Общество

За штурвал посадят гастарбайтеров

Дефицит летных кадров в российской авиации Минтранс предлагает восполнить за счет иностранных пилотов

  
79

Российским авиакомпаниям, возможно, разрешат нанимать иностранцев для работы пилотами, что настоящим законодательством пока запрещено. Об этом в интервью газете «Ведомости» рассказал глава Минтранса РФ Максим Соколов.

Существующий в стране дефицит летных специалистов министр оценил в тысячу человек. «Результат любого дефицита — возникновение монопольно высоких цен, в данном случае мы говорим о зарплатах летного состава», — отметил он.

По мнению Соколова, допуск иностранцев для работы в нашем небе не даст быстрых результатов, но, по крайней мере, приведет российское законодательство в соответствие с международным. Начать же он предложил с изменения 56-й статьи Воздушного кодекса, которая запрещает российским авиакомпаниям нанимать иностранных пилотов.

К слову, идея покрыть кадровый голод в отечественной гражданской авиации за счет привлечения зарубежных специалистов витает в воздухе. Еще в октябре 2009 года ряд крупных российских авиакомпаний обратились в Министерство транспорта и Госдуму с просьбой позволить им нанимать иностранных летчиков. Мотивация: авиапарки укомплектованы в основном иностранными самолетами, управлять которыми могут далеко не все наши пилоты.

С тех пор проблема нехватки рук для штурвалов не стала менее острой. В «Трансаэро», например, рассказали, что ежегодно отрасль нуждается в притоке почти 800 новых пилотов. Только в одном из главных национальных перевозчиков — компании «Аэрофлот» — в настоящее время не хватает 150 летчиков.

Между тем, главный редактор портала Avia.ru, эксперт по авиации Роман Гусаров считает, что в этой ситуации виновато, прежде всего, само транспортное ведомство:

— Кадровый голод — это результат бездействия самого Минтранса. Отрасль давно предупреждала федеральные органы о том, что рано или поздно здесь начнутся большие проблемы. Об этом свидетельствовала статистика: ежегодно авиационные вузы готовили в десять раз меньше пилотов, чем списывалось с летной работы. И было ясно, что, в конце концов, эти два потока с грохотом пересекутся. Сегодня это и произошло. Ныне основным тормозом развития наших авиакомпаний является не нехватка самолетов, а именно отсутствие кадров — некому летать! И это, в свою очередь, порождает целый клубок других проблем.

«СП»: — Поясните?

— Во-первых, нарушается законодательство. То есть летчики летают больше положенных санитарных норм, что, понятное дело, приводит к утомляемости и, как следствие, — к ошибкам. Посмотрите: что ни катастрофа, то «человеческий фактор». Второе — падает дисциплина среди пилотов. Потому что они начинают рассуждать так: мол, куда вы денетесь, все равно больше брать на работу некого. Это еще и задирает уровень зарплат до невероятных высот — по 300−400 тысяч рублей в месяц получают пилоты. Наверное, их эта ситуация устраивает. Но не устраивает авиакомпании, не устраивает пассажиров, которые, в конечном счете, и платят эти зарплаты летчикам. Причем незаслуженно высокие. Поэтому как-то надо решать этот вопрос.

«СП»: — И лишь иностранцы тут помогут?

— Было время, когда мы могли обеспечить наши авиакомпании собственными пилотами. Надо было просто решиться на коренное реформирование системы образования. Звучали, в общем-то, слабые голоса на этот счет. Но никто не решился систему реформировать. А у нас она сегодня крайне неэффективна. Пилотов готовим очень долго, даем им высшее образование с кучей ненужных сопутствующих предметов, которое совершенно ни к чему. Получается дорого, но на выходе мы имеем человека с высшим образованием, который не умеет летать. И которого еще авиакомпаниям приходится долгое время и за огромные деньги доучивать.

Однако менять такую практику не захотели, наоборот, решили еще накачать систему подготовки (такую, какая она есть) деньгами. Увеличили там раза в два набор. Но это ситуацию не спасает. Поэтому выход один: если хотим и дальше развиваться, если не хотим отдать собственное небо иностранным авиакомпаниям, то нам придется открыть (пусть даже на какое-то время) небо и дорогу в наши авиакомпании иностранцам. Другого не дано. Как говорится: «Заграница нам поможет».

«СП»: — Но у нас есть и военные летчики. Почему бы не переобучить их?

— Гражданская авиация давно пополняется за счет военных летчиков, которые переучиваются. Но и этот поток небесконечен. К тому же в военные училища сейчас набор курсантов почти не ведется. Там тоже кадры потихонечку истощаются. То есть те, кто хотел прийти в гражданскую авиацию, — пришли. Конечно, хотелось бы своих. Нужна была смелость не держаться за эту систему образования, за этот безумный бюджет подготовки пилотов, который сегодня выделяет государство. Я так понимаю, это кому-то просто выгодно — ведь деньги немалые. Чем больше учат, чем больше программа, тем больше денег даст государство. Чем же плохо? Поэтому, к сожалению, слабая мотивация сегодня у тех, кто принимает решения, чтобы что-то изменить серьезно.

«СП»: — Ну а какие специалисты к нам пойдут?

— Зарплаты у наших летчиков сегодня вполне соответствуют европейским. А санитарные нормы даже ниже. Т.е. те в год больше летают за такую же зарплату. Понятно, что в первую очередь мы привлечем бывших соотечественников — пилотов из стран СНГ, которые не имеют таких зарплат, как в России. Скорее всего, придут пилоты из Украины, Белоруссии, Молдавии, из Средней Азии. Для их авиакомпаний это окажется большой проблемой, ведь мы будем «высасывать» у них лучшие кадры. Правда, сами пилоты давно стремятся сюда и интересуются, как им тут закрепиться. Поэтому если им сейчас разрешат, то они, конечно же, немалым потоком хлынут на российский рынок.

«СП»: — А как это отразится на безопасности полетов?

— С квалификацией у них все нормально, они летают на таких же самолетах, на такой же западной технике. В конце концов, есть же система подготовки по летному делу — никто ее не отменял. Так что на безопасности, я уверен, это не отразится. Это отразится на уровне зарплат, которую платят пилотам. Ну, потому что если новички явно насытят рынок, то не будет уже такой практики, когда российские авиакомпании друг у друга перекупают, переманивают пилотов — как на аукционе. Как говорится, кто больше даст. А зарплата — это немалая составная часть в стоимости билета. Это должно снизить финансовую нагрузку на авиакомпании и несколько «взбодрить» пилотов, повысить их дисциплину. Напомнить, что они должны серьезнее относиться к профессии.

Заместитель начальника летно-испытательного комплекса аэродрома Киржач, пилот гражданской авиации Олег Башмаков, в свою очередь, не оценил идею Минтранса:

— Да, сейчас в Воздушном кодексе записано, что членами экипажей воздушных судов могут быть только граждане России. Но связано это, в первую очередь, с тем, что командир воздушного судна за рубежом представляет интересы государства. То есть я, находясь за границей, на воздушном судне, являюсь и консулом, и всем-всем — как капитан корабля. Самолет — это территория нашего государства. А гражданин, скажем, Великобритании или гражданин ЮАР (неважно какой страны) будет отвечать нашим интересам? Это же наемник!

Считаю предложение правительства в корне неправильным. Надо поднимать свою экономику, надо поднимать свою авиацию, а не вкладывать наш капитал, мозги, ресурсы в чужую. Конечно, проще взять за границей готового специалиста вместо того, чтобы заниматься подготовкой молодежи у себя в стране. Но это прямая дорога к полной деградации. А ведь чтобы подготовить нормального командира воздушного судна — от школьной скамьи до летчика первого класса — необходимо 8−9 лет. Так и было в советское время: он приходил сначала на Ан-2, потом садился на Ан-12, потом — на Як-40… И так шагал, шагал, шагал и доходил до первого класса. И это не просто уровень технической подготовки был — это был образ мыслей. Сейчас училище закончил, сорок часов налета, английский хорошо знаешь — бух, в кабину «Боинга». Девять часов в полете. Прилетели куда-нибудь в Таиланд — 6−8 часов поясных, восемь или девять — стоянки, и назад. Вот так их и выжимают…

Фото Дмитрий Суходольский/ Интерпресс/ ИТАР-ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня