Главный питерский долгострой 2000-х годов — новый стадион на Крестовском острове — вновь в центре скандала. Трех месяцев не прошло с тех пор, как губернатор Полтавченко развенчал (впрочем, не очень убедительно) многочисленные слухи о перебоях с финансированием строительства данной спортивной арены, списывая все на «необходимость корректировки». И вот, очередная новость со знаком «минус»: на «стройке века» срочно меняют подрядчика.
В Смольном заявили об этом практически сразу после визита на Крестовский главы российского правительства Дмитрия Медведева. Премьер побывал там в минувшие выходные. «Впечатление — удручающее», — так прокомментировал Дмитрий Анатольевич увиденное. Приготовленные на стройке к его приезду фотоплакаты и озвученные специалистами цифры красноречивы. На фото — хранящиеся под открытым небом 55 тысяч кресел, а также грязь вокруг, ржавая арматура. Цифры? В 2010 году здесь работало до 1800 рабочих; в 2011-м их число сократилось с 900 до ста с небольшим; в 2012-м работает уже максимум 240 человек.
Знакомили премьера с положением дел на Крестовском глава «Газпрома» Алексей Миллер, министр спорта Виталий Мутко и и.о. губернатора города Игорь Дивинский (сам губернатор в отпуске). Прессу к ВИП-гостям близко не подпускали. Из близкого к Смольному окружения удалось узнать, что после Медведева, назвавшего ситуацию «позорной для России, пригласившей к себе чемпионат мира 2018 года», больше всех негодовал из-за творящегося на стройке Миллер.
Когда-то газпромовцы «пробивали» эту территорию для возведения на ней элитного жилья. Место замечательное: западная оконечность острова, берег Финского залива, идущая через парк дорога к городу. Нетрудно представить, сколько заработала бы на этом компания. Лишь под давлением общественности, сумевшей привлечь на свою сторону ЮНЕСКО, жилой комплекс в последний момент заменили на спортивную арену для футбольного клуба «Зенит». Бывший на этом месте стадион им. Кирова достаточно было просто модернизировать, подведя к нему современную инфраструктуру, и служил бы он еще сто лет на радость игрокам и болельщикам. Об этом говорили многие эксперты. Но бывшая в то время губернатором Петербурга Валентина Матвиенко, большая любительница масштабных проектов (и по стоимости тоже), одним росчерком своего пера зачеркнула славную историю великолепного комплекса.
Согласно первоначальным планам, новую арену на Крестовском острове должны были открыть в 2009 году. Помню, как незадолго до назначенной Смольным даты я отправилась к строящемуся стадиону, предвкушая, как первой расскажу о нем читателям. Приглашу их на стартовый матч любимого питерцами «Зенита» — уже и дата его была обозначена. В качестве экскурсовода пригласила одного из руководителей компании, выигравшей тендер на проведение главных работ — некое ГУП «Реставрация». Он долго сопротивлялся, отговаривал меня от визита, но в итоге сдался.
Почему он сопротивлялся, стало понятно очень быстро: за прошедшие к тому времени два с лишним года строители преуспели разве что в сносе старой арены и рытье котлована. И всё. Смета работ составляла на тот момент 250 млн долларов. Вряд ли именно столько «съел» котлован…
Подрядчик менялся после этого еще не один раз. Чуть дольше других задержалась на этой стройке компания «Инжтрансстрой», которая входит в корпорацию «Трансстрой», а та в свою очередь является составной частью холдинга «Базовый элемент» Олега Дерипаски. С завидной регулярностью меняется и смета. После корректировки 2009 года, когда в проект потребовалось внести изменения в соответствии с требованиями ФИФА и УЕФА (почему эти требования сразу не были учтены — до сих пор остается загадкой), стоимость строительства, которая первоначально оценивалась в 6,7 млрд рублей, утроилась. А сегодня она превышает уже 35 млд рублей. Недостроенный стадион занимает таким образом уже почетное второе место в списке самых дорогих арен мира — после лондонского «Уэмбли».
"Уэмбли", однако, строили с умом, в точном соответствии с проектом, и в сроки сумели уложиться, — сказал «СП» Герман Зонин, заслуженный тренер СССР, известный в мире футбола специалист. — У нас же знаете, сколько раз меняли один только проект? Не менее пяти! И каждый раз надо ведь было заплатить новым проектировщикам. А то, что они забраковали и отменили, разобрать, снести, выбросить. Не говорю уже о масштабном воровстве на самой стройке. Об этом много судачат сейчас в футбольных кругах города. Мои коллеги откровенно смеются: «Новую футбольную арену никогда не сдадут, потому что выгодней, чтобы она оставалась недостроенной». Смотришь на то безобразие, которое там творится и невольно веришь тому, что слышишь. Постоянно что-то там обваливается, разрушается, тонет в бетоне"…
О смене очередного подрядчика стало известно в понедельник. Об этом заявил питерский вице-губернатор Игорь Метельский. От него же журналисты с удивлением узнали, что «стоимость строительства и схема дальнейшего финансирования окончательно пока не определены». «Нашу задачу как города мы видим в том, чтобы проект больше не менялся, — подчеркнул вице-губернатор Метельский. — Что касается компании „Инжтрансстрой“, то выполненные ею работы на объекте не соответствуют тем условиям, которые определены в контракте. Мы не видим результатов за последний год. Договор с этой компанией заканчивается 15 ноября. После этого город планирует проводить новый конкурс уже по новой цене, которую согласует Главгосэкспертиза».
В самом «Инжтрансстрое» подобных решительных действий заказчика, кажется, явно не ожидали. И пребывают пока в полном недоумении. Во всяком случае, такое впечатление сложилось после разговора с несколькими сотрудниками и руководителем пресс-службы данного московского ЗАО Еленой Гурьяновой.
Сотрудники на условиях анонимности высказали «свое решительное фи» заказчику, не сумевшему «за столько лет понять, чего же им самим надо». «Нам постоянно выкручивали руки, — признался специалист из Департамента стратегического развития. — Перебои с финансированием, изменения в проекте, изменение сроков сдачи… Можно нормально работать в таких условиях?».
Резкую отповедь получила корреспондент «СП» от Елены Гурьяновой:
— Нас от работ на стадионе в Петербурге не отстраняют. У нас контракт завершается. Чувствуете разницу?
«СП»: — В городе все только и говорят о том, что вы с весны никаких работ там не вели. Рабочих на стройке практически не было, не считая горстки гастарбайтеров…
— Это чушь! Работа не останавливалась ни на день. Просто проводилась в локальных местах.
«СП»: — Скажите, пожалуйста, Елена Евгеньевна, ваша компания предполагает участвовать в новом тендере на возобновление, продолжение и, как все надеются, завершение работ на Крестовском острове?
— Конечно! В обязательном порядке.
Сроки строительства суперарены остаются пока те же: конец 2014 — начало 2015 года. Хотя, что значит «те же»? После 2009 года нас всех заверяли, что «все будет готово уже к весне 2011-го». Потом — «к лету 2012-го», «к концу 2013-го»…
Хорошо бы успеть к весне 2018-го, когда к нам в страну придет долгожданный чемпионат мира по футболу. К слову, во многом благодаря ему Петербург избавился от пресловутой «кукурузы» — 400-метровой башни «Газпрома» на Охте. Все средства решено было «сосредоточить» на подготовке к мировому первенству.
Видимо, еще не сосредоточили…
Справка «СП»
Международный конкурс на проектирование новой зенитовской арены был обставлен в Петербурге с помпой. Победитель конкурса японец Кишо Курокава получил от города, по неофициальным данным, 400 млн рублей. Согласно его проекту, арена должна была напоминать летающую тарелку. Вскоре после победы Курокава умер. Почти сразу его проект взялись переделывать — многое в нем оказалось из области нереального. Новые проектировщики запросили у застройщика за свою работу, как говорили, сумму не меньшую, чем у японца. После чего изменения в проекте проводились еще не раз.
В настоящее время возведение стадиона сосредоточено на сооружении моста-трибуны над выкатным полем. В конструкцию только за последний год «влито» более 4 тысяч кубометров бетона и сотни тонн металлической арматуры (эквивалентно трем 16-этажным монолитным домам). На данном этапе мост — самая низкая отметка строящейся конструкции чаши — возведен до уровня 14 метров.
По оценкам специалистов, возвести основные конструкции петербургской арены можно за три года. Еще около года потребуется на пуско-наладочные работы.
Фото ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Анна Калашникова