Общество

МиГ-29 защитит небо Балтии

Русские самолеты будут осуществлять миссию НАТО

  
119

В апреле воздушное пространство стран Балтии будут охранять натовские самолеты… МиГ-29. Обычно в балтийском небе несут службу «Фантомы», «Миражи» и другие машины альянса, но с 15 апреля по 15 сентября миссию НАТО по принципу ротации начнет исполнять Польша, а у нее на вооружении как раз и стоят 32 МиГ-29. Правительство Польши приняло решение отправить на военный аэродром Зокняй под Шауляем четыре таких машины и 100 военнослужащих.

16 этих российских самолетов министерство обороны Польши намерено модернизировать. Каждому добавят натовских «прибамбасов» на три миллиона долларов — подвесят топливные баки, встроят системы лазерной и GPS навигации, установят новые бортовые компьютеры управления полетом, натовскую аппаратуру связи, многофункциональный цветной дисплей для пилота. Эти машины прослужат до 2030 года, остальные спишут в течение пяти лет. Если бы Польша отказалась от МиГ-29 и бомбардировщиков Су-22, число эскадрилий в стране сократилось бы до пяти, а по мнению военного ведомства, нужно восемь. Приоритет — перевооружение на американские истребители F-16 Fighting Falcon.

Польские пилоты на МиГ-29 придут на смену германским летчикам, которые пилотируют шесть машин F-4 Phantom. Еще раньше в воздушном пространстве Прибалтики дежурили трижды сами поляки и трижды американцы (последний раз на четырех истребителях F-15C Eagle), французы, датчане и другие.

Обычно группа воздушных «миссионеров» представляет собой примерно 100 военнослужащих — пилотов, техников, членов медперсонала и противопожарного подразделения, обслуживающих четыре-шесть самолетов. Месяц такого воздушного дежурства стоит 20 миллионов евро. До 2009 года расходы оплачивали страны-участницы патрулирования, сейчас — паритетно страны Балтии.

Бывшие советские республики — новички альянса — не располагают парком машин, пригодных для воздушного патрулирования. Поэтому с 2004 года эту миссию исполняет НАТО в Зокняй — в пяти километрах от Шауляя, на бывшем советском аэродроме.

Первые советские самолеты стали здесь базироваться 1940 году. Это были истребители И-16. После войны аэродром неоднократно модернизировали. Тут располагались части фронтовой и дальней авиации. Отсюда стали взлетать Ту-126 — первые советские «АВАКСы», самолеты дальнего радиолокационного обнаружения.

Аэродром был крупнейшим в СССР. Он принимал все виды советской авиатехники с посадочным весом до 200 тонн. Тогда у него были две бетонные взлетно-посадочные полосы, одна длиной 3500 метров и шириной 80 метров, другая — 3315 метров и 32 метра соответственно. Перед распадом СССР аэродром реконструировали для посадки советского космического челнока «Буран». После ухода российской армии из Литвы аэродром в Зокняй был передан литовским ВВС.

К патрулированию прибалтийского неба НАТО приступило сразу после завершения в Вашингтоне церемонии вручения на хранение новыми членами альянса ратификационных грамот о присоединении к североатлантическому альянсу. Первыми в Зокняй сели четыре истребителя F-16 ВВС Бельгии. Тогдашний министр обороны Литвы, бывший работник ЦК комсомола республики Линас Линкявичюс заявил: «Процесс интеграции в альянс закончен. Как и было обещано, все произошло вовремя. Литву уже прикрывает щит НАТО».

Воздушную миссию предполагалось уже завершить, но в прошлом году приняли решение о продлении ее до конца 2014-го. Однако Литва, Латвия и Эстония добиваются продления миссии хотя бы до 2018 года, а в целом хотели бы придать ей статус постоянной.

Военный Комитет НАТО также предлагает не ограничивать мандат миссии воздушной полиции в Балтии 2018 годом. Министр обороны Литвы Раса Юкнявичене стремится получить вечные гарантии охраны прибалтийского неба и обещает: «Мы обязались значительно повысить размер помощи как принимающая страна, развивать свою воздушную базу, чтобы она была привлекательной, а прилетевшие партнеры могли бы тренироваться в соответствующих условиях». Литву поддерживает и Латвия.

Российские военные эксперты обращают внимание СМИ: миссия по патрулированию воздушного пространства стран Балтии, решавшая задачи «воздушной полиции» по пресечению попыток нарушения воздушного пространства, становится военной. С 2004 года боевые самолеты США и Польши дежурили в Зокняй по три раза, обкатав десятки пилотов на возможном театре военных действий.

НАТО стало проводить в балтийском небе регулярные военные учения, в ходе которых отрабатываются учебно-боевые задачи в рамках воздушных операций в небе всей Центральной, Восточной и Северной Европы. Альянс уже провел семь таких учений. Операции по перехвату «противника», посадке и другие процедуры осуществляются по указаниям Центра контроля и управления «Гэлакси», расположенном в литовском местечке Кармелава под Каунасом. Когда-то здесь располагалась советская ракетная база.

О характере учений говорит, например, такой факт. С 20 по 22 июля 2010 года НАТО и персонал Школы воздушных и наземных операций Воздушных сил США в Европе провел на базе ВВС Латвии в Адажи подготовку авианаводчиков вооруженных сил стран Балтии.

Пока машины альянса поднимаются в небо по мелким поводам. Скажем, однажды французский истребитель Mirage взлетел для задержания трех неопознанных легких самолетов в воздушном пространстве Латвии. Француз заставил самолеты сесть в Адажи. Оказалось, пилотировали машины гражданские лица — немцы, летевшие без соблюдения плана полета.

Серьезнее натовцы относятся к российским самолетам. Российские машины не нарушают границ стран Балтии, пролетают над нейтральными водами, однако с аэродрома Зокняй в воздух всегда поднимаются самолеты НАТО для сопровождения. Министр обороны Латвии Артис Пабрикс с определенной тревогой говорит о возобновлении полетов российских стратегических бомбардировщиков: «Такого не было со времен окончания «холодной войны». «Это недвусмысленный политический сигнал странам — членам НАТО, демонстрация силы», — считает министр.

А когда 17 февраля над Балтийским морем пролетел российский сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М, в небо не только поднялись натовские самолеты, но и прозвучали политические обвинения. Пабрикс заметил: у россиян проходили учения, но сказал при этом: «Если мы не получим точного объяснения целей и задач учений, у жителей Латвии может сложиться представление, что стратегические учения России и референдум в Латвии взаимосвязаны (речь о латвийском референдуме 18 февраля, на котором обсуждался вопрос о придании русскому языку статуса второго государственного — ред)».

Между тем, о целях и задачах учений было прекрасно известно из сообщений РИА Новости. Агентство еще 15 февраля рассказало, что в Западном военном округе началась активная фаза летно-тактических учений, в которых участвуют истребители, бомбардировщики, а также вертолеты армейской авиации. Отрабатывалось нанесение огневых и бомбовых ударов по объектам условного противника, прикрытие государственной границы и перехваты нарушителей воздушного пространства РФ.

Был в небе над Балтией лишь один неприятный случайный инцидент, связанный с патрулированием НАТО — столкновение в августе прошлого года французского истребителя Mirage 2000 с учебно-боевым самолетом ВВС Литвы L-39 «Альбатрос» (учебно-тренировочная машина чешского производства). Литовский самолет упал в болото, пилоты катапультировались. Французский с поврежденным стабилизатором сел в Зокняй. Командующий литовской армией генерал-лейтенант Арвидас Поцюс сообщил, что у Литвы было два «Альбатроса», теперь остался один.

Рига

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Александр Асафов

Независимый политический аналитик

Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня