Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
25 апреля 2012 19:35

Граждан зовут к оружию

Бессилие полиции перед криминалом вынуждает общество подумывать о самообороне

26

На фоне громких скандалов, сотрясающих все уровни ведомства Рашида Нургалиева, образ человека в полицейской форме как защитника закона как-то окончательно померк в обществе. Переименование милиции в полицию не отразилось на правилах поведения многих «правоохранителей»: они продолжают лихачить на дорогах, брать взятки, «крышевать» бизнес, истязать задержанных — короче, демонстрируют всем нам, кто в доме хозяин.

Люди уже не надеются, что в нужный момент «дяди Степы» придут на помощь. Власть, видимо, это тоже стала понимать. Иначе, как объяснить почти одновременное появление двух неожиданных инициатив сверху, смысл которых один: давайте защищаться самостоятельно!

Первый вице-спикер Совета Федерации РФ Александр Торшин, например, высказался за организацию «национального оружейного союза», члены которого помогали бы правоохранительным органам обеспечивать безопасность «не только своей семьи и соседей, но и России в целом». В свою очередь уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Михаил Козьминых озвучил идею создания альтернативного органа правопорядка — муниципальной милиции. Замысел, кстати, не новый. Еще в 2003 году в МВД планировалось создать муниципальную милицию параллельно с федеральной полицией. Однако тогда реформирование не состоялось. Потом похожая идея всплыла в июне 2011 года: в самый разгар последних преобразований ведомства появилась информация о возможном создании в стране нового органа — муниципальной милиции, представляющей собой объединение граждан для охраны общественного порядка.

Осенью 2011 года в Госдуму даже был внесен законопроект, предоставляющий органам местного самоуправления право создавать свою милицию. Правда, больше о нем ничего не сообщалось. На сегодняшний день муниципальная милиция, насколько известно, функционирует наряду с федеральной полицией только в одном российском городе — Ижевске.

Впрочем, за образец Козьминых взял, скорее, институт североамериканского шерифства.

— Чего таить: все мы смотрим американские фильмы. Вышел эдакий крепкий парень, навел порядок, защитил кого-то, ему все доверяют. И у нас тоже должны быть такие люди, отвечающие за порядок в своем населенном пункте, — рассказал «СП» омбудсмен.

«СП»: — Почему вдруг возникла такая идея? Штатные сотрудники правоохранительных органов уже не справляются?

— Не знаю, как для всей России, но для Ленинградской области это актуально. У нас катастрофически не хватает участковых уполномоченных. Зачастую один такой сотрудник работает сразу на два-четыре населенных пункта. Разве он может знать всех людей там? Да у него просто нет на это времени… Поэтому мы предлагаем, чтобы контроль за правопорядком осуществляли люди, которых само население знает и которым может доверять.

«СП»: — То есть это такие местные авторитеты?

— В хорошем смысле. Это, можно так сказать, лидеры общественного мнения, совестливые люди, которым на выборной основе могут доверить полномочия по охране порядка в данном населенном пункте. Конечно, у такого «шерифа» будет два-три помощника-профессионала с юридическим образованием, может быть и с опытом работы в правоохранительных структурах. Но, разумеется, будут брать не всех подряд. В настоящий момент мы все эти вопросы прорабатываем. И недели через три-четыре собираемся выйти уже с какой-то оформленной письменно инициативой на наше Законодательное собрание. А потом уже — на уполномоченного по правам человека в России. Будем предлагать, по крайней мере, провести сначала такой эксперимент, где есть нужда в участковых. Например, в Выборгском районе. Надеюсь, что в течение месяца наша инициатива обретет форму какого-то документа, потому что придется вносить изменения в местный бюджет, чтобы найти средства для финансирования.

«СП»: — Значит «шерифы» будут получать зарплату не от МВД, а от местных органов власти?

— Они будут работать по контракту, с муниципалитетом. И здесь важно понимать возможности бюджетов. К сожалению, не все муниципальные образования могут себе позволить ни то чтобы отремонтировать дороги — на проживание не хватает. А если исходить из уровня зарплаты полицейских и платить каждому сотруднику общественной милиции чуть меньше — скажем, тысяч тридцать — это уже на троих в год миллион получается. Деньги для многих муниципалитетов неподъемные. Поэтому мы будем приглашать к разговору и местные власти, и правительство области. И уж, коль власти не могут обеспечить нормальных участковых на селе, пусть отдадут их функции муниципальной милиции. Если нас поддержат, местные власти для этих целей смогут брать субсидии невозвратные.

«СП»: — И какие же функции вы доверите «муниципалам»?

— Для тех, кто живет в этих поселках, не секрет, кто пьет горькую, кто употребляет наркотики, кто их распространяет и т. д. Да и внутрисемейные конфликты между мужем и женой, которые составляют львиную долю всех конфликтов, муниципальному милиционеру, которого все знают и ему доверяют, будет уладить легче. Что называется, он сможет решать проблему на уровне квартиры. Но поскольку нынешний закон о полиции не будет регламентировать деятельность этих структур, по ним, наверное, нужен отдельный закон. В любом случае надо будет вносить какие-то изменения в законодательство, связанные с взаимодействием муниципальной милиции и самой полиции.

«СП»: — Трений здесь никаких возникнуть не должно, вы считаете?

— В принципе, они будут выполнять одну и ту же роль. Но тяжкие преступления и следствие останется в компетенции полиции. А вот оперативные действия, я думаю, вполне могут осуществлять «муниципалы». Они, наверное, вправе будут задерживать, применять оружие.

«СП»: Михаил Юрьевич, вы, наверное, знаете историю Кущевки. Там тоже вот крепкие парни подмяли под себя и полицию, и власть, и жителей? Сценарий не повторится?

— Мне все же кажется, что Кущевка — это не система. Она не распространяется на всю Россию. Более того, у нас есть другие примеры: когда население самоорганизовывается и дает отпор бандитам. Что, в общем-то, говорит о том, что общество у нас может сплотиться и принять взрослое решение о своей защите. А потом, можно же при утверждении кандидатуры так называемого «шерифа» придумать какие-то фильтры.

«СП»: — А кто будет контролировать эти структуры правопорядка?

— Раз они напрямую будут подчиняться муниципальным органам, эти же органы будут осуществлять и контроль. Скажем, это могут быть одновременно муниципальное собрание депутатов и глава муниципального образования.

Вице-спикер Александр Трошин, между тем, предлагает объединиться гражданам, имеющим оружие. Таковых в стране, по его данным, около 14 млн человек. Все они, как считает сенатор, должны мобилизоваться, поскольку преступный мир «идет на нас вооруженным до зубов».

«Достаточно вспомнить недавний случай в Туле, когда на семью напали четыре бандита с оружием. И я считаю, что если бы у хозяина дома было бы оружие, то маловероятно, что бандиты туда бы сунулись», — аргументирует свое предложение Торшин.

Владельцы оружия, по его словам, при вступлении в «оружейный союз», будут нести ответственность, в том числе и за использование и хранение оружия.

При этом вице-спикер считает обязательным — в случае если «российский национальный оружейный союз» будет создан, — чтобы его члены имели юридическую защиту, а также обязательно были застрахованы.

По мнению Торшина, союз можно создать по аналогии с Национальной стрелковой ассоциацией США: «Деятельность этой ассоциации базируется на статье Конституции США, где говорится о защите личных и имущественных прав граждан, и прежде всего, права на самооборону». Утверждения по поводу того, что «нам только дай оружие, мы все тут друг друга сразу перестреляем», сенатор считает несостоятельными.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня