В частности, генерал-майор Марат Кулахметов, ныне ушедший в запас, а в августе 2008 г. командовавший смешанными силами по поддержанию мира в зоне конфликта, рассказал в документальном фильме «Потерянный день», www.youtube.com/watch?v=bYcnrq62XAo что ещё днем 7 августа, около 14:00, стало известно, что руководство грузинского штаба на пограничной территории между Грузией и Южной Осетией неожиданно снялось со своей позиции. Буквально через несколько часов российские посты доложили о массовом перемещении грузинских колонн вдоль границы. В районе 20:00 было зафиксировано уже более сотни машин с войсками. Обо всех этих фактах генерал-майор Марат Кулахметов, немедленно докладывал на самый верх, но в ответ никаких четких приказов не получал.
Сегодня приходится констатировать, что даже после первых потерь среди российского контингента оперативной реакции со стороны президента РФ не последовало. «Погиб экипаж боевой машины, который стоял на линии разделения. Сообщение поступило в 5.50 утром 8 числа, через полчаса — гибель еще одного военнослужащего. Час проходит — гибель еще двух человек», — рассказал Кулахметов.
По словам экс-главы Генштаба РФ генерала армии Юрия Балуевского, российская система отражения агрессии поблизости от грузинской границы выстроена таким образом, что для приведения ее в действие необходима лишь политическая воля. На этом фоне преувеличенными выглядят разговоры о технической неполноценности российской армии в военной операции лета 2008-го. К примеру, России понадобился лишь один фронтовой бомбардировщик Су-34, чтобы полностью вывести из строя ПВО Грузии.
По мнению тогдашних военачальников, слабым оказалось лишь самое верхнее звено цепочки — человек, который должен принимать решения. «Самое главное — вот эта начальная команда. И она была дана, к сожалению, с глубоким опозданием», — посетовал Юрий Балуевский.
Лишь через двое суток после того как Цхинвал оказался под обстрелом реактивной артиллерии, а по российским подразделениям миротворцев был открыт танковый огонь, президент РФ отдал запоздалый приказ об ответных действиях. По мнению Балуевского, пацифист Медведев не решился бы на столь жесткие меры без прямой отмашки своего коллеги по тандему.
Нынешний премьер министр считает победу над Грузией одним из наиболее ярких моментов своего первого президентского срока. Четыре года спустя бывшее военное руководство ВС РФ, воспользовавшись его уходом с высшего поста, решилось рассказать правду об августе 2008-го и привнесло, по выражению наблюдателей, ложку дегтя в эту информационную бочку меда. Несмотря на скандальность заявлений генералов, никаких комментариев со стороны Натальи Тимаковой, пресс-секретаря Дмитрия Медведева, пока не поступало.