Общество

Путь детдомовца

Воспитательная система превращает сирот в умственно отсталых

  
375

Мы сидели с ней в актовом зале детского дома. Невысокая сцена, занавес, кресла. Стены то ли розовые, то ли персиковые, на них с десяток вырезанных из бумаги ярких цветочков — чтоб повеселее было. Таких одинаковых актовых залов в России — сотни. А таких, как моя собеседница Оля, — тысячи.

Она почти на меня не смотрела, даже села ко мне боком. Все время хихикала, хоть ничего смешного в нашей встрече не было. Но и я улыбалась, чтобы как-то подбодрить ее, стесняющуюся, наладить контакт.

В глаза сироты не смотрят почти никогда.

— Сколько тебе лет?

— 13.

— А учишься как? — я спросила с надеждой, но ответ был предопределен — он тут почти у всех одинаковый.

А Оля еще сильнее стала хихикать.

— Ну, та-ак… Когда как. И тройки бывают, и четверки. Ну, тройки в основном.

— А любимый урок есть?

— Да, ИЗО.

— А чего ж ты как плохо учишься? Не понимаешь, что ли, или просто лень?

Снова хихикает:

— Ну, не очень охота.

Надо сказать, что подавляющему большинству детей в этом детском доме слова «хочу учиться» или «хорошо учусь» говорить не приходилось никогда. Учатся они плохо и не хотят. Мотивация напрочь отсутствует. И никто не работает над ее возникновением. «Что поделать, они у нас тут почти все с ЗПР», — говорят воспитатели и руководители детских домов. То есть с задержками психического развития, которые в свою очередь могут привести к умственной отсталости или интеллектуальной недостаточности, по-разному можно называть. Только, опять же, у многих воспитанников детских домов такие «диагнозы» появились вследствие педагогической запущенности и психологических травм, полученных ребенком. До того, как попасть в детдом, они, как правило, живут с асоциальными родителями и часто просто не посещают школу. Но педагогическая запущенность и трудные жизненные ситуации — это же не приговор! А глядя на работу, ведущуюся с ними, можно подумать, что жирный крест на них уже поставили.

— А поступать куда собираешься после школы?

— На повара, как сестра.

— Готовить, значит, умеешь, да?

— Конечно! Мы в школе вот недавно готовили салаты. Селедку под шубой и оливье.

— И как готовить оливье?

— Ой, ну кто как готовит! Понамешают всего. Если вкусно получилось, то «пятерку» ставят. Если не очень, то «тройку». Ну а если совсем ужасно, то «двойку».

Уровень бытовых навыков у сирот также почти нулевой. Их немного учат готовить в школе. Иногда пускают в общую столовую помогать готовить поварам. Этого мало, и это не единственное, что им нужно уметь и знать. И опять же — никакой мотивации и мыслей о будущем. «Здесь мне все дают и все делают для меня. Что будет потом — будет потом», — типичные размышления воспитанника. Но в этом нет их вины. Они заложники системы, в которой разваливаются семьи, дети попадают в интернат, где их воспитывают женщины разочарованные, часто неудовлетворенные, вынужденные за ничтожную зарплату контролировать неуправляемых подростков, успевая при этом сдать тонну отчетных бумаг в министерство и прокуратуру.

— А с жильем у тебя что? Есть закрепленное? Где после детского дома жить будешь?

— Мне должны дать жилье, у меня нет.

— А что надо сделать, чтобы получить жилье?

— Ну, я не знаю. Но мне все помогут. Там какие-то документы надо собрать, это мне скажут. А потом, если какие-то будут проблемы, то Ирина Владимировна все решит, — тут моя собеседница уже совсем оживилась, начала увлеченно рассказывать. — Если кто-то придет и скажет: «Это мое жилье», — надо не пускать, поставить замок и закрыть. А если не поможет, то надо звонить Ирине Владимировне. Она вообще любой вопрос может решить!

— А кто такая Ирина Владимировна?

— Ну, такая она… ну, стройная, в Москве живет. Она вот приезжала к нам в понедельник или во вторник. Она сказала, чтоб ей звонили, если что. У меня ее кредитная карточка есть.

Конечно, визитная карточка. Мне тут захотелось схватить ее за плечи и закричать: «Ну какая еще Ирина Владимировна, Оль?! Сама ты все будешь решать!». Вот она, типичная иждивенческая психология детдомовца. Вот они, правовые знания. Выпускники детского дома к жизни не готовы совершенно, уповают на Ирину Владимировну, Елену Петровну, Марьиванну. Глубокая запущенность по всем фронтам.

В этот день я говорила не только с Олей. Еще было диалогов 20 в общей сложности, у меня и моих коллег, но каждый последующий похож на предыдущий.

А нам все твердят про волонтерство, добровольчество. Дружные группы студентов и работников корпораций продолжают ездить с конфетками и игрушками, концертами и аниматорами. Тем самым подливая масла в пылающий огонь неадекватной системы, пожирающей саму себя.

Глобальные цели по ликвидации всех детских домов за 5 лет поражают. Только, боюсь, это невозможно. Детские дома — лишь следствие более глубоких и серьезных общественных проблем, связанных с социальной политикой, экономикой, демографией. Поэтому, как ни печально, следует признать, что сироты в ближайшее время никуда не исчезнут и будут продолжать наполнять соответствующие учреждения. А значит, нужно менять принципы работы с этими детьми.

Детям нужны профессионалы, высококлассные специалисты: психологи, психиатры, социальные работники, юристы, коррекционные педагоги. И этим людям нужно платить зарплату, потому что своей доброй волей они не смогут прокормить своих собственных детей. Немотивированный специалист порой хуже, чем вообще никакого специалиста.

И только при наличии профессионалов можно говорить о системе адаптации сирот, которая позволит им вырастать и выходить в жизнь нормальными самостоятельными людьми. Вот во что нужно вкладывать ресурсы. А конфеты они себе потом и сами смогут купить, потому что будут уметь зарабатывать и тратить.

Фото: РИА Новости/Владимир Песня

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Владимир Круглый
Владимир Круглый

В сегодняшней нашей жизни очень важно, чтобы были средства массовой информации, которые несли действительно правдивую информацию, которая, может быть, не всегда приятна. Не всегда приятна власти, не всегда каким-то гражданам, но, тем не менее, она объективна, она независима и она, самое главное, правдива. Ваше издание «Свободная пресса» одно из таких средств массовой информации.

Очень важно, что такие средства массовой информации есть, что они развиваются, что им уже 10 лет.

Хочу пожелать удачи, успехов, продолжать работать активно в том же духе и радовать всех нас информацией, которая соответствует действительности!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня