Общество

Кирпичом по авианосцу

Виктор Алкснис о судьбе российской оборонки

  
172

К сожалению, за последние годы мы уже привыкли к позорным провалам нашей оборонки. Хотя с высоких трибун и президент России, и премьер-министр, и министр обороны постоянно нас заверяют, что у нас все прекрасно, перевооружение армии и флота идет по плану, и к 2020 году оно будет полностью завершено. И российская армия будет перевооружена на лучшее в мире оружие и боевую технику. Но гладко все это выглядит лишь на бумаге и на экране телевизора.

Как известно, на прошлой неделе во время ходовых испытаний авианосца «Викрамадитья» (приблизительный перевод с хинди: «Сильный, как Солнце», «Всемогущий», «Победоносец») в Баренцовом море из восьми паровых котлов отказали, по одним данным — семь, а по другим — три. Легкий авианосец «Викрамадитья» предназначен для замены выработавшего свой ресурс авианосца «Викрант» ВМС Индии. Корабль сооружен на основе советского тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» путем глубокой модернизации.

Конечно, современное оружие и вооружение представляют собой очень сложные в техническом отношении системы, и поэтому они всегда могут отказать. Но когда я прочитал в новостях причину выхода из строя авианосца «Викрамадитья», то, честно признаюсь, не поверил, что такое возможно.

Глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Дьячков доложил вице-премьеру правительства РФ Дмитрию Рогозину о ситуации с авианосцем. Чтобы меня не обвинили в нагнетании излишних страстей, цитирую дословно по новостной ленте РБК:

«…По словам главы ОСК, в ходе испытаний у причальной стенки котлы не могли развить полную мощность и были испытаны максимум на 40%. При первом выходе на большие мощности — до 100% во время ходовых испытаний — при осмотре котлов было обнаружено частичное разрушение огнеупорной кирпичной кладки в топках котлов», — сказал А.Дьячков. Он отметил, что котлы были изготовлены по заявке индийской стороны. «В российском флоте применяются котлы, которые используют в качестве топлива мазут. Индийская сторона сделала заявку применить котлы, которые будут работать на дизельном топливе. Эта работа была проведена в проектном бюро в РФ. Котлы были изготовлены на Балтийском заводе», — сказал он. А. Дьячков пояснил, что в ходе испытаний в море путем вывода поочередно котлов из действия экипаж производил ремонт этой кладки. «Но, тем не менее, при последующих выходах на большие мощности мы получали повторное частичное разрушение кладки», — отметил он.

Отвечая на вопрос Д. Рогозина о том, какие материалы использовались, А. Дьячков пояснил, что этой был шамотный кирпич китайского производства. «К сожалению, российское производство этих материалов утрачено», — сказал он…".

Для справки: шамотный кирпич — это огнеупорный кирпич, изготавливаемый из огнеупорной глины или каолина. Производство огнеупорного кирпича в нашей стране велось еще с древних времен на протяжении сотен лет. И вдруг оказывается, что мы утратили его производство. Неужели настолько далеко зашел процесс деиндустриализации страны, идущий последние 20 лет, что уже кирпичи выпускать не можем?

Но если действительно в нашей стране утрачено производство огнеупорного кирпича, то значит, у нас автоматически будет утрачено производство металлов, как цветных, так и черных, вообще вся промышленность, требующая применения высокотемпературных технологий. Я знал, что в промышленности ситуация очень плохая, но чтоб настолько?

Делаю в Google запрос «шамотный кирпич» и вижу десятки ссылок на российских производителей огнеупорного кирпича. Оказывается, они и сегодня выпускают шамотный кирпич, в том числе и карбидкремниевые огнеупоры, выпуск которых был обусловлен потребностью ВМФ. И до настоящего времени эти изделия используются для изготовления и ремонта главных котлов боевых кораблей ВМФ России.

Но раз так, то тогда появляются основания утверждать, что г-н Дьячков, мягко выражаясь, вешает лапшу на уши г-ну Рогозину, а также и всем нам, по поводу утраченных возможностей выпуска огнеупоров для кораблей.

Зачем он это делает?

У меня только одна версия по этому поводу. Как известно, мы живем в условиях рыночной экономики, одним из главных принципов которой является: «купить подешевле, а продать подороже!». А этот основополагающий принцип рынка очень часто противоречит требованиям боеготовности и исправности боевой техники и вооружения. Но как в свое время утверждал классик марксизма-ленинизма, ради 300 процентов прибыли капиталист пойдет на любое преступление.

И в данном конкретном случае, как мне представляется, ради этой прибыли бизнесмены от судостроения по дешевке купили некачественный китайский шамотный кирпич и использовали его в котлах авианосца.

А в результате получили срыв сроков поставки авианосца «Викрамадитья» индийским ВМС и огромный репутационный ущерб российской оборонки.

Но самое печальное в этой ситуации, что наверняка никто из виновников этого скандала к ответственности привлечен не будет. А значит, подобные случаи будут продолжаться и не только в судостроительной промышленности.

Я вот пытаюсь представить себе картинку, если бы на месте Д. Рогозина сидел выдающийся организатор и руководитель оборонной промышленности СССР Лаврентий Павлыч, то через сколько часов г-н Дьячков отправился бы чистить зубной щеткой снег на южном берегу Ледовитого океана?

Фото: РИА Новости/Сергей Мамонтов

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня