На очередной акции в защиту «узников Болотной», которая прошла 2 августа у здания Следственного комитета РФ в Техническом переулке, лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов заявил о готовности заключить со следствием неожиданную сделку. Он попросил взять под стражу его самого в обмен на освобождение всех тринадцати человек, арестованных на сегодняшний день по делу о беспорядках 6-го мая в центре Москвы.
Чем мотивирован такой шаг, Сергей Удальцов рассказал «СП»:
— Ситуация развивается негативным образом, продолжаются аресты, людей сидит все больше. Я невиновен. Но чувствую ответственность и готов пострадать за других невиновных, брошенных за решетку. По-моему, с моральной точки зрения — это оправданный шаг. И поэтому я сделал такое предложение. Не знаю, как будет реагировать следствие, в законе, конечно, нет таких норм, чтобы кто-то за кого-то сидел. Но это может быть негласное какое-то соглашение. Я считаю: это было бы правильно. Потому что нас сейчас постоянно обвиняют в том, что мы бросили людей на произвол судьбы. Хотя это не так: мы об их судьбе беспокоимся, помогаем с адвокатами, с передачами, акции поддержки проводим. Но я пришел к выводу, что надо идти на более решительные шаги. Я действительно готов, если ребят отпустят, до суда быть на их месте. В данном случае это было бы справедливо, потому что, как ни как, мы были организаторами этой акции. Дальше была провокация власти, нашей вины нет. Но раз власть теперь действует так цинично, значит, тех, кого мы пригласили быть с нами тогда, надо вывести из-под удара, насколько возможно.
«СП»: — Встреча с родственниками ребят сыграла здесь какую-то роль?
— Нет. Встреча с родственниками проходила очень конструктивно. Мы просто обсуждали, как усилить кампанию в поддержку ребят. А вот это решение… ну, просто у меня вызрело, я понял, что надо уже как-то действовать самому.
«СП»: — С юристами или адвокатами вы консультировались? Существует правовая возможность осуществить то, о чем вы заявили?
— Я прекрасно знаю закон и мне не нужно для этого ни с кем консультироваться. Как я уже сказал: в законе напрямую таких норм нет. Но это может быть как сделка со следствием, негласная договоренность. Я это и предлагаю. Если власти готовы благородно себя вести — освободить тринадцать ребят — пусть за них один человек сидит. Это будет более правильно и справедливо. Посмотрим теперь на их реакцию.
«СП»: — Как вы собираетесь оформить свою «сдачу»?
— Сейчас я просто в другом городе. Но в понедельник направлю официальное письмо Бастрыкину, пусть рассматривает. В любом случае, я уверен: такое предложение надо было сделать, тем более, что все равно мы все ходим под угрозой ареста. Что сидеть тихо и ждать?
«СП»: — Сергей, не опасаетесь, что может произойти так, что и вас задержат, и остальных не выпустят? Что тогда?
— Тогда все будет зависеть от активности граждан. Выйдут в нашу защиту, может, тогда мы эту репрессивную машину сломаем. Не выйдут — значит, пока нам придется сидеть. Понимаете, риск присутствует всегда. Мы не в игры играем.
«СП»: — А вам не кажется, что вы лишь упрощаете задачу следствию? Возможно, они ведь только рады будут арестовать вас.
— Они это могут сделать в любой момент, даже без моего заявления. Тут никаких иллюзий быть не должно. А мы показываем, что готовы вывести людей из-под удара.
«СП»: — Родные и соратники как отнеслись к вашей идее?
— Думаю, что они отнеслись правильно. Это моя позиция, мое решение, но я уверен, что и они с пониманием отнесутся.
«СП»: — Вы сказали, что находитесь не в Москве. Можно узнать: где вы сейчас?
— В Новосибирске.
«СП»: — С какой целью?
— Я здесь по приглашению организаторов лагеря оппозиции. Илья Пономарев, в частности, пригласил. Мы общаемся с местными активистами и простыми гражданами. Обсуждает планы осенних кампаний, тот же «Марш миллионов». Это очень важно, потому что осенью на улицу должна выйти не только Москва, но и другие города России. Тогда наша кампания будет сильнее и эффективнее. И над этим мы сейчас работаем…
«СП»: — Что вы скажете, кстати, о заявлениях отдельных представителей «Справедливой России» и КПРФ не участвовать в сентябрьском «Марше миллионов»?
— На самом деле КПРФ и «Справедливая Россия» в полном объеме никогда не участвовали в маршах и их подготовке. Наоборот, на этот раз я их призывал полностью включиться - чтобы не только рядовые члены пришли, чтобы руководство поучаствовало. В любом случае: еще не вечер. Что касается тех заявлений, которые прозвучали, я не думаю, что это решения каких-то официальных органов. Мы будем все равно бороться, чтобы и парламентские партии в этот процесс входили. Это очень важно, и я пока далек от каких-то окончательных выводов.
Что думают по поводу инициативы Удальцова в Следственном комитете РФ, узнать не удалось: Управление взаимодействия со СМИ для комментариев оказалось недоступно.
Между тем, знатоки права, говорят, что обмен, предложенный лидером «Левого фронта», вряд ли возможен.
«У нас вот так просто по собственному желанию сесть в тюрьму за другого человека нельзя, — пояснил „СП“ адвокат Павел Зайцев (в прошлом следователь по особо важным делам Следственного комитета при МВД). — Что касается данной ситуации: задерживать или арестовывать Сергея (даже если он сам этого хочет) никто полномочий иметь не будет. Это возможно лишь в том случае, если окажется, что то, в чем обвиняются эти пятнадцать человек, совершил именно он один, а они вообще не причастны. Но следствие, безусловно, должно это доказать. Ведь сегодня человек может говорить одно, а в суде возьмет и откажется от своих слов».
Фото Дмитрий Лекай/Коммерсантъ