Когда в земле что-то есть, металлоискатель издает характерный звук «Пик-пик-пи». Потому и зовут в Крыму охотников за сокровищами «пикальщики». Добыча их разная, а самая простейшая и распространенная охота — на пляжах межсезонья.
Летом распаренные курортники ныряют в море, и вода буквально слизывает кольца, браслеты, цепочки. Сначала волна уносит золото на глубину. Но большие зимние шторма выкидывают «ювелирку» обратно вместе с песком и галькой. Море еще серое, холодное, а пляжи уже шерстят неразговорчивые личности с металлоискателями и саперными лопатками. Тоненько пищит сигнал, быстрый взмах лопаткой и из песка в карман скользит очередная золотая змейка.
Здесь никто не согласится на интервью и, тем более, не хвастает уловом. Лишь давнее знакомство с симферопольским «пикальщиком» Андреем помогло собкору «СП» узнать подробности промысла.
Побережье негласно разделено на «зоны». В конце маршрута ждут скупщики, причем платят нормально, по средней цене лома. Естественно, никаких налогов. Если сдаешь «рыжье» им — будешь в безопасности и от бандитов, и от ментов. Если нет — в море легко потеряться…
Андрей «ходит» от Евпатории до севастопольской Качи. Прежде ездил в супер-доходную Алушту, но оттуда выставили конкуренты. Парень не горюет — страшный февральский шторм компенсировал убытки. С тех пор нашел и сдал 1.380 кг золотых и серебряных изделий. Достаточно, чтобы не работать, относительно безбедно существовать и даже взять новенькую «Нексию». Однако уверяет, что настоящий фарт еще впереди. Якобы, есть люди, добывшие с осени по нынешнюю весну до полутора килограммов одних только золотых цацек…
Пляжные «пикальщики» — по большому счету, самая безобидная команда. Во всяком случае, не творят такого беспредела, как «черные копатели». Только с начала этого года на полуострове дочиста разграбили семь известных памятников археологии.
Невероятно, но благодатная крымская земля имеет то же свойство, что и море. Она словно выдавливает спрятанное внутри, только процесс этот может длиться веками.
Тысячи мужиков с металлоискателями бродят сейчас по керченским степям, предгорьям Бахчисарая и перевалам Ай-Петри, выискивая античные и средневековые артефакты. Самая обычная находка — бронзовые наконечники скифских стрел, их средняя цена около 5 евро. Наконечниками любят обвешивать свои куртки-косухи богатые крымские байкеры.
Античная застежка-фибула уже потянет на 100 евро. Скифский меч в 2,5−3 раза дороже. За пятикопеечную российскую монету времен Екатерины Великой скупщики дадут в лучшем случае 20 евро, но тут расчет на лоха. На аукционе в Москве именно такая пятикопеечная медная монета 1787 года при старте в 1 млн рублей ушла с молотка за 2 миллиона…
Все это медь-бронза. Например, полгода назад житель Керчи пытался вывезти через харьковскую таможню в Россию золотую гривну древнего Боспорского царства. Чистый вес украшения ровно килограмм, но его реальная историческая ценность гораздо дороже золота.
Нынешней весной «пикальщики-копатели» Тавриды бросились на поиск сокровищ с необыкновенно бешеной, просто таки пугающей активностью. Их подстегнула сенсационная информация о баснословно дорогом крымском лоте, проданном на нумизматическом аукционе в Нью-Йорке.
В начале года там ушла с молотка одна древнегреческая золотая монета из древнего Пантикапея — все той же Керчи. Цена лота составила 3 миллиона 250 тысяч долларов! Золотой стартер Пантикапея с изображением головы Сатира датируется IV веком до нашей эры. А сколько таких монет еще лежат под выжженными солнцем камнями?..
Только за три последних месяца банды «черных» археологов фактически разгромили охранную зону могильников знаменитого пещерного города Бакла и могильник в черте Ялты. Особо пострадал бахчисарайский регион — взрыта заповедная территория близ села Скалистого, восточный склон Мангупа, гора Кызык-Кулак-Каю у села Красный Мак и пещерный город Эски-Кермен.
— Мы столкнулись с настоящей эпидемией! — говорит начальник Управления по инспектированию, архитектуре и реставрации Крыма Вячеслав Зарубин. — В поселке Ореанда стали разбирать по камням разрушенный памятник археологии — средневековый храм. В районе Баклы вообще копают на грунтовых дорогах, а в симферопольском пригороде Левадки лес перерыт так, будто там поработали гигантские кроты. И на Мангупе то же самое…
Материалы по «черным копателям» вроде бы передают в милицию. Однако правоохранители реагируют весьма своеобразно. Крым откровенно грабят, но за последние месяцы не было возбуждено ни одного уголовного дела.
Прошлым летом вообще произошел трагикомический случай. Вместо того, чтобы пресекать грабительскую деятельность, милиционеры составили админпротокол… на сотрудника Мангупской государственной археологической экспедиции, ныне директора Бахчисарайского заповедника Валерия Науменко. В итоге ученый через суд оплачивал штрафные санкции — за то, что в законном порядке устанавливал палатки для экспедиции, которая пыталась остановить разгул «черных археологов».
Ровно месяц назад сам Виктор Янукович пообещал обеспечивать надлежащую защиту памятников истории и культуры. Подпевая президенту, крымские чиновники заговорили о совместных рейдах с сотрудниками МВД и СБУ. Более того, настаивают на создании спецподразделения по борьбе с незаконными археологическими раскопками. В Республиканском комитете по охране культурного наследия планируют открыть круглосуточную «горячую линию», по которой можно будет пожаловаться на нарушения закона. А еще задумали создать единую базу GPS-координат объектов археологического наследия, чтобы постоянно наблюдать за ними со спутника.
В общем, планов громадье. Увы, картину подпортил последний дикий инцидент. В канун Дня победы под Симферополем гробокопатели осквернили расстрельный ров Великой Отечественной.
Здесь в декабре 1941-го фашисты убили 12 тысяч мирных жителей, главным образом евреев. А сейчас неизвестные буквально распотрошили братскую могилу жертв Холокоста на 10-м километре трассы Симферополь-Феодосия. На поверхности лежали человеческие кости и фрагменты черепов с вырванными зубами.
Как известно, немцы расстреливали спешно и зубов не рвали. Это уже нынешняя забава. Разрушение массового захоронения обнаружили члены Еврейского благотворительного фонда «Хесед Шимон».
— Пробит бетон ровно по периметру монумента, сверху досками все прикрыто. Явно, что копают не месяц и не два. Ищут золото и бриллианты, — сообщила руководитель Еврейского благотворительного фонда «Хесед Шимона» Виктория Плоткина. — При осмотре была обнаружена замаскированная шахта глубиной около трех метров с разветвленной сетью горизонтальных штреков высотой около метра. Там же были бутылки от воды, перчатки, лопаты.
Члены фонда написали заявления в милицию и прокуратуру. Прошло две недели, реакции никакой.
…10-й километр Феодосийского шоссе один раз уже грабили. В мае 1986 года поэт Андрей Вознесенский закончил поэму «Ров», в которой выступил против вопиющего издевательства над памятью тысяч мирных жителей Крыма.
Советско-партийная номенклатура всеми силами пыталась замять позорный факт осквернения могил. Однако в далеких 80-х преступников все же нашли, и уголовное дело № 1586 завершилось справедливым приговором.
Фото автора