Общество

ЧОП расширит полномочия

Минтранс продавливает идею, открывающую перед секьюрити «оперативный простор»

  
58

Министерство транспорта РФ планирует в ближайшее время внести в Государственную Думу предложение о наделении работников транспортных объектов правом досмотра пассажиров. Пока это могут делать только работники правоохранительных органов и службы безопасности аэропортов.

Напомним, тема безопасности на транспорте актуализировалась после террористического акта в московском аэропорту «Домодедово», происшедшего 24 января 2011 года. Террорист-смертник на своём теле пронёс бомбу и привёл её в действие в толпе встречающих. В результате сам смертник и ещё 35 человек погибли на месте, а более 100 получили ранения различной степени тяжести.

После трагедии тогдашний первый заместитель министра внутренних дел РФ Михаил Суходольский предложил расширить сферу действий структур безопасности на транспортных объектах. В частности, активнее привлекать различные ЧОПы, позволив им производить досмотр граждан. С таким же предложением выступил и мэр Москвы Собянин. Правозащитники и многие юристы встретили эту идею «в штыки».

Член Московской Хельсинской группы Валерий Борщёв говорит, что такое ни при каких обстоятельствах допустить нельзя: «Это грубейшее нарушение и юридических норм, и прав человека. Появится огромное коррупционное поле: работники транспорта станут вымогать у пассажиров деньги по малейшему поводу и без него. Они получат возможность и подбросить что-нибудь людям, например, наркотики, по заданию полицейских. Досмотром граждан должны заниматься только сотрудники правоохранительных органов».

Солидарна с Борщёвым член Общественной палаты Алла Гербер: «Люди останутся совершенно беззащитными перед транспортниками. Это преступная идея».

Тем не менее с завидным упорством эту идею проталкивают вновь и вновь. Почему?

— К нам постоянно приходят законопроекты о расширении прав субъектов оперативно-розыскной деятельности. Просят об этом судебные приставы, внутренние войска, ряд других силовых и околосиловых структур. Просят потому, что не видят эффективной работы правоохранительных органов. Они пытаются сами решить вопросы, которые должны решать полиция и прокуратура, — рассказывает член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Геннадий Гудков — Дело не в том, что они хотят стать спецслужбами, хотя некоторые испытывают такое желание, а в том, что обращаясь за содействием, например, в полицию, они его не получают. Выясняется, что там не хватает сотрудников, напряжённый график, не расставлены наряды…

«СП»: — Стало быть, вопрос в эффективности различных правоохранительных ведомств?

— Имеено так. В системе МВД, прокуратуре и других правоохранительных структурах задействованы более 1 миллиона человек. Если бы они работали так как нужно — не возникало бы вопросов о придаче силовых полномочий другим структурам.

Сотрудники МВД с большим удовольствием занимаются проверкой хозяйственной деятельности коммерческих организаций, чем «неблагодарной» работой по досмотрам-осмотрам. Да, они перегружены никому не нужной отчётностью, всякими «галками"-"палками», но несмотря на это, обязаны выполнять всё, возложенное на них.

«СП»: — Но сейчас транспортникам хотят предоставить возможность обыскивать пассажиров?

— Досмотр пассажиров в аэропортах проводят не полицейские, а сотрудники служб департамента безопасности аэропортов. Полицейские лишь присутствуют при этом. Но эта система действует уже несколько десятков лет. Что касается железнодорожного транспорта и предоставления, например, проводникам вагонов права досматривать пассажиров… Думаю, что наделять их такими полномочиями нельзя.

Можно ли организовать выборочный досмотр граждан на каком-нибудь крупном транспортном узле? Пожалуй, можно, но прежде необходимо до мельчайших деталей разработать эту систему, чтобы она не унижала людей.

В целом хочу отметить, что Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции не настроен на предоставление дополнительных полномочий разным структурам. Джинна, выпущенного из бутылки, очень сложно вернуть в неё.

Правда, бывают исключения. Внутренние войска просили предоставить им право осматривать место происшествия и составлять соответствующие документы в местах проведения контртеррористических операций. Там нет тех, кто может это сделать. Их просьбу удовлетворили.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин считает, что общество должно определиться, что ему важнее: безопасность на вокзалах и в аэропортах или уверенность в том, что транспортники не нарушат их права.

Бесспорно, люди должны быть спокойны в аэропортах и на вокзалах. Однако практика показывает, что нередко те, кто призван охранять порядок в этих местах, сами попадают в криминальные хроники.

В апреле 2010 года Московское УВД на железнодорожном транспорте сообщило, как семь охранников жестоко избили пассажира, который пытался без билета проникнуть на перрон к электричкам Ярославского вокзала.

В июне прошлого года на Курском вокзале столицы охранники также избили дубинками нескольких безбилетников.

Да, пострадавшие нарушали правила. Возможно, они провоцировали охрану. Но если расплата последовала столь жестокая, что будет в случае, когда полномочия ЧОПовцев еще больше раширятся?

С другой стороны, сотни тысяч жителей Подмосковья, добирающихся на работу в столицу на электричках, отлично знают, какой бардак творится в вечерних поездах. И ограбить могут, и избить. Бравых парней в униформе, как и самих стражей порядка, там что-то не видно. Неслучайно поэтому среди пассажиров электричек популярны электрошокеры. Станут ли чувствать себя пассажиры спокойнее, если секьюрити получат право «шмонать» их вещи? Очень сомнительно.

Еще прошлой весной, когда предложение Минтранса и МВД широко обсуждалось на интернет-форумах, один из участников дискуссии высказал такую мысль.

«Я думаю, кто-то из крупных ЧОшников всероссийского уровня вовремя подкинул идейку и попал в струю. Очевидно, что в случае таких поправок привлекательность ЧОП-услуг возрастет, а значит, возрастут и доходы, и возможности бизнеса по отношению к потребителям.

Мне же, например, как сотруднику правоохранительных органов, такая вольница для ЧОПовцев совсем не нравится, нам будет мешать работать появление очередных «силовиков», теперь уже частных.

Я уж не говорю о простых гражданах, коих сможет шмонать беспрепятственно целая армада ЧОПовцев и еще в разы больше сторожей, под ЧОПовцев мимикрирующих.

Еще посмотрите, что за контингент в значительной доле работает в ЧОП в провинции на графике за 8 тыс. в месяц — и картина станет весьма красивая. Надеюсь, предложение не пройдет или будет ограничено узким списком организаций, например, САБ аэропортов и ВОХР РЖД".

Фото: ИТАР-ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Федор Бирюков

Политик, общественный деятель

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня