Бабенко рассказал корреспонденту «СП» по телефону:

—  По давней флотской традиции встречали моряков жареным поросенком. На причале их приветствовали представители командования Северного флота, шефских регионов, районных и городских администраций, а в первую очередь — жены, дети, родственники и друзья. Наш авианосец выполнял задачи в Атлантике и Средиземном море. Аналогичные задачи выполняли БПК «Адмирал Чабаненко» и суда обеспечения «Николай Чикер» и «Сергей Осипов».

Поход наших кораблей вызвал повышенный интерес разведки и военно-морских сил стран НАТО. Во время прохождения российских кораблей вдоль побережья Северной Норвегии их сопровождал и вел наблюдение фрегат береговой охраны Норвегии «Сенья». Облеты корабельной группы совершал самолет базовой патрульной авиации ВВС Норвегии «Орион».

Вторая группа боевых кораблей Северного флота в составе тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» и большого противолодочного корабля «Адмирал Левченко» в настоящее время прошли через Суэцкий канал и продолжили выполнение задач длительного плавания в Средиземном море.

На торжественном митинге, посвященном возвращению кораблей из дальнего похода, моряки услышали радостную новость. В России начата работа по созданию нового современного авианосца.

Как известно, авианосец «Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов» единственный действующий в нашем ВМФ. Он был построен в 1985 году. На нем базируются более 50 самолетов и вертолетов. Помимо типовых многоцелевых истребителей морского базирования Су-33 «Адмирал Кузнецов» несет вертолеты Ка-29 и их модификации. Водоизмещение авианосца составляет 55 тысяч тонн, запас хода восемь тысяч миль, экипаж 1500 человек, 650 — летный состав. Скорость корабля 29 узлов. На вооружении находятся противокорабельные комплексы «Гранит», комплексы ПВО «Кортик», «Клинок», противолодочные комплексы «Удав». Второй аналогичный авианосец сейчас проходит модернизацию для ВМС Индии.

Представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) вице-адмирал Анатолий Шлемов сообщил, что российские конструкторы уже приступили к работе над моделью будущего авианесущего корабля. Пока идет выработка требований, тактико-технических заданий, но уже точно определено, что он будет атомным и иметь водоизмещение порядка 50−60 тысяч тонн. По его словам Шлемова, на авианосце будет базироваться новый палубный самолет пятого поколения с классическим горизонтальным взлетом и посадкой. В дополнение к самолетам и вертолетам на новом авианосце будут базироваться и беспилотные летательные

У армии отбирают последние деньги
Бюджет министерства обороны урезан на 15 процентов, зато МВД разбогатело в 2009 году на четверть
аппараты, разработка которых уже началась в России, в частности, концерном «Вега».

Напомню, что во время посещения в октябре прошлого года Североморска президент РФ Дмитрий Медведев поручил министерству обороны разработать программу строительства авианосцев, чтобы приступить к их созданию уже в ближайшие годы. Он выразил надежду на то, что к 2015 году можно будет выйти на конкретные результаты. При этом президент призвал быстрее определяться с местом производства новых авианосцев.

Судя по всему, такая программа теперь имеется. Вице-адмирал Шлемов сообщил, что планируется построить, как минимум, три корабля. Один будет базироваться на Северном флоте, другой — на Тихоокеанском флоте, а третий — сменный — создается для того, чтобы иметь возможность производить плановые ремонты без снижения боеспособности флотов.

До сих пор не решено, где будут строиться авианосцы. Ведь в России такого типа корабли не строились никогда. Верфи для них имелись только в украинском Николаеве. Сегодня рассматриваются два варианта: Балтийский завод и «Севмаш». Первый имеет опыт строительства гражданских судов водоизмещением до 100 тысяч тонн, а второй — кораблей с атомной энергетической установкой.

Председатель комиссии Совета Федерации по морской национальной политике адмирал Вячеслав Попов считает, что «Севмаш» является одним из главных претендентов на строительство авианосцев для Военно-морского флота России. Сейчас этот завод проводит работы по модернизации авианосца «Адмирал Горшков» для ВМС Индии. По словам Попова, модернизация «Адмирала Горшкова» является бесценным опытом для завода и сильным аргументом, чтобы выиграть конкурс.

Генеральный директор «Севмаша» Николай Калистратов заявил о готовности завода к строительству новейших авианосцев водоизмещением 70−80 тысяч тонн. В то же время он подчеркнул, что для повышения эффективности производства необходимо провести техническое перевооружение предприятия, внедрить новые технологии. По его оценке, стоимость авианосца такого класса на мировом рынке составляет порядка 4 миллиардов долларов.

Комментарий депутата Государственной Думы, бывшего командующего Черноморским флотом Российской Федерации адмирала Владимира КОМОЕДОВА:

— В советское время в Мировом океане на постоянной основе были сформированы два оперативных соединения, которые несли боевую службу в зоне Средиземного моря (5-я оперативная эскадра ВМФ) и в зоне Индийского океана (8-я оперативная эскадра ВМФ). В состав этих соединений входили боевые надводные корабли, подводные лодки (включая и атомные), а также суда обеспечения.

К сожалению, в XXI век Военно-морской флот России вошел не в лучшей боевой форме. Из-за отсутствия финансирования, поверхностного изучения обстановки в мире, волюнтаризма в принятии решений флот встал к стенке, а единичные выходы боевых кораблей не решали сколь-нибудь серьезных задач. И вот свершилось то, о чем на протяжении последних лет мечтали военные моряки, — наш флот вернулся в Мировой океан! Конечно, хотелось бы верить, что боевая служба военных моряков с этого момента станет в Мировом океане на постоянной основе. Это важно как с политической, военной, так и с экономической стороны.

Военно-морской флот должен не только обеспечивать надежную защиту морских рубежей России, но и служить ей опорой в отстаивании национальных интересов на мировой арене.

К сожалению, боевой состав ВМФ России составляет порядка 300 кораблей различных классов, причем основная масса уже более 20 лет находится в боевом составе. Главная болезнь России последних двадцати лет — острая нехватка финансовых средств. Сегодня радует то, что даже в условиях финансового кризиса развиваются кораблестроительные программы.

Но флот — это не только корабли и техника, главное на флоте — это люди, беззаветно преданные служению своей Родине. Мы должны обеспечить преемственность боевого опыта, верности долгу. А эти качества лучше всего вырабатываются в океанских походах.

Фото [*]

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня