Общество

Внешняя разведка лезет в сеть

Российские спецслужбы вплотную занялись формированием мнения российского интернет-пользователя

  
99

Газета «Коммерсант» сообщила, что в январе 2012 года Служба внешней разведки (СВР) объявила три закрытых тендера на сумму свыше 30 млн руб., цель которых — выработать новые методики мониторинга блогосферы. Главная задача — «массовое распространение информационных сообщений в заданных социальных сетях с целью формирования общественного мнения».

Заказчиком выступила «Войсковая часть N 54939», которая входит в систему СВР. Она запросила разработку программы для «исследования методов разведки интернет-центров и региональных сегментов социальных сетей», «исследования методов негласного управления в интернете» и представить проект касательно «средств продвижения специальной информации в социальных сетях».

Планируется, что «мониторить» блогосферу будет система «Диспут», анализировать полученные данные — система «Монитор-3», вбрасывать нужную информацию в соцсети — система «Шторм-12». Назначение последней определено так: «Разработка специального программного комплекса автоматизированного распространения информации в крупных социальных сетях и организации информационной поддержки мероприятий по подготовленным сценариям воздействия на заданную массовую аудиторию социальных сетей». «Коммерсант» пишет, что целью этой виртуальной армии станет «массовое распространение информационных сообщений в заданных социальных сетях, используя имеющиеся учетные записи пользователей с целью формирования общественного мнения», «сбор статистики и анализ эффективности распространения информационной волны», «анализ пригодности наиболее популярных сервисов социальных сетей для инициирования информационных волн различной тематической, социальной и прочей направленности».

Внимание российских спецслужб к интернету и социальным сетям не кажется таким уж странным, если вспомнить, что в разгар «арабской весны» — событий в Тунисе и Египте — толпы протестующих собирались на площадях во многом благодаря таким сервисам, как Твиттер и Фейсбук. Очевидно, российские спецслужбисты решили не наступать на чужие грабли и сыграть на опережение, вплотную занявшись интернетом.

Мы попросили главного редактора сайта agentura.ru Андрея Солдатова прокомментировать эту новость:

— Во времена Советского Союза в КГБ были подразделения по проведению открытых пропагандистских мероприятий в зарубежных и советских СМИ. В 90-е годы эти мероприятия были переименованы в «программы содействия». В течение 15−20 лет под ними, в основном, понимались статьи, размещенные в различных СМИ. А теперь к этому добавляется еще и работа в социальных сетях. Поэтому интерес СВР — вполне ожидаемая вещь.

«СП»: — Намерения СВР воспринимаются многими как попытка провластной пропаганды Кремля. Насколько это верно?

— Кремль действительно занимается пропагандой. С середины 90-х годов в ФСБ и СВР работают подразделения, которые занимаются пропагандой в обществе точки зрения власти. В течение довольно длительного времени эти операции были ограничены определенными схемами. Например, в свое время перед СВР стояла задача по формированию за рубежом благоприятного общественного мнения по второй чеченской войне.

«СП»: — Как это делалось?

— Самыми разными способами: от размещения «нужных» публикаций до проведения выставок в здании ООН в Нью-Йорке. После начала Второй чеченской войны большинство зарубежных СМИ были настроены резко критично к тому, как вела боевые действия Российская армия. СВР и многие другие наши структуры пытались изменить это мнение в благоприятную сторону: доказать связи чеченских боевиков с мировым террористическим движением и т. д. Не очень успешно, но занимались. Для них это привычно. Просто сейчас, видимо, задачи СВР становятся более всеохватными.

«СП»: — То есть вы считаете действия внешней разведки нормальными?

— Я считаю, что ситуация с обнародованием информации о ее тендерах позволяет нам лучше узнать о деятельности этой организации, которая должна быть подотчетна обществу. Но мне совершенно не кажутся эти действия СВР нормальными с точки зрения разведывательной деятельности. Я считаю, что формирование общественного мнения — задача совершенно не для разведки.

«СП»: — Почему обсуждаемые тендеры разместила именно СВР, а не ФСБ?

— В ФСБ есть Центр информационной безопасности, который занимается ровно тем же самым. Там есть своя программа по мониторингу блогосферы. Например, есть компания под названием «Аналитические бизнес-решения», которая делает продукт «Семантический архив». Она «мониторит» блоги и для МВД, и для ФСБ. Так что многие силовые ведомства сейчас этим занимаются очень активно.

Свое мнение высказывает политолог Дмитрий Орешкин:

— Я думаю, что подобные задачи перед СВР встали потому, что понятно, какова реальная роль информационного обеспечения в современном мире. Зона интерпретаций мира — это прежде всего интернет. Понятно, что СВР и любая другая спецслужба обязана им заниматься. Вот они и занимаются в меру своих способностей. Но, думаю, у них ничего не получится.

«СП»: — Почему?

— Потому что это внутриведомственный конкурс. Выигрывают его, естественно, свои люди. Освоят бюджет, напишут какую-нибудь стратегию, которую никто не реализует. А если реализует, то это будет тоска зеленая, потому что важна не технология, а контент. А его они генерировать не могут. Соответственно, конкурировать с более яркими людьми им также не удастся.

Творческим людям свойственно искать свободу, а она всегда лежит где-то в стороне от этих урегулированных и согласованных источников. В итоге их попытки формирования определенного общественного мнения, конечно, потерпят неудачу.

То же самое мы видим и на телевидении. Оно успешно существует, и многие его смотрят, но чем человек более образован и продвинут, тем меньше его интересует то, что происходит в этом «ящике».

"СП": — То есть из задумки СВР ничего не получится в силу вырождения системы, в которую она встроена?

— Нет, что-то из этого получится. Создадут стратегию, начнут ее реализовывать, освоят бюджет, но КПД будет удивительно низким. Все определяется людьми, креативом, который есть в команде. А людей, способных на него, в спецслужбах все меньше и меньше. Им становится скучно, неприятно и стыдно работать в подобных проектах.

Это версия агитпропа, который развернется в интернете, пропаганды. Они все определили правильно: проанализировать то, что происходит в сети, выделить ключевые точки, поставить людей, которые будут влиять на массы. Это все здорово, вот только работает только тогда, когда нет конкурентов. Когда у вас есть «карманный», управляемый интернет, который не испытывает никакого влияния извне, — тогда люди «жрут» то, что вы им даете. А если есть альтернатива — будут уходить к другим ресурсам и к более талантливым авторам.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Денис Абрамов

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня