Государственная полиция Латвии начала уголовный процесс в связи с осквернением могил на старом Саласпилсском гарнизонном кладбище. Только вот какая ситуация: известный латвийский историк и журналист, автор документального фильма «Саласпилсский шталаг» Игорь Гусев сообщил, что вандалы осквернили захоронения узников фашистского концлагеря, а представитель госполиции Том Сажовскис уверяет, будто речь идет о захоронениях XIX века — могилах солдат местного гарнизона Российской империи — 29-й пехотной дивизии. Но судя по признакам акта вандализма, главной целью преступников было надругательство именно над памятью узников. Гитлеровцы прятали тела своих жертв среди солдатских захоронений времен Российской империи.
Акт вандализма не становится менее мерзким, если даже был бы прав Том Сажовскис. Надругательство над могилами — гнусное преступление. Но в канун Дня Победы над фашизмом осквернение могил узников фашистского концлагеря — акт особый циничности, к тому же совершенный в ситуации открытой поддержки властями эсэсовцев из Латышского легиона СС, которых здесь считают борцами за свободу. Даже президент Латвии Андрис Берзиньш заявляет, что считать преступниками бывших эсэсовцев — «это за рамками здравого смысла, вместо этого перед ними надо склонить голову», и призвал в канун Дня победы примириться солдат, воевавших по разные стороны фронта, «всех военных ветеранов Латвии собраться на общем памятном мероприятии и вместе вспомнить всех жертв нацизма и коммунизма во Второй мировой войне» на Рижском Братском кладбище, где, по его словам, «покоятся солдаты, сражавшиеся на разных фронтах и в разных войнах». «Свободная пресса» на днях выразила сомнение по поводу возможности такого примирения («Обняться с эсэсовцем», 3 мая), и это сомнение подтвердили своими действиями неизвестные преступники.
Возможно, представитель госполиции лукавил, желая отвлечь внимание общественности от идеологической направленности их действий. Ведь если они надругались над захоронениями царских солдат, то это вандалы, а если над могилами жертв фашистов, то к тому же они еще и неонацисты. На самом деле все понятно. С 2007 года силами общественности здесь приводят в порядок захоронения узников Саласпилсского лагеря. Проходят субботники, организованные Игорем Гусевым и поисково-исследовательским обществом «eXplorers». Историк вместе с коллегой, активистом Рижского краеведческого общества «Riga CV», автором сборника документальных свидетельств о злодеяниях нацистов и их пособников Владом Боговым рассказывали участникам субботников об истории кладбища, показывали архивные материалы.
Эти данные говорят, что в годы минувшей войны нацисты скрывали на территории старого Саласпилсского гарнизонного кладбища тела своих жертв. В декабре 1944 года здесь работала судебно-медицинская комиссия. Была обследована лишь одна пятая часть территории, и страшные находки поражают: найдены многочисленные останки взрослых — от 15 до 30 человек в одной могиле, и детей. Здесь были захоронены тела 632 малышей в возрасте от 5 до 9 лет. Весной 2009 года по благословению Митрополита Рижского и всея Латвии Александра останки жертв фашистского концлагеря были преданы земле.
Так что уж кто-кто, а Гусев точно знает, над чьей памятью надругались вандалы. «Православный крест с надписью „Светлая память мученикам Саласпилса“ был выдернут из могильной насыпи и разломан на части, — рассказал историк журналистам портала delfi. — Его разбивали о старинное солдатское надгробие с такой неистовой яростью, что камень треснул, и от него откололось несколько кусков. Могила, где были перезахоронены останки нескольких погибших, топталась ногами, цветы вырваны, вазы и стеклянные подсвечники разбиты. Повален на землю могильный камень начала XX века, невдалеке валяется специально притащенная из ближней мусорной кучи автомобильная покрышка. Особо глумились над руинами православной часовни. Ее стены пытались крушить, нанося удары крестом, стоявшим внутри. Некоторые камни выбиты из стен, на самом кресте остались следы ударов и надломы. Растерзаны и изломаны траурные венки, недавно возлагавшиеся здесь представителями российского и белорусского посольств. Лента государственного флага России изорвана и осквернена. Также вдребезги разбиты стеклянные сосуды для свечей и вазы».
Министр обороны Латвии Артис Пабрикс выступил с осуждением акта вандализма. «Проявить уважение к павшим — это нечто очевидное для любого уважающего себя человека. Я возмущен, что некоторые члены нашего общества способны на столь варварские поступки и демонстрируют полное отсутствие общечеловеческих ценностей», — заявил он и выразил уверенность, что виновные будут найдены и наказаны. Министр лукав. Он осуждает то, что невозможно не осудить, но с уважением относится к легионерам СС и выражает недовольство тем, что этим старикам во время их шествий мешают радикалы и экстремисты. А как известно, против этих акций бывших эсэсовцев активно выступают антифашисты и «охотники за нацистами» из израильского центра Симона Визенталя.
Такое отношение властей Латвии к прошлому словно поощряет вандалов. Даже на уровне государства есть попытки «замылить» реальную историю минувшей войны либо вовсе переписать ее. «Свободная пресса» рассказывала о том, как создателей выставки «Угнанное детство: судьбы детей, угнанных на территорию Латвии, 1943−1944 гг.» — директора фонда «Историческая память» Александра Дюкова и руководителя исследовательских программ того же фонда Владимира Симиндея — МИД Латвии включил в список лиц, которым запрещен въезд в Латвию, а также в страны Шенгенской зоны. «Решение МИД ЛР свидетельствует об укреплении тоталитарной идеологии в деятельности Латвийского государства, — говорилось в открытом письме, полписанном Владом Боговым, Игорем Гусевым и Виктором Гущиным, составителем сборника документов «Преступления нацистов и их пособников в Прибалтике (Латвия), 1941 — 1945».
Судя по всему, власти Латвии не просто не хотят знать свою историю, касающуюся сотрудничества с нацистами. В канун 60-й годовщины Великой Победы над фашизмом в Риге была выпущена книга под патронажем президента Вайры Вике-Фрейберги «История Латвии. ХХ век». В ней концлагерь Салапилс поименовали… «воспитательно-трудовым». А ведь у детей в этом лагере выкачивали кровь для спасения раненых германских солдат, и страшная братская могила на старом гарнизонном кладбище напомнила об этом.
Напомнили и неонацисты, хотя они пытались выкорчевать эту память.
Рига