18+
понедельник, 29 мая
Общество

«Стрижи» отлетались

Летчики покидают знаменитую пилотажную группу

  
406

Возможно, знаменитая пилотажная группа «Стрижи» скоро распадется. Из нее уже уходят летчики. В частности, два пилота МиГ-29 из резервного состава «Стрижей». Причина упадочных настроений — Минобороны хочет создать пилотажную группу на новых учебно-боевых самолетах Як-130, а «Стрижи» остаются не у дел. Точно известно, что уже в ноябре двух летчиков из основного состава «Стрижей» отправляют переучиваться на Як-130.

О ситуации в Кубинке, где базируются «Стрижи» и их коллеги на Су-27 — «Русские витязи» — ранее рассказывали служившие на аэродроме офицеры. По их словам, после того, как Центр показа авиационной техники в Кубинке был подчинен Липецкому авиацентру, отношение к «Витязям» и «Стрижам» кардинально изменилось в худшую сторону, поскольку в Липецке есть свои асы — «Соколы России».

Масла в огонь подлил скандал с командиром «Стрижей» Валерием Морозовым. Его, напомним, подозревают в вымогательстве: офицер якобы требовал оплаты с местного коммерсанта за использование символики пилотажной группы и вымогал деньги у подчиненных. В этой связи в воинской части в Кубинке была проведена проверка, по итогам которой Морозов представлен к досрочному увольнению в запас в связи с невыполнением условий контракта. Правда, в защиту командира выступили его сослуживцы из «Стрижей». Решение об увольнении Морозова еще не принято.

Тем временем половина аэродрома Кубинка отдана коммерсантам. Раньше там находились служебные помещения, самолетные ангары, теперь по требованию новых владельцев их освободили. Все самолеты, в том числе те, на которых летают «Стрижи» и «Витязи», стоят на дальних стоянках.

Все это лишь подтверждает оценку Общественной палатой РФ ситуации вокруг российской авиации. Глава комиссии ОП Александр Каньшин так объяснил необходимость обращаться напрямую к президенту Владимиру Путину: «Мы всегда гордились и сейчас гордимся нашими летчиками — героями, первыми космонавтами, представителями военной авиации. Наша отечественная авиация долгое время была одной из ведущих в мире уникальных школ теоретической и инженерно-конструкторской мысли в области авиастроения. К сожалению, в постсоветский период приоритеты в этой области резко изменились. Романтизм сменился расчетливым прагматизмом, национальная гордость — коммерческим расчетом, забота и внимание — эксплуатацией летного и технического персонала на пределе их физических возможностей».

Почему все-таки отношение к военной авиации меняется?

— Раз летчики уходят из «Стрижей» — видимо, чувствуют, что перспективы нет, — считает Герой России, заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Квочур. — Ходят слухи, что олигарх Сулейман Керимов выкупил огромную площадку на аэродроме в Кубинке. Это подтверждает версию, что как воинская часть Кубинка прекращает существование. Отсюда и кадровые решения, и настроения среди пилотов. Надо понимать: если летчиков из Подмосковья будут переводить в Липецк, это неизбежно повлечет ряд организационных и социальных проблем. Пилоты тех же «Стрижей» — это не лейтенанты с одним чемоданом. Это взрослые люди с семьями, со своими проблемами и планами на жизнь.

«СП»: — Что сегодня не устраивает военных летчиков?

— Думаю, сейчас служить более комфортно, чем 10 лет назад. По крайней мере, топливо появилось. Но летному составу не хватает, прежде всего, четкого понимания перспектив. В ВВС началась текучка, особенно в военно-транспортной авиации. Вместе с тем, имеется большой некомплект в гражданской авиации. Поэтому молодые военные летчики с хорошими летными данными, с командирским опытом, чрезвычайно востребованы на «гражданке». Это очень плохо — с точки зрения обороны. Когда уйдут самые лучшие, восполнить потери будет очень трудно…

Иначе оценивает ситуацию Герой России, генерал армии в отставке, главком ВВС РФ в 1992—1998 годах Петр Дейнекин:

— «Стрижей» не ослабит уменьшение штатной численности группы. У нас, слава Богу, не один десяток прекрасных пилотов. Есть из кого выбрать и кем заменить. И «Стрижи», и «Витязи» выступают для того, чтобы показать пилотажные возможности наших боевых самолетов. В процессе реформирования Вооруженных сил эти пилотажные группы были подчинены Липецкому центру. То, что во взаимоотношениях возникли сложности, — это нормально. Летчики — очень самолюбивые люди. Если вы хотите стать врагом пилота на всю жизнь — скажите ему, что он плохо летает. Противоречия между Кубинкой и Липецком разрешаются путем мудрого командования — и «Стрижами», и «Соколами России», которые достойно представляют нашу фронтовую авиацию.

Что же касается создания пилотажной группы на Як-130 — я считаю это правильным мероприятием. Не обязательно демонстрировать пилотаж на боевых самолетах типа Су-27 или МиГ-29. Воздушную мощь можно показать и на учебных машинах — тем более, на новом Як-130. На учебных самолетах летают многие пилотажные группы мира, в том числе французы и американцы.

«СП»: — Вы согласны с тем, что военная авиация находится в упадке?

— Да. Но сейчас и гражданская авиация, и военная набирает силу. Для гражданской авиации организовано щедрое финансирование по закупке учебных воздушных судов и тренажеров. В итоге, число пилотов будет ежегодно увеличиваться. Что касается военной авиации, я считаю, Минобороны и возглавляющий ОПК Дмитрий Рогозин извлекли правильные уроки из реформирования, которое проводилось в Вооруженных силах в последние годы. В результате сейчас наши ВВС находятся на подъеме. Конечно, они далеки от той воздушной мощи, которая была в конце 1980-х. Но буквально через 5−7 лет нас снова будут и уважать, и боятся…

Фото: ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Илья Выдревич

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня