Общество

В «Перекрестке» работают до смерти

Только за две недели из-за тяжелых условий труда разбились три водителя компании

  
172

Руководство автотранспортных предприятий северо-западного филиала торгового дома «Перекресток» в Санкт-Петербурге объявило войну своим работникам, создавшим недавно профсоюзную ячейку. Вступивших в нее водителей теперь почти ежедневно вызывают к начальнику колонны и уговаривают «по-хорошему» выйти из профсоюза. «Непокорным» обещают резкое снижение заработков и ухудшение условий труда.

Водители, в свою очередь, говорят, что условия работы у них и так рабские, и обещают начать забастовку, если руководство не переменит отношения к людям.

Председатель профкома Игорь Трифонов рассказал «СП», что ячейка Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА) была создана в питерском «Перекрестке» в начале апреля. Объединению предшествовала целая череда трагических происшествий: всего за 10 дней произошло три автокатастрофы, в результате которых два водителя «Перекрестка» — Станислав Исаков и Александр Ткачев — погибли, один — Алексей Фролов — попал в реанимацию.

Коллеги напрямую связывают эти трагедии с неофициально принятой в компании системой переработок, при которой водители лишены возможности нормально отдыхать.

«Стас работал шесть суток подряд — зарабатывал на свадьбу, которая как раз должна была быть в апреле. Но за неделю до свадьбы его фура врезалась в бензовоз на Московском шоссе. От усталости он просто уснул за рулем, — вспоминает Трифонов. —  А невеста его ждет ребенка…».

«СП»: — Но ведь есть же трудовые нормы для водителей…

— Да, рабочий день не более десяти с половиной часов и два часа еще должно быть на отдых. Но ничего не соблюдается. Особенно когда идешь в дальние рейсы. Иногда по 14−16 часов безвылазно сидишь за рублем — иначе в график не уложишься. Никаких командировочных при этом не платят, потому что командировки руководство не оформляет, их просто нет. Чтобы людям как-то заработать — у всех ведь семьи — приходится часто работать сутками. Съездишь в рейс, потом поспишь часа два-три за воротами в машине, снова едешь — на другую точку. Из-за этих бешеных графиков два человека уже погибли, один сейчас в больнице. А руководство такие переработки поощряет, точнее, принуждает к ним.

«СП»: — А семьям погибших руководство помогло?

— Да, собрали, кажется, три тысячи Стасу. Все, что они пытались сделать неофициально, это нам не ведомо. Мы же, водители и профсоюз, собрали 75 тысяч и с похоронами помогли. Семьи Ткачева и Фролова тоже не оставили без помощи.

«СП»: — Игорь, профсоюз ваш совсем молодой, а его уже «прессингуют». Чем вы так не угодили начальству?

— Скорей всего, атака против нас связана с внутренней политикой руководства. Не самой компании, как мы подозреваем, а филиала. А точнее, за этим стоят руководители управления транспорта и начальники автоколонн. Это они диктуют правила, это с их ведома сложилась система диких переработок. Зачем им профсоюз?

«СП»: — И как они с вами борются?

— Водителей по одному вызывают в кабинет начальства и там начальники колонн их психологически обрабатывают. Самых ретивых запугивают увольнением. А так говорят, что снимут с машин, расформируют экипажи, переведут на маршрут, где ничего не заработаешь, отпуск перенесут… Ну, самые разные «методы убеждения» в ход идут. «Прессуют», понятно, только членов профсоюза. И надо сказать, некоторые поддаются: у нас было 220 человек, сейчас осталось 180. Идет снижение численности, потому что люди боятся.

«СП»: — А те, кто не боится?

— Это настоящие бойцы. Они готовы идти до конца. Как крайняя мера, может быть забастовка. А пока мы подготовили письма в прокуратуру, а также в транспортную и трудовую инспекции. В качестве доказательств приложили копии путевых листов, аудиозаписи с угрозами руководства, а также несколько письменных распоряжений начальства по удушению нашего профсоюза, которые совершенно случайно нами были перехвачены.

Документы, оказавшиеся в распоряжении водителей, действительно, могут вызвать интерес у представителей надзорного ведомства. Они представляют собой распечатку внутренней переписки директора транспортного управления торгового дома Владимира Печинина с начальником службы безопасности другими менеджерами компании. В ней говорится о «противодействии» профсоюзу и «немедленном увольнении» активистов.

Снимок одного из этих писем, датированного 3 апреля, опубликован на официальном сайте МПРА.

В нем, в частности, сказано: «Активисты» по привлечению сотрудников к вступлению в профсоюз не спят… Надо сообща продумать противодействие".

В другом письме, направленном Печининым вышестоящему руководству, эти меры прописаны более конкретно:

«Выявлено продолжение агитации сотрудников по привлечению вступления в профсоюз. Активисты выявлены. Работаем по немедленному увольнению».

Третье письмо от 19 апреля сообщает о приезде активистов московского профсоюза водителей. Дается распоряжение усилить пропускной режим и «исключить проникновение» профсоюзных деятелей на территорию «Перекрестка».

В МПРА эти действия расценивают как неприкрытую дискриминацию и шантаж. Но водители будут продолжать добиваться объективного расследования всех несчастных случаев и улучшения условий труда. В числе других требований коллектива, по словам Игоря Трифонова, прозрачность начисления и индексация заработной платы, включение премии в оклад, а также оплата переработок в полуторном и двойном размере.

«СП» попыталась узнать мнение и второй стороны конфликта — начальника управления транспорта Владимира Печинина. Однако он отказался что-либо комментировать и предложил обратиться в центральный офис X5 Retail Group («Перекресток» входит в состав этой ритейлерской компании — прим. «СП»), мол, там «есть пресс-служба».

Увы, в пресс-центре нам так никто и не ответил, зато приятный голос по телефону долго заверял, что наш звонок для них «очень важен».

Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Астапкович

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Владислав Белов

Заместитель директора Института Европы РАН, руководитель Центра германских исследований ИЕ РАН

Александр Скиперских

Профессор НИУ ВШЭ в Перми

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Ефим Фикс
Ефим Фикс

Совершенно естественно, что «Свободная пресса» много внимания уделяет российско-украинским отношениям. Тема больная, и эти отношения выстраиваются плохо. Нынешнее украинское руководство совершенно безответственно по отношению к истории и судьбе двух народов. Вы же видите, что они творят. Устроили нам водную и транспортную блокаду, попытались устроить продовольственную. Как настоящие террористы, взорвали ЛЭП и обрушили на полуостров жестокий энергетический блэкаут.

Когда просматриваешь украинские медиа — там патологическая злоба по отношению к нам. Не просто грязная ругань, а что-то запредельное. Как поступать «Свободной прессе»? Отвечать той же монетой? Ответ прост — сообщайте правду. Знаете, сейчас Крым принимает очень много иностранных делегаций: ФРГ, Норвегию, Италию, французов, были даже США. Мы говорим — не надо нас хвалить. Не надо рассказывать о своих восторгах. Напишите у себя, что вы реально увидели. Как крымчане живут и работают, как хотят быть счастливым. Думаю, это лучший ответ на бандеровскую злобу.

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня