Общество

У нарушителей ПДД предлагают конфисковывать машины

Потому что в России растёт число водителей, лишенных прав, но продолжающих садиться за руль

  
75

Возможно, что в скором времени за грубые нарушения у автолюбителей будут не только отбирать права, но и машины. По крайней мере, с такой инициативой выступил начальник управления ГИБДД Свердловской области Юрий Демин.

Уральские полицейские уже внесли это предложение в местную Думу. Законодатели отнеслись к ней благосклонно и, не исключено, осенью примут соответствующий закон. После этого он попадёт в Госдуму РФ и может стать общероссийским.

По мнению свердловских гаишников, проблема в том, что само по себе лишение злостных нарушителей прав не приносит должного результата. Особенно в тех случаях, когда водитель лишён прав на 20 и более лет (пока зафиксированный в России рекорд — лишение прав на 80 лет). Таким «лишенцам» прав, по сути, уже не видать. А продолжать испытывать острые ощущения за рулём многим хочется. Вот и получается, что на дорогах всё больше нарушителей, которые водят машину без прав. Поможет ли конфискация автомобилей у таких «водителей» улучшить ситуацию на дорогах?

— Пока предложение уральских полицейских — не более, чем идея. Непонятно, по каким критериям, за какие нарушения будут конфисковывать машины, — рассуждает председатель движения автомобилистов «Свобода выбора», депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. — На мой взгляд, единственная ситуация, при которой конфискация машины будет уместна, — неоднократное управление транспортным средством в состоянии опьянения.

За это нарушение, я считаю, в принципе надо ужесточать наказание. Но только после того, как будет изменён сам критерий, фиксирующий факт опьянения. Сейчас трезвый человек — это тот, у кого в крови ноль промилле алкоголя. Но это несправедливо и противоречит как здравому смыслу, так и объективным научным данным. Поэтому у нас порой оказываются лишёнными прав люди, которые вообще не берут в рот алкоголь, потому что в зачёт идут сотые доли промилле. Вот после того, как мы всё-таки определим, что считать опьянением за рулём, будем ужесточать ответственность. Например, за повторное управление транспортным средством в пьяном виде можно наказывать либо лишением свободы на реальный и конкретно обозначенный срок, либо конфисковать автомобиль по решению суда.

А что касается нарушения других правил дорожного движения, то здесь конфискация машины должна применяться лишь в самых крайних случаях. Наказание необходимо ставить в зависимость от количества предыдущих нарушений. Понятно, что если человек 30 раз в год платит минимальный штраф по 100 рублей за нарушения ПДД, меры воздействия не достигают цели. Закон по-прежнему нарушается. Поэтому должна быть разработана шкала прогрессивных штрафов для автомобильных рецидивистов.

При этом лишать автомобиля за то, что человек три раза за год превысил допустимую скорость, неправильно. А вот к тем, кто сто раз был замечен в этом за год (а у нас есть такие примеры), можно будет применять и такую меру. Но и здесь должна быть разработана некая процедура, учитывающая самые разные факторы. Скажем, одну машину в семье водят и муж, и жена. При этом жена — безупречный водитель. Как тут быть? Возможно, должна выплачиваться какая-то компенсация родственникам за конфискованный автомобиль…

Что касается тех, кто даёт свою машину водить по доверенности, я всегда выступал за консолидированную ответственность как нарушителя, так и того, кто предоставил автомобиль человеку, представляющему опасность для общества. Он должен расплачиваться. В том числе — и своей собственностью.

Есть идея и конфискации автомобилей у «бомбил», которую я поддерживаю. Ведь люди не платят налогов — серьёзное преступление. За это даже известных мафиози сажали, к которым не могли придраться по другому поводу. К тому же такой нарушитель не отвечает ни за жизнь, ни за здоровье своих клиентов. Возможно, эта мера будет также обсуждаться в Госдуме…

«СП»: — Может ли конфискация автомобиля остановить «отмороженных» водителей?

— Да, у нас много людей, которые ездят без прав. Это становится недоброй традицией, особенно среди молодёжи. Можно встретить обсуждения на сайтах, где люди хвалятся друг перед другом: на сколько лет их лишили прав? Бывает, что по совокупности нарушений — на 30−40 лет. Известен случай, когда один подлец регулярно ездил пьяный. Был лишён прав, но всё равно продолжал водить машину, пока не отправил на тот свет шестерых молодых людей, курсантов Рязанского воздушно-десантного училища. Вот таких, кто напрочь игнорирует закон, надо наказывать самым серьёзным образом. И чем раньше у них отнять машину, тем лучше.

«СП»: — Сегодня отняли, а завтра он пошёл и купил за 20 тысяч развалюху. И снова разъезжает. Да ещё на аварийном автомобиле…

— Ну это всё-таки не килограмм яблок за углом купить. Здесь много хлопот. Машину надо зарегистрировать. Даже то, что такой злостный нарушитель какое-то время не будет представлять опасность для окружающих, уже хорошо.

Иное мнение высказал председатель Общероссийского общественного движения «Движение автомобилистов России» депутат Государственной Думы Виктор Похмелкин

— Это предложение антиконституционное. Лишать собственности можно только по суду и только за очень серьёзные преступления. У нас даже в качестве уголовного наказания конфискация применяется очень ограниченно. А здесь речь об административных нарушениях. Во-вторых, это неэффективная мера. Нарушитель может ездить по доверенности. И я не считаю, что собственник, не нарушавший правил дорожного движения, должен таким серьёзным образом расплачиваться за свою доверчивость. У нас в законодательстве существует принцип личной вины.

В целом данное предложение показывает лишь несостоятельность руководителя ГИБДД Свердловской области. Единственное положительное следствие этой инициативы, на мой взгляд, должно быть в том, чтобы отстранить его от должности.

«СП»: — Как тогда можно решить проблему «езды без прав и правил»?

— Во-первых, не надо лишать прав на такие огромные сроки, как сейчас. Если человека в совокупности «отлучают от машины» на 15−20 лет, он воспринимает это как пожизненный срок. Поэтому надо более разумно использовать данную меру. Есть административный арест. В конце концов можно рассмотреть вопрос об уголовной ответственности для тех, кто ведёт себя на дорогах совсем безобразно. И не надо думать, что с помощью какого-то универсального наказания можно остановить беспредел. У нас сегодня люди садятся за руль, понимая, что могут сбить насмерть человека и угодить за решётку на 9 лет. И это их не останавливает. Проблема не в наказании, а в комплексе факторов, в том числе, в неэффективности работы ГИБДД.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Семен Багдасаров

Политический деятель

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня