Надо же: опять комментирую текст Радзиховского… Тут впору ставить смайлик, но не с Мамонтовым же дискутировать!
По ряду оценок, изложенных в его статье «Конец марша», никакой дискуссии с моей стороны, кстати, и не будет: дурацкое название марша, политическая разрозненность оппозиции, персональные характеристики отдельных лидеров, усталость интеллектуальной части «Болотной» от не-сдвижения с места и, как следствие, радикализация и смысловое «вымывание» митингов, — все это достаточно очевидно.
Так о чем же спор?
«Дьявол» на сей раз кроется не только в деталях, — особенно хорошо он виден именно на общем плане.
Но сначала — детали-подлоги, довольно, впрочем, типичные для этого автора…
Подлог первый — психологический портрет всей оппозиции, написанный с одного Лимонова. Вряд ли звукосочетание «р-р-революционный нарцисс» имеет отношение даже к Удальцову (там мессианство, а не нарциссизм), а уж с какого потолка Радзиховский взял нарциссизм и «р-р-революционность» Улицкой, Романовой, Навального, Пархоменко, Быкова… — было бы загадкой, кабы не было заведомым и вполне рассчитанным подлогом.
России нужна оппозиция, «ЗАИНТЕРЕСОВАННАЯ в будущем страны, имеющая волю и ПРОЕКТ», учит Радзиховский, презрительно отсекая от этих благородных дефиниций обитателей Болотной площади и проспекта Сахарова, — которым, ясное дело, лишь бы побузить… О да! Истинно заинтересованные в будущем страны (Кургинян, Шевченко и Ко) собираются, как мы теперь знаем, вместе с Радзиховским, на тайные посиделки на Старой площади, у Суркова (теперь, поди, у Володина).
У них и ПРОЕКТ есть, поди…
Жалко, никак не озвучат.
Это — истинные патриоты! А Навальному, автору «Роспила», — лишь бы сломать себе руку на демонстрации и устроить обыск у собственных детей и родителей, ради самопиара.
Подлог второй: Радзиховский тычет в нос несмышленой оппозиции якобы незаданные ею серьезные вопросы и не поставленные задачи… «Как наладить социальные лифты?» — важным голосом спрашивает он — и шествует дальше, не тормозя. Между тем, на этот вопрос имеется простой ответ: сменой власти.
Чтобы маленькие ивановы-фрадковы-патрушевы-матвиенки перестали засиживать, как мухи, миллионерские должности в банках и на госслужбе, — нужны честные выборы, только и всего!
Именно этого громко и ясно требовала оппозиция в декабре 2011-го.
Радзиховский не видит связи? Надо же. Такая очевидная вещь — и вдруг оказывается недоступной такому высокому уму!
Митинги тех дней Радзиховский называет «фальстартом оппозиции», и это, разумеется, тоже подлог. Ибо ни пятого, ни десятого декабря не было никакой одной «оппозиции», как не было и никакого единого политического плана и решения о старте — десятки тысяч людей вывело на улицы их личное оскорбленное человеческое достоинство! Не знаю, как с этой материей обстоит дело у Радзиховского, но на всякий случай хочу его заверить, что для очень многих людей это — вполне достаточное основание для того, чтобы оторвать седалище от дивана.
Вот мы и вышли.
И вышли очень вовремя! Остались бы сидеть по домам — находились бы сейчас в еще более низкой фазе самоуважения, чем сейчас. А страна — еще глубже в заднице.
И не было никакой «разводки» со стороны оппозиционных лидеров. Не смогли быстро и с толком самоорганизоваться в единую сильную коалицию? — да, не смогли. Сдетонировали личные ущемленные амбиции? — да, в ряде случаев имело место и это.
Но люди Болотной — подавляющее их большинство! — выходили и будут выходить не за Удальцовым, Пархоменко или Навальным. Они выходят по личным мотивам. И это очень серьезные мотивы. Например: чувство собственного достоинства. Например: выражение поддержки своим товарищам, избитым и посаженным в тюрьму после шестого мая, в порядке показательной общественной порки.
Странно, что в статье для «Российской газеты» Радзиховский даже не упомянул этот многократно упоминавшийся на митинге и такой простой человеческий мотив.
Вообще, как вы заметили, Радзиховский (человек чрезвычайно зоркий и интеллектуальный), время от времени, как по заказу, слепнет и тупеет. И здесь самое время обратить внимание на главный стратегический подлог его статьи в «Российской газете», — тот самый, который хорошо виден как раз на общем плане.
«Может, из горького понимания собственного пшика у кого-то (хоть у одного, хоть и десятка) явится какая-то энергия РАЗУМНОГО действия, а не дурацких „окупайабаев“ …», — пишет Радзиховский.
«Пшик» — это, если кто не понял, десятки тысяч людей на последнем «Марше», вместо сотни с лишним тысяч, выходивших зимой и в мае… «Пшик» — это Путин, которого обитатели Болотной так и не смогли выковырять из Кремля и, по Радзиховскому, потерпели поражение…
Тут крайне выразительна сама система координат.
Либеральный публицист признает как данность изнасилование, произведенное со страной, и всю богом данную иронию направляет на нравоучительное ехидство в адрес изнасилованной. Видишь, матушка, зря ты кричала и звала на помощь. Я ж тебе говорил: все равно трахнет. А ты сопротивлялась. Неразумное это было действие. И потом, куда ты поперлась к Абаю, чего там голосила? Дурочка ты, с ума сошедшая…
Очень благородный мужчина этот Радзиховский — трезвомыслящий, интеллектуальный.
Но оставим в стороне моральную красоту автора — рассмотрим коллизию с дурацким «окупайабаем».
Много было практического смысла в «оккупае»? Да, признаться, не очень. А что имело бы практический смысл?
А вот что: «РЕАЛЬНАЯ ЖЕСТКАЯ ОППОЗИЦИЯ, ЖИЗНЕННУЮ НЕОБХОДИМОСТЬ» которой (размер букв — Радзиховского) «все понимают».
Вот прямо-таки — все, Леонид Александрович?
Может быть, кто-нибудь один — все-таки не понимает? Может быть, этот один, будучи в паранойе вместе со своей подручной судебно-избирательной опричниной, давно вырубил под корень реальную жесткую оппозицию, заменив ее группой мягких дрессированных уродцев? И продолжает рубить с неиссякающей энергией параноика?
Может быть, именно из-за этой многолетней паранойи энергия общественного протеста, доведенная до кипения — и закупоренная со стороны суда и выборов — выплескивается то на Болотную, то на бульвары? Так скажите еще спасибо, что не в персональный террор…
И ведь, кажется, простая вещь, шестой класс средней школы, Ломоносов-Лавуазье! Дайте общественной энергии выйти через проверенные европейские клапаны — и будут вам социальные лифты, и крайне правые с крайне левыми естественным путем окажутся в маргиналах, и страну не разнесет в клочья…
Не дают. Запаивают последние клапаны. Уже и Гудкова выгнали, дебилы. Уж на что, кажется, не Сахаров, — выгнали!
Так кто же угроза для России? Красный мессианец Удальцов — или впавший в политический маразм Путин, делающий именно Удальцова наиболее вероятной политической альтернативой, когда наконец рванет безо всякой Болотной? Может быть, именно этот закупоренный полковник ведет страну к взрыву, а не Лимонов, собирающий в праздничный день семьдесят сторонников и ни о чем другом уже не пишущий, кроме того, что у него украли желтую майку лидера?
И кстати, какой именно тип поведения Радзиховский считает сегодня адекватным для тех, кто протестует против политики Путина? Митинги — глупо, а что не глупо? Кооперация с властью? Ну-ну. Сорокина, Муратов, Ясина, десятки других приличных людей четыре года напролет надували до невозможных размеров медведевский шарик, входя во всевозможные советы — и?
Получите третий срок Путина и шестое мая.
Что теперь? Консультировать Старую площадь? Ну, Радзиховский уже консультировал — и?
Леонида Александровича, кажется, не очень-то послушали, зато он снова пригодился на фронте дискредитации оппозиции в ее собственной среде.
Тут надо признать: что умеет, то умеет.
Это вам не «Анатомия протеста», тут все так тонко, элегантно, с умиляющей самокритикой… И даже с умеренной критикой власти, для плезиру. Безличной критикой, — потому что про Путина автор «Российской газеты» отчего-то не иронизирует с таким неизбывным сладострастием, как про лидеров Болотной.
Видимо, не находит это РАЗУМНЫМ.
Радзиховского раздражает оппозиция и митинговые формы ее жизни. Ах, не удовлетворяет этот «оккупай» его высоким интеллектуальным запросам!
Железная логика. Отключить воду, а потом говорить: фу, как вы плохо пахнете!
Фото: ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин; РИА Новости/Максим Богодвид